Site icon ИА «Диалог»

Петергофский фонтан «Нептун» прошёл масштабную реставрацию

В Верхнем саду Петергофа состоялся финальный этап монтажа скульптурной группы фонтана «Нептун». Торжественное открытие отреставрированного памятника состоится 21 мая, во время праздника фонтанов.

У этого фонтана сложная и интересная история. «Это работа немецких мастеров середины XVII века. Эта группа была создана по решению городского совета Нюрнберга для украшения центральной городской площади – во время, когда Европа вздохнула с облегчением благодаря завершению длительного и кровопролитного конфликта – Тридцатилетней войны. Она началась в 1618 году, а закончилась только в 1648-м – и к концу войны многие, видимо, забыли, из-за чего она вообще началась. Но это, в принципе, была религиозная война – между католиками и протестантами», — рассказал хранитель фонда «Скульптура» ГМЗ «Петергоф» Виль Юмангулов.

В итоге фонтан так и не вступил в строй на изначально отведённом ему месте – как по финансовым соображениям, так и в силу банальной нехватки источников воды. Уже почти готовая скульптурная группа долго лежала в сарае на хранении, и только в конце XVIII века ею заинтересовался Павел I, когда путешествовал со своей супругой по Европе. Впрочем, купить её он смог лишь тогда, когда стал императором.

«Нам приятно, что все наши скульптуры – подлинные. Некоторые – даже с петровского времени, хотя этот фонтан появился тут значительно позже, это «дитя» Павла I. Мы знаем, что когда Павел получил Петергоф в наследство от матери (которая, как известно, его не любила), он чрезвычайно хотел его обновить – и с его именем связаны два грандиозных проекта: Римские фонтаны у Шахматной горы (он выполнил их в мраморе, а до того они были деревянными) и установка Нептуна. Эту фигуру он купил в Европе, ещё будучи великим князем. Тогда под именем графа Северного он проехал весь Старый Свет, посмотрел, как живёт Европа – и вернулся другим человеком. Кое-что он привёз с собой: эта фигура долго ждала своего часа, но в 1799 была установлена здесь – и с тех пор так и стоит здесь, ни разу так капитально не реставрировалась. Поэтому для нас это событие знаковое и этапное», — рассказала директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая.

По её словам, сравнивать этот фонтан с другими нельзя – они все совершенно разные. Например, при Петре I ставили в основном мраморные фигуры (таковы, например, знаменитые «Адам и Ева»). «Этот фонтан совсем другой – он европейский, барочный, пышный, и это, наверное, вписывается в контекст Петергофа, потому что мы – хорошая, красивая барочная резиденция, у нас знаменитый французский парк. Например, Александрия – парк совсем иной, там «Нептун» вообще не мог бы стоять – не был бы там органичен», — добавила руководитель ГМЗ. Интересно, что до 1799 года здесь же находилось(со времён Анны Иоанновны) другое изображение морского бога – позолоченная свинцовая «Нептунова телега»: хозяин морей из римского пантеона был изображён в колеснице, запряжённой морскими лошадьми – гиппокампами.

За истекшие годы фонтанная группа успела ненадолго побывать на «исторической родине»: разграбившие захваченный Петергоф гитлеровцы вывезли её в Германию, но так и не успели смонтировать в Нюрнберге. В 1947 году памятник вернули в СССР, где собрали и установили на прежнем месте – и в 1956 году открыли для обозрения публики.

Нынешняя реставрация фонтана началась в январе 2015 года. По словам Юмангулова, специалисты столкнулись со множеством сложностей, главной из которых было сохранение максимального числа подлинных элементов, в том числе – верхнего покрытия. Искусственную патинировку, призванную защитить поверхность бронзовых скульптур от дальнейшего окисления, на большинстве фигур не удалось сберечь из-за того, что петергофская вода очень жёсткая, и содержащиеся в ней соли быстро покрывают металл сначала налётом, а потом настоящей коркой, в которую добавляются также имеющиеся в воде взвеси.

«Обрастание инородными, довольно агрессивными веществами, приводит к тому, что фонтаны нужно очищать регулярно. Сейчас разрабатывается состав, при помощи которого этот слой солевых и известковых отложений можно будет убирать, не повреждая патину», — пояснил Юмангулов.

За год с лишним удалось отреставрировать и металлические скульптуры, входящие в композицию, и гранитные пьедесталы, воссозданы некоторые небольшие элементы, которые ранее были утрачены. Фактически заново была создана чаша пруда: под ней восстановили глиняный экран, реконструировали сами стены и подводящий подземный коллектор. «Думаю, лет тридцать им не надо будет заниматься, потому что воздух здесь чистый, реставрация сделана капитально… А может быть, и больше – мы работаем на вечность», — подытожила Кальницкая.

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»