Трамитадор: Кто-то вышивает крестиком, кто-то читает Ремарка, а я стою в очередях
04 апреля 2016 | 20:59| I like my jobНаш герой Андрей занят очень важным делом: он помогает людям экономить время. Будучи врачом-реаниматологом, в свободные от работы часы он стоит за других в очередях. В любых: за новым «айфоном», за номерами в ГИБДД или на скамейку в «шашлычной» зоне парка. Андрей живет в Москве и подрабатывает трамитадором, но относится к этой профессии больше как к хобби. В интервью «Диалогу» он рассказал, кто обычно обращается к его услугам, почему важно оставаться в очереди «засекреченным» и как удается оставаться «в строю» часами - и даже днями.
Стоять в очередях — это мое хобби
Неправильно было бы сказать, что в мою жизнь вошла именно профессия. Для меня, врача-реаниматолога, это больше хобби: кто-то вышивает крестиком, кто-то читает Ремарка, а я стою в очередях, помогая людям. Если же вспомнить, как это началось — лет 5 назад я по своим делам провел около недели в очередях в налоговую инспекцию. Видя нервозность и слушая о проблемах, которые были у людей в очереди, я задумался: если есть люди, которые вынуждены стоять в очереди, не нужно ли оказывать им помощь за финансовое вознаграждение? Изучив рынок, я увидел, что подобные запросы встречаются часто, а вот людей, готовых оказывать подобные услуги — достаточно мало. И я решил попробовать себя в этом деле. Уже тогда я понимал, что все это — не более чем хобби, способ занять свободное время, так как медицину бросать не собирался и не собираюсь.
Ко мне обращаются и пенсионеры, и студенты, и состоятельные люди
Среди клиентов встречаются самые разные люди: от пожилых людей и мамочек с детьми — не располагающих ни значительными финансовыми ресурсами, ни временем для очередей, ни здоровьем – и до достаточно состоятельных людей, которые ценят свое время и готовы оплатить услуги человека, который помогает им его сэкономить. Третья категория — молодежь, состоятельная и не очень, но, подчас, очень ленивая.
Я не вкладываю каких-то особых средств в «раскрутку» себя как трамитадора, поэтому здесь работает чисто сезонный фактор и фактор «сарафанного радио»: помог я кому-то в очереди — и в следующий раз человек уже звонит или пишет мне. Если свободен — всегда помогу. Или, например, отстоял в очереди в ФМС за мигранта, который успешно подал документы — звонят его родственники, друзья: «Мы вот слышали, ты помог, помоги и нам». Но если 5 лет назад это было эпизодически, сейчас о моих услугах многие узнают (даю объявления в соцсетях и на «Авито»), и обращений все-таки становится больше. В прошлом году, после публикации статьи о трамитадорах в газете «Московский комсомолец», многие звонили: «Мы прочитали о вас, помогите». И в соцсетях пишут многие. Как находят? Многие говорят, что просто через поиск по имени и фамилии — а кто-то видит объявления. Приятно, конечно, когда знают о том, чем ты занимаешься.
От нового «айфона» до места для шашлыков
За чем обычно приходится стоять? Да практически за всем… Львиную долю обращений составляют просьбы о представительстве в очереди в госструктурах: Пенсионный фонд, налоговая инспекция, Арбитражный суд, УФМС, различные департаменты (образования, например — нужно ребенка в детский сад или школу записать, а очереди в сезон огромные). Существенно меньше, но тоже достаточно много — постоять в очереди за билетами на концерты, в музеи (на нашумевшую выставку Серова в Москве, кстати, тоже стоял, 4 ночи в той очереди провел). Случаются запросы отстоять в очереди на право купить какой-то продукт в день премьеры. Такой запрос, к примеру, был незадолго до даты релиза Iphone 4 в России. Стою и в ГИБДД, за номерами для автомобилей. Бывают и экзотические запросы: отстоять очередь в кассе гипермаркета, пока мама с ребенком набирают тележку с продуктами; или же занять беседку в шашлычной зоне парка, не пускать в нее никого до приезда желающих отдохнуть.
Важно стать в очереди «своим» и фильтровать информацию
Профессионализм трамитадора, на мой взгляд, заключается в умении по нескольку часов или даже дней находиться на ногах, стоя в очереди, а также в межличностной коммуникации. Познакомиться, как минимум, с теми, кто позади и впереди тебя в очереди, выслушать их истории, рассказать созданную по ситуации свою — иными словами, чтобы к тебе относились не как к тому, кому за что-то платят, а как к брату/другу/сыну/приятелю того, кто находится сейчас дома, пока ты за него стоишь. Еще одно немаловажное качество — уметь фильтровать информационные потоки очереди, не пропускать все, что говорится ее участниками, через себя, оставлять себе только важное, утилизируя остальное. Что же касается обязанностей — здесь все просто: приехать к месту очереди — внедриться в очередь — отстоять ее до конца — внедрить в эту очередь приехавшего клиента. Иногда бывает так, что ты сам можешь получить какой-то билет или талон — тогда ты его получаешь, отстояв очередь, и передаешь клиенту. Если же талон, билет или документ выдается лично клиенту по паспорту, то здесь главное — дождаться приезда клиента и поставить его вместо себя.
Трамитадор – выносливый миротворец
Необходимо обладать физической выносливостью, не иметь проблем с ногами и суставами, чтобы нормально отстоять очередь, в которой не всегда возможно присесть. Также необходимо обладать достаточно хорошим здоровьем вообще — и иммунитетом в частности — ведь большинство очередей ты стоишь на улице, весной, летом и зимой, в снег, дождь, мороз и под палящим солнцем. Пока тебя запустят в тепло, к заветным кабинетам, может пройти час, пять часов, или же вся ночь (а то и не одна подряд). В длительных ночных очередях (в УФМС, например) мне очень помогает наличие автомобиля, в котором можно и поспать, и погреться, в то же время не отлучаясь из очереди. Необходимо обладать коммуникабельностью, умением вести диалог и искать общие темы с любым человеком. Также важно умение выявлять и гасить конфликтные ситуации в их стартовой фазе. Опыт как таковой абсолютно не важен, любой может попробовать себя в этом деле: и в качестве хобби, и в качестве основного рода деятельности. Единственный опыт — это твоя клиентская база, нарабатываемая со временем, твоя репутация. Естественно, если об Иване Петрове человек слышит на каждом углу, а Петр Сидоров вышел подработать на ночь — сначала обратятся к Петрову, и, если уж он не сможет помочь (занят, болен, еще что-то) — обратят внимание на Сидорова.
В очереди необходимо оставаться «засекреченным»
Трудности этой профессии в том, что ты стоишь в очереди в любую погоду, в любое время суток, при любой температуре. Иногда кажется, что хороший хозяин свою собаку на улицу не выгонит, а ты по звонку при наличии свободного времени едешь кому-то помогать. Еще один блок трудностей связан с тем, чтобы не дать понять окружающим тебя людям, что ты стоишь не за близкого или знакомого, а за клиента. Это очень важно, так как если кто-то об этом узнает — ты можешь пострадать и психологически, и даже физически (были случаи, когда трамитадора спасала от очереди только охрана учреждения). Естественно, если толпа из бабушек и обозленных мигрантов тебя рассекретила — о продолжении дежурства в этот день не может быть и речи. Еще одна трудность — в том, чтобы внушить клиенту, что труд трамитадора — такой же, как труд инженера, врача или парикмахера, и должен быть достойно оплачен. Многие хотят заплатить пятьсот рублей там, где и пяти тысяч будет мало, а потом требуют какой-то результат. Но это, скорее, наш менталитет. В профессии не всегда устраивают, наверное, лишь погодные условия, которые часто преподносят нам сюрпризы. Привлекает же возможность общения с людьми, желание помочь клиенту и получить за это вознаграждение.
Заскучать не дают музыка, книги и Интернет
Если очередь длительная и ночная – спасаешься сном в автомобиле, прослушиванием радиопередач, чтением книг и потреблением кофеина в больших количествах. Если же стоишь относительно недолго, то, как правило, прослушиванием грамотно подобранного плей-листа из любимых композиций в смартфоне, интернет-серфингом, общением в социальных сетях.
Объединение трамитадоров открыло бы профессии новые горизонты
В свое время эту профессию пытались развить и на Западе, и в Европе. У нас первопроходцами были омские ребята. Трамитадор получит развитие тогда, когда, во-первых, спрос на услуги станет постоянным, а не волнообразным, как сейчас. Во-вторых, развитию способствовало бы объединение трамитадоров-одиночек в какие-то сообщества и даже бизнес-структуры (например, открытие какого-либо ООО). Это неизбежно повлекло бы за собой рекламу, и люди стали бы в этом случае считать естественным поручить кому-то подмену в очереди: так же, как оставить ребенка с няней или отпустить питомца на прогулку с дог-ситтером, например. Что же касается расширения списка услуг — сейчас трамитадоры охватывают все новые и новые виды очередей.
Подготовила Дарья Веркулич / ИА «Диалог»