88.1$ 96.3€
21.08 °С
Новости Все новости

«Арктика» как предчувствие: в Петербурге спустили на воду мощнейший ледокол

16 июня 2016 | 15:34

В это трудно поверить, но ледокол «50 лет Победы» скоро потеряет звание крупнейшего и самого мощного в мире. Превзойдёт его собственный «потомок» - сошедший со стапелей всё того же Балтийского завода атомоход «Арктика». Круг замыкается: такое же название носил головной атомоход серии, последним представителем которой стал достроенный без малого десять лет назад «50 лет Победы». Корреспондент «Диалога», в своё время провожавший в путь и его, и другие ледоколы постройки Балтийского завода, никак не мог пропустить это событие.

Круг замыкается: такое же название носил головной атомоход серии, последним представителем которой стал достроенный без малого десять лет назад «50 лет Победы». Корреспондент «Диалога», в своё время провожавший в путь и его, и другие ледоколы постройки Балтийского завода, никак не мог пропустить это событие.

Новую «Арктику» — первый ледокол проекта 22220, головной в серии, самый мощный в мире (60 мегаватт), и прочая, и прочая – построили как-то на удивление быстро. Заложили в ноябре 2013 года, но ещё поздней осенью прошлого года казалось, что на стапеле «А» (тоже рекордном, самом длинном в России: 350 метров!) – высится грубо обтёсанная глыба металла, густо облепленная лесами и украшенная периодически вспыхивающими огоньками электросварки. Теперь же по щедро покрытым смазкой «полозьям» в воды Невы скатился полноценный – и даже украшенный флагом на носу – корпус гигантского (173 метра длиной – на 14 метров больше, чем у «50 лет Победы», который в своё время казался корреспонденту «Диалога» исполином) ледокола. Но без надстройки – её будут устанавливать отдельно, в ходе достройки корабля у специально оборудованной набережной. Дело в том, что сделать это прямо на стапеле было невозможно – по массогабаритным характеристикам. Ядерную силовую установку тоже поместят в корпус позже.

«Дорогие балтийцы! Друзья, коллеги! Сегодня у нас очень важное событие: сегодня мы спускаем на воду головной ледокол «Арктика». В этом корпусе и этом корабле всё происходит впервые. Я хочу поблагодарить каждого из вас за ваш труд, нашего уважаемого заказчика – госкорпорацию «Росатом», руководство Балтийского завода. Предприятие – больше не банкрот, и дай бог нам всем дальше работать на его благо и на развитие. Давайте сделаем одно последнее усилие – достроим этот ледокол на воде, чтобы к концу 2017 года сдать его в эксплуатацию. С праздником, дорогие друзья!» — сказал Алексей Рахманов, президент Объединённой судостроительной корпорации (в которую входит и Балтийский завод).

Действительно, «Арктика» (и проект 22220 в целом) – это кладовая новых технических решений. Более лёгкие реакторные установки (при том, что мощность силовой установки на валах по сравнению с предшественником, ледоколом «50 лет Победы», только увеличилась – до 60 мегаватт) позволили сделать это судно универсальным, двухосадочным. При глубокой осадке оно способно проламывать толстые океанские льды, при мелкой — работать в устьях рек (в первую очередь, конечно, Оби и Енисея). А значит, плавсредства этой серии могут замещать собой сразу два: классов «Арктика» и «Таймыр» соответственно. «Арктика» сможет преодолевать сплошной припайный лёд толщиной до 2,8 метра, заниматься самостоятельной проводкой судов, буксировкой, спасательными работами во льду и на чистой воде… Атомная установка дарит судну невозможную для дизельных кораблей автономность – до 7 лет между выгрузками топлива.

«Мне очень радостно, что Балтийский завод получил и исполнил этот заказ – и особенно радостно потому, что 60 лет назад я начинал здесь свою трудовую деятельность в качестве слесаря-монтажника. Поэтому я считаю себя членом вашего коллектива», — добавил спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, президент международной общественной организации «Ассоциация полярников» Артур Чилингаров.

«Сегодня в Санкт-Петербурге открывается юбилейный, двадцатый Международный экономический форум, на котором обсуждается вопрос состояния и перспектив нашей экономики. Сегодня же здесь, на Балтийском заводе, спускается на воду самый мощный и самый крупный атомный ледокол «Арктика». Это наша демонстрация – демонстрация возможностей нашего судостроения, нашей промышленности и нашей экономики в целом. Если хотите, это наш демонстративный ответ. Не так много в мире стран, которые способны – финансово и технологически – реализовать такой проект. И наша страна сохраняет передовые позиции в атомном судостроении», — заявил полномочный представитель президента в СЗФО Владимир Булавин.

Демонстрация – демонстрацией, но этот ледокол, который предполагается ввести в строй к концу 2017 года, даст стране новые и интересные конкретные возможности. Во-первых, он сможет пробивать лёд почти трёхметровой толщины – это серьёзная заявка на возможность по-настоящему круглогодичного использования Северного морского пути. Кроме того, «Арктика» — не только длиннее, но и шире (34 метра вместо 30) своего более старого тёзки: это означает, что новое судно сможет в одиночку прокладывать путь более крупным танкерам, тогда как раньше для пробивки дороги во льдах для некоторых нефтеналивных судов требовалась помощь второго ледокола. Всё это позволит увеличить эффективность использования морской трассы вдоль северного побережья Евразии. А значит – и помочь в решении проблемы северного завоза.

«Друзья, сегодня для балтийских корабелов, ОСК, работников атомной промышленности, да и для всей России – знаменательный и торжественный день. Со стапелей Балтийского завода сходит самый большой, самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика». Для многих поколений российских моряков и полярников освоение северных территорий России было смыслом их жизни. Арктика – самый суровый из обитаемых регионов нашей планеты, работать там очень сложно, а без современной техники – и вовсе невозможно. Трудно переоценить то, что сделано нашими учеными, конструкторами, нашими замечательными мастерами-корабелами. Россия – единственная страна в мире, обладающая мощным атомным ледокольным флотом. За последние полвека он позволил решить ряд сложнейших задач – от организации постоянного движения по Северному морскому пути до освоения новых месторождений нефти и газа на арктическом шельфе. И я уверена, что сегодняшнее событие – появление нового замечательного ледокола – даст новый мощный импульс, откроет новые возможности освоения наших северных территорий», — отметила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Она (как «крёстная мать» судна) перерезала верёвку, на которой – высоко над головами собравшихся – держалась символическая бутылка шампанского, прикреплённая у борта судна. Сосуд разбился сразу, осыпав стапель осколками и брызгами: это считается хорошей приметой. Точно так же без заминок (и даже без сильных волн) прошёл и сам спуск – после того, как рабочие рассекли задержник, не дававший корпусу судна скатиться по стапелю.

А рядом уже постепенно обретает форму корпус второго ледокола в серии, названного «Сибирь». Всего же их будет три: третий, «Урал», ещё не заложен. Все эти названия тоже символичны: среди атомоходов проекта 10520 были, естественно, и «Арктика», и «Сибирь», а «Уралом» должно было называться судно, которое впоследствии получило название «50 лет Победы» (хоть и было введено в строй уже после того, как годовщину разгрома нацизма отпраздновали не то что в пятидесятый – в шестидесятый раз). Первая «Арктика» несколько лет назад была выведена из эксплуатации и дожидается в Мурманске решения о своей дальнейшей судьбе, и похоже, что вполне может встретиться с новым судном, носящим своё имя. Так что преемственность – тоже дело хорошее, особенно когда она представляет собой не повторение опыта прошлого, а его полноценное развитие.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!