Если вам становится жалко выкидывать бутылки и банки, а при взгляде на забитый макулатурой дворовый мусорный бак кровью обливается сердце - значит, вы на верном пути к экологической сознательности, и дальше - к экоактивизму. Самый занудный корреспондент "Диалога" рассказывает о том, как прошёл эту дорогу, и что делать тем, кто тоже решит отправиться по ней.
К осознанию необходимости заниматься отбором вторсырья я пришёл, конечно, не сразу. Мысль о том, что негоже чохом выбрасывать в мусорный бак и батарейки, и бутылки, и бумагу, и пластмассовые баночки из-под йогуртов и солений, вызревала в голове постепенно, а первые плоды дала года два-три назад. Естественно, что за истекшее время семимильными шагами развивалась и отрасль сбора и переработки вторсырья, так что мой рассказ – по сути, не только о собственном опыте, но и об эволюции переработки в Санкт-Петербурге.
Для меня всё началось с «традиционных» видов вторсырья – макулатуры и стекла. По счастью, с прежней работы у меня остались контакты (и приятельские отношения) с некоторыми активистами местного отделения «Гринпис» — они-то и помогли мне для начала разобраться с тем, где найти пункты приёма. Тогда (а на дворе был 2013 год) эта система ещё не была такой разветвлённой и отлаженной, как сейчас: достаточно сказать, что я живу в районе площади Труда, а возить макулатуру приходилось на Курляндскую улицу – пользуясь для этого автобусом № 6. Естественно, что сдача того количества макулатуры, которое возможно было увезти за один присест, не позволяла «отбить» билет даже в одном направлении… Так что я с самого начала занимался этим «за идею» — чего желаю и вам, поскольку иначе есть риск очень быстро разочароваться.
Потом в моей жизни появились акции движения «Раздельный сбор» — туда я и поныне отношу большую часть вторсырья, которое образуется у меня и дома, и на работе. Проводятся они каждый месяц (в первую субботу) во всех районах города. Пока я работал в Василеостровском районе – возил мешки с отходами к станции метро «Приморская» (там их собирали на площадке у института Арктики и Антарктики), теперь – ношу к кафе «Укроп» на улице Марата (это точка сбора по Центральному району). В принципе, это самый эффективный способ разобраться разом со всем накопившимся у вас барахлом: нужно просто отыскать ближайшую доступную акцию и убедиться в том, что вы успеете за достаточно ограниченное время (а в большинстве мест вторсырьё принимают с 12 до 15 часов, кое-где – так и вовсе до 14) её навестить. Главное – свыкнуться с мыслью, что у вас на протяжении месяца будет копиться утиль.
А дальше начинаются тонкости, которые я познал методом «научного тыка» — то есть проб и ошибок (поначалу – принесённого было, но отвергнутого приёмщиками вторсырья). Дело в том, что на акциях «Раздельного сбора» принимают несколько ограниченный ассортимент, который к тому же периодически изменяется – обычно в сторону сокращения (поэтому лучше всего подписаться на их группы «ВКонтакте» — общую или посвящённую конкретно вашему району). Опасные отходы – те же батарейки – активисты собирать перестали, поскольку для работы с такими материалами нужна специальная лицензия (с ними теперь — только в «Экомобиль» или стационарные пункты приёма). В последнее время не берут и вспененный полистирол – подложки от фруктов, коробки из-под яиц. Полиэтилентерефталат (читай, бутылки) – только прозрачный, а не белый…
Здесь на помощь приходят стационарные пункты. Настоящим золотым дном для энтузиаста переработки стала «Точка сбора» на Боровой улице, 47 – если точнее, то на автостоянке супермаркета «Ашан» на углу Обводного канала и Боровой. Только здесь (насколько мне известно) принимают непрозрачные ПЭТ-бутылки, алюминиевую фольгу (!), а по первым субботам месяца (и за 2-3 дня до них) – вспененный полистирол. В начале июня, во время очередного «Раздельного сбора», мне пришлось даже сделать две «ходки»: одну – сюда, одну – на местную акцию в своём районе.
Второй адрес, который нужно запомнить хардкорным любителям экологии – проспект Тореза, 102, корпус 4. Это нежно любимое экоактивистами всех мастей место – единственная (!) в городе точка, где принимают невспененный полистирол, которого, к сожалению, в нашем быту образуется очень много. У меня дома есть отдельный мешок для этого сырья – баночек из-под йогурта, упаковок от тортов и пирожных, — а когда он разбухает так, что при взгляде на него начинает лезть на ум фраза «Так жить нельзя!», я собираю себя в кулак, отвожу пакет на «Удельную» и сдаю. Об оплате даже не заикаюсь (целых полтора рубля за килограмм, но что толку, если пластмасса – субстанция, как правило, объёмная, но лёгкая?) Кажется, приёмщик уже узнаёт мою физиономию – и тоже ни слова не говорит о деньгах…
Тонкостей в этом процессе, на самом деле, великое множество. Во-первых, вторсырьё необходимо чистить. Помнится, в детстве меня жутко раздражала необходимость мыть полиэтиленовые пакеты (которые тогда ещё не превратились в надоевшую хуже горькой редьки деталь любого пейзажа), но просто так их выкидывать родители не разрешали. Теперь, впрочем, для меня нет особой разницы, что шоркать и полоскать – фарфоровую чашку из-под чая или полипропиленовый стаканчик от йогурта. Во-вторых, нужно убирать этикетки, а особенно термоусадочную плёнку с бутылок. В-третьих, внимательно проверять соответствие маркировки – а то в последнее время среди производителей упаковки появились «умники», которые шлёпают цифру «1» (ПЭТФ) на явный полистирол. Зачём? Кто их знает…
Однако для меня весь этот процесс превратился отчасти в забавный квест, отчасти – в элемент рутины, мало отличающийся от чистки зубов или похода на работу.
Есть ли что-то, что до сих пор смущает меня в заготовлении вторсырья? Пожалуй, главное – это доселе не изжитый в обществе стереотип о том, что «собирают бутылки разве что бомжи и алкоголики». Может, конечно, это пример «мифа о мифе», но я до сих пор смущаюсь, когда сажусь в автобус с двумя полными мешками пластмассовых бутылок и прочего барахла. Ловлю себя на том, что в день, когда предстоит везти утиль, стараюсь приодеться, а заходя в салон общественного транспорта, сразу утыкаюсь в смартфон: дескать, я не деклассированный элемент, а сознательный гражданин! Смешно, конечно же, тем более что переработка вторсырья сейчас, что называется, «в тренде». Вот только знает ли об этом статистическое большинство окружающих?..
Второй момент – это неодобрение близких. Поначалу жена сильно возмущалась, что на кухне (и без того крошечной) появились разномастные пакеты с бутылками, банками и коробочками, которые стояли по месяцу – вплоть до ближайшей акции «Раздельный сбор», а немалую часть сушилки у тарелок и чашек отобрали ёмкости из-под йогурта и консервные банки (естественно, вымытые). Порой вторсырьё расползалось настолько, что занимало и кухонный диван. Впрочем, добиться понимания удалось достаточно быстро – тем более что благодаря первой же акции «Раздельного сбора», на которую мы сходили вдвоём, из трёх имевшихся в доме «мешков мешков» остался только один.
На работе тоже не все согласны сортировать мусор, пусть даже самую сложную часть процесса – вывоз – я и беру на себя. Впрочем, на прошлом месте мне помогал даже директор: в его кабинете копились штабеля перевязанной (верёвкой, которую он же мне и выдал) макулатуры, а затем мы с ним порой грузили бумагу в его машину и везли сбрасывать в специальный бокс на Невском, 22-24. В редакции «Диалога» я повесил мотивирующую надпись, периодически провожу просветительские беседы («берегите природу, мать нашу!») и собираю у коллег бутылочки из-под йогурта, не дожидаясь попадания последних в урну. В конторе сразу стали реже переполняться мусорные вёдра!..
Итак, если вы, прочитав этот текст, вдохновились и решили тоже собирать отходы, то с чего начать? Первым делом – подпишитесь на паблик «Раздельного сбора» и проштудируйте его: так вы сможете узнать, когда и где проходят акции, что можно на них приносить, а что нельзя. Во вторую очередь – освойте карту пунктов приёма, составленную общественниками: она ценна тем, что на ней вы найдёте не только классические пункты приёма, но и боксы, куда можно просто походя бросить батарейки, картон или пластиковые бутылки. Может быть, такой есть прямо у вас по соседству – тем более, что в новых домах они зачастую предусмотрены по умолчанию? Затем изучите – хотя бы для развлечения – содержимое мешков, которые приносите из магазинов: практически на любой упаковке вы найдёте маркировку, по которой поймёте, с чем имеете дело, и можно ли это будет переработать. Логичный следующий шаг – избегать тары, которую сложно или невозможно сдать. Особо «упоротые» активисты вроде меня научились распознавать тип упаковки на ощупь (тем более что полистирол, например, действительно заметно отличается от ПЭТФ), но без этого, пожалуй, можно обойтись.
Наконец, вот краткий гид по самым распространённым видам вторсырья, с оценкой по пятибалльной шкале (вернее, от 0 до 5). Ноль означает, что такой предмет можно сразу выкидывать (как бы ни болела душа за экологию) или в лучшем случае использовать в качестве ёмкости для мусора, пятёрка – что такие изделия у вас примут повсеместно и без возражений.
Кстати, в октябре прошлого года я даже примерно подсчитал, сколько всего удалось собрать за месяц семье из двух человек (обычно вести учёт мне, по правде говоря, лень). Вышло вот что:
А теперь представьте, насколько меньше вполне пригодного к дальнейшему использованию вещества попадало бы на городские полигоны – и так распухшие от мусора – если бы в каждом доме и офисе занимались тем же «квестом», что и я…
Илья Снопченко / ИА «Диалог»