Как развивается один из ближайших к Петербургу областных районов новостроек – бывшая деревня Кудрово? По прогнозам специалистов, через два-три года здесь будут жить порядка 100 тысяч человек (другие оценки – и до 200 тысяч). С какими же проблемами им предстоит столкнуться – корреспондент «Диалога» разбирался на месте.
Девять с лишним лет назад, 25 декабря 2006 года автор этих строк присутствовал при официальной закладке будущего нового города – церемонию вели тогдашний губернатор Ленобласти Валерий Сердюков и Борис Грызлов, занимавший в ту пору пост спикера Госдумы. В тогдашнем материале приводились планы областных властей: «Уже в 2008 году в новом городе поселятся первые жители, а через восемь лет их число достигнет 40 тысяч. В Кудрово планируется построить 1 миллион 600 тысяч квадратных метров жилья. В строительство будет вложено 40 миллиардов рублей». Кризис и бюрократическая инерция, конечно, внесли коррективы в эти планы, развитие бывшей деревни – а ныне не то посёлка, не то пригородного района – шло значительно медленнее. Но года через три-четыре стройка набрала обороты; в 2010 году Кудрово ещё было деревней с постоянным населением 137 человек, теперь же это фактически гигантский спальный район города, который продолжает активно строиться. Нынешнее количество жителей — примерно 10 тысяч — ничего не говорит о масштабах проекта, поскольку является величиной зыбкой и промежуточной.
«Если говорить о текущем периоде, то Кудрово уже находится на довольно высоком уровне развития – мы видим достаточно большие объёмы ввода объектов на данной территории. Например, в 2015 году было введено порядка 400 тысяч квадратных метров жилья – это порядка 27 процентов общей площади жилья, которое сдавалось в Ленинградской области. Поэтому более половины объектов уже сданы, находятся на разной стадии готовности, есть уже инфраструктура в значительном объёме. Сейчас у покупателя есть выбор – 8 жилых комплексов, завершаются продажи, дома сданы. Если говорить об объёме предложения, это порядка 250 тысяч квадратных метров. Порядка 17 процентов всего [жилья], что есть в пригороде, приходится на Кудрово», — комментирует текущее положение дел руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева.
Председатель комитета по строительству правительства Ленинградской области Виталий Жданов перечислил ещё несколько цифр: на сегодняшний день в Кудрово 25 строительных площадок, в 2014 году ввели в строй 161 тысячу квадратных метров жилья, в 2015-м – 351 тысячу. Предварительная статистика за январь 2016 года – 143 тысячи квадратных метров.
Что стоит за этими цифрами? Корреспондент «Диалога» за несколько дней изучил деревню, прошагав её с севера на юг и привезя на каждом сапоге по изрядному грузу грязи.
При визите в Кудрово первым делом бросается в глаза явная проблема – отсутствие общественного транспорта. По крайней мере, социального. Жителям северной части жилой зоны, которая располагается ближе к городским кварталам, относительно повезло – прямо за железнодорожной веткой к станции «Нева» (полотно, кстати, как раз и отделяет Санкт-Петербург от Ленинградской области) находится улица Дыбенко с трамвайной веткой и оживлённым движением автобусов и маршруток. До станции метро от переезда – километр, а расстояние от железной дороги до крайних домов «Нового Оккервиля» — ещё около 400 метров. Кстати, на пересечении имеется ограничитель высоты – всего 2,4 метра – который установили для того, чтобы через квартал не сновали транзитные грузовики. Но вышло так, что поперечина перекрывает путь и мало-мальски вместительным автобусам.
В южной части посёлка, на Венской улице, удалось найти несколько микроавтобусов с табличками «Кудрово – метро «Дыбенко» (и перечислением жилых комплексов), но без указания номера маршрута. Никакого социального транспорта в будущем стотысячном городе-спутнике Санкт-Петербурга отыскать так и не получилось, а легальность упомянутых маршруток представляется сомнительной. А ведь когда начиналось освоение этой территории, среди её «активов» называли вероятное появление в ней станции метро – последней на «рыжей» ветке Петербургского метрополитена. Сейчас же планы таковы, что подземка придёт сюда не ранее 2025 года.
«Метро за 2025 годом – это правда: согласно генеральному плану развития Санкт-Петербурга, именно в такой срок появится станция в Кудрово. Тем не менее, место выбрано, функционал транспортно-пересадочного узла определён, всё замечательно – ждём только метро. После 2025 года… хотя есть соглашение между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью о реализации этого проекта. Там есть привязка к депо – городские власти приняли решение размещать его в другом месте, поэтому острота вопроса для Петербурга отпала, и городу это не слишком интересно. ТПУ «Кудрово» есть в планах, земля зарезервирована, но привязано это всё, естественно, к метро. При определении сроков строительства метро ТПУ «Кудрово» очень активно начнёт реализовываться: там предусматривается расположение регионального автовокзала на ближайшие города Ленобласти, но нет смысла его строить, пока нет якорного вида транспорта», — пояснил первый заместитель руководителя АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти» Валентин Енокаев.
Корреспондент «Диалога» в ходе своих вылазок в Кудрово передвигался исключительно пешим порядком. Во второй раз, при освоении южной части посёлка, выбраться удалось только благодаря маршрутке, возящей пассажиров в ТЦ «Мега-Дыбенко» и из него. Вероятно, что району в перспективе не помешал бы и внутренний общественный транспорт, связывающий две его раздельно лежащие части, ведь некоторые объекты инфраструктуры – например, почтовое отделение – пока имеются в единственном числе.
Транспортный вопрос вообще представляется для Кудрово весьма больным, если и не самым главным. Чтобы понять его остроту, не нужно даже приезжать туда – достаточно взглянуть на спутниковую карту. Попасть в огромный жилой район можно либо с юга – с Мурманского шоссе — по дороге, ведущей к ТЦ «Мега-Дыбенко», а затем по Центральной улице; либо через один из трёх железнодорожных переездов. Один, уже упомянутый, выводит к улице Дыбенко; второй – к Кудровскому проспекту, который вливается в проспект Большевиков (но эта дорога больше похожа на партизанскую тропу); третий же на севере пересекает пути станции «Заневский Пост-2» и выводит… в Заневку, а только через неё – на Колтушское шоссе. Все эти дороги – не шире 3-4 полос. На КАД выезда нет (!), поскольку стержневая для «Нового Оккервиля» Ленинградская улица просто пересекает объездную, не имея с ней развязки, и уходит в Новосергиевку. Получается, что отсутствие общественного транспорта заставляет кудровцев пересаживаться на личные автомобили, но попасть на своей машине в Петербург – всё равно большая проблема. А что же будет, когда жителей района действительно станет 100 тысяч?..
«Основное решение – это не въезд в город. Это самое плохое решение, которое можно было бы придумать – просто пустить всех в Петербург. Нет, машины надо запускать на Кольцевую автодорогу, чтобы они могли по ней разъезжаться. Такая возможность предусмотрена: по заказу застройщика была выполнена проектная работа по развитию инфраструктуры, определены основные проектные решения – в частности, развязка с КАД в створе Ленинградской улицы (но развязка не прямого примыкания к кольцевой, а на местный проезд, который позволит более правильно формировать поток). Это основное решение. Второе – выполнение развязки на Мурманском шоссе: расширение, которое в своё время должна была реализовать «Икея». Она этого не сделала, но сейчас готова вернуться к этому вопросу, с одной главной целью – распределить потоки, отделив тех, кто едет в ТЦ, от тех, кто движется в квартал. Для них это существенно, так как огромный объём транзита идёт через их территорию, и они не готовы с этим мириться», — считает Енокаев. По его словам, проектирование новых дорог начнётся в ближайшие месяца два.
С ним не соглашается Николай Гражданкин, начальник отдела продаж инвестиционно-строительной компании «Отделстрой» (она одной из первых начала освоение этого района).
«Прозвучали слова, что транспортная инфраструктура испытывает сложности в том плане, что большое количество транзитного транспорта проезжает мимо Кудрово – это и выезд на Мурманское шоссе, и к «Икее». Соответственно, это дополнительная нагрузка на транспортную инфраструктуру, и выходом из проблемы называют перенаправление потока на Кольцевую автодорогу. Но, согласно аналитике наших продаж, у нас 90 процентов квартир покупают жители Санкт-Петербурга, и они так или иначе связаны с городом. Они ездят туда на работу, к друзьям или родственникам, и направлять их на КАД нет никакого смысла. Главное – развивать дополнительные въезды в город, потому что тот единственный вход, который есть сейчас, не справляется – является узким горлышком, и люди обращают на это внимание», — отметил он.
Причина сложившейся ситуации – в том, что изначально, в советское время, эта территория не развивалась как зона массовой жилой застройки, поэтому проездов запроектировано не было. Никто не мог предсказать и взрывного роста числа автомобилей, который начался в 90-е годы, а железнодорожная ветка (хотя и используемая исключительно для нужд промышленности) в любом случае является препятствием – и усугубляет проблему пояс гаражных кооперативов и промышленных предприятий, расположенный за ней.
Наконец, статус Кудрово как части Ленобласти затрудняет согласование любых градостроительных решений, указывает начальник управления архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского муниципального района Евгений Бородаенко. «По социальной инфраструктуре всё более-менее выровнялось, зато беда с транспортом: с дорогами там очень плохо, и это связано, среди прочего, с примыканием двух субъектов. Очень трудно решается вопрос о прокладке ещё одного выезда, полностью заморожен вопрос о строительстве выхода метро, хотя тоннель там проведён. Тем не менее, сейчас мы работаем над решением транспортной проблемы – либо в формате государственно-частного партнерства, либо в каком-то другом. Основное внимание нужно уделить взаимодействию с Петербургом по обустройству выездных направлений и строительству выезда на Мурманское шоссе», — говорит он.
Енокаев, однако, считает, что проблема – не в стыковке двух субъектов, а в том, что развитие инфраструктуры не просто не поспевает за жилищным строительством, но и воспринимается зачастую как нечто второстепенное.
«Беда в самом подходе к освоению территории: она осваивается как частная собственность. Все земли – в частных руках, и в этом заключается корень проблемы, а состоит она в том, что изначально не были предусмотрены средства на развитие транспортной инфраструктуры. Никто об этом толком не задумался, никто до конца честно не считал, как кто поедет и куда – все почему-то думали, что год пройдёт, и дороги появятся сами. Это, конечно, не так, и острота вопроса велика. Действительно, у Михаила Ивановича Москвина (зампред правительства Ленинградской области по строительству – ИА «Диалог») собирались и обсуждали, что с этим делать. Пул застройщиков – а у большинства из них здесь очень приличные объёмы строительства – согласился с тем, что необходимо потихоньку начинать развитие инфраструктуры», — указывает он.
Нужно отметить, что пока слабо связаны между собой и обе части Кудрово. Центральная улица, пересекающаяся с Областной южнее моста через Оккервиль (и одноименного лесопарка), – единственное связующее звено. Иначе пришлось бы проламываться через пока ещё существующий лесной массив. Возможно, что ещё одной смычкой станет продолжение Европейского проспекта на север, к уже подготовленному круговому пересечению с Ленинградской улицей и проспектом Строителей – но и последний существует пока весьма пунктирно.
Наконец, ещё одна ощутимая проблема, с которой столкнулся корреспондент «Диалога» во время своих прогулок по Кудрово – это качество объектов инфраструктуры и благоустройства (там, где они есть). Например, на уже упомянутом углу Ленинградской улицы и проспекта Строителей встретились два жизнерадостных человека у машины, торчавшей посреди совершенно затопленной стоянки. На вопрос о том, что стряслось, один из них ответил: «Дождь прошёл!» Действительно, осадки в сочетании с талой водой превратили парковку в мелководье. Никакого дренажа здесь при беглом рассмотрении обнаружить не удалось.
Не оставили положительного впечатления и дорожки, ведущие от Ленинградской улицы в самом её начале к крайним домам микрорайона «Новый Оккервиль»: из-за впадин они тоже оказались покрыты огромными лужами, которые местным жителям приходилось обходить по газону. Не хватает и тротуаров – например, по правой стороне Ленинградской от переезда до Областной улицы. Европейский проспект в его северной части – по сторонам ещё ведутся строительные работы – и южное продолжение Областной улицы тоже не радуют состоянием покрытия. Из-за постоянно снующих строительных грузовиков асфальт покрыт толстым слоем грязи, а тротуары, опять-таки, предусмотрены пока далеко не везде.
Южнее ситуация постепенно выправляется: дворы благоустроены и снабжены обширными детскими площадками, асфальт в порядке, есть даже небольшие пока деревца. Кстати, в жилом квартале «Вена» удалось обнаружить едва ли не единственное взрослое дерево, сохранившееся на территории строительства – это берёза, растущая на самом берегу впадающего в Оккервиль ручья. Кое-где, впрочем, попадаются явные просчёты в проектировании дорожек…
«Жилой комплекс «Семь столиц» — это один из лучших примеров начала работ с комплексным освоением территории. Важный момент – в том, что была изначально очень сильная концепция, с правильной, грамотной квартальной планировкой. Но кварталы распадаются на отдельные жилищные комплексы, потому что застройщики – и проектировщики в том числе – не учитывают контекст, в котором они находятся, уже существующую застройку. В проекте «Семь столиц» применяются совершенно разные объёмно-плоскостные решения, и это очень усложняет ориентацию в самом квартале, потому что должна быть единая система для жителей. Есть много мелких недочётов, которые можно было бы исправить, но комплексы уже сданы. Существуют инфраструктурные недостатки – например, нехватка магазинов шаговой доступности. Ещё хотелось бы сказать, что внутренним пространствам зачастую уделяется большое внимание, а вот прилегающие территории кварталов не развиваются. Человек – существо пешеходное, и он должен иметь доступ к своему кварталу – но выходит так, что на автомобиле комплексы прекрасно доступны, а пешком туда попасть сложно. Это нельзя упускать», — заявила старший архитектор бюро AECOM Надежда Морозова.
При этом она отметила и положительную тенденцию – стремление девелоперов строить хорошие детские площадки для разных возрастов, а также зоны отдыха для взрослого населения. А вот внутреннее убранство домов она оценила не столь однозначно.
«По внутренним отделочным материалам и качеству вестибюльных групп и коридоров первых этажей нужно отметить, что всё сделано очень хорошо. Предусмотрены помещения для консьержей, что тоже раньше не всегда предполагалось. Но почему-то упускается этот же момент, начиная со второго этажа: мы видим типовые решения, которые совершенно не комфортны для человека. Да, это делается с целью экономии, но удобными должны быть не только квартиры, но и места общего пользования. По факту сейчас в домах у нас коридорная система, которая производит достаточно угнетающее впечатление на человека», — добавила она.
Головная боль всех районов новостроек – нехватка социальной инфраструктуры – заметна и здесь. Проверить это досконально можно, конечно, только пожив в этом районе какое-то время, но постоянных обитателей в Кудрово уже насчитывается более 10 тысяч, а большинство школ и детских садов ещё находятся в состоянии проектирования или строительства. Считать ли ситуацию «стабильно тяжёлой» или внушающей надежды на скорое исправление – тут мнения строителей и чиновников разошлись.
«Социальная инфраструктура есть – уже вместе с первой очередью у нас было построено несколько дошкольных учреждений. В прошлом году мы сдали школу – одну из крупнейших на Северо-Западе, на 1600 мест – и 1 сентября нынешнего года она уже примет первых детей. Она рассчитана и на те очереди [жилых комплексов], которые будут у нас сдаваться – у нас на сегодняшний день в «Новом Оккервиле» возведено три очереди, сейчас строится четвёртая, в стадии проектирования – пятая и шестая, которая подразумевает строительство ещё одного детского дошкольного учреждения», — уверяет Гражданкин.
По его словам, «Отделстрой», возводя микрорайон «Новый Оккервиль» совместно с компанией «Строительный трест», большое внимание уделял, помимо социальной инфраструктуры, и торговле, и бытовому обслуживанию населения. «У нас уже открыта – совместно со Всеволожской центральной районной больницей – поликлиника, бесплатная для населения. Она пользуется популярностью, и людям нет необходимости ездить далеко, во Всеволожск, чтобы получать медицинскую помощь. Сейчас мы прорабатываем уже вопрос о выделении помещений под пункт скорой помощи, где будут постоянно дежурить кареты с экипажами, и при необходимости оказывать медпомощь жителям квартала», — добавил он.
«По программе «социальные объекты в обмен на налоги» есть три соглашения на 14 объектов (до 2019 года): девять детских садов на 1390 мест и пять школ на 4500 мест. В нынешнем году две школы введены в строй, и мы планируем открыть их к началу учебного года. Строятся три детских сада на 390 мест. Всего аналогичных соглашений в области заключено 20, и в общей сложности в срок до 2022 года будут построены 59 объектов: 44 детсада и 15 школ. Не все детские учреждения строятся по этой программе, потому что участие в ней свободное, и не все застройщики принимают решение о том, чтобы передавать эти детские сады государству», — отметил Виталий Жданов.
Добавим, что месяц назад в Кудрово действительно открыли почтовое отделение №188691: оно располагается в «Новом Оккервиле» — достаточно удобно для его жителей, но не для тех, кто обитает в южной части района (поэтому для них неплохо было бы создать ещё одно). Ещё при экскурсии не удалось найти ни отделения полиции, ни дома бытового обслуживания, ни многофункционального центра государственных услуг, ни культурных или спортивных заведений, ни специализированных медицинских учреждений. Кстати, многие из этих проблем перечисляли авторы петиции с призывом передать Кудрово в состав Санкт-Петербурга (об этом «Диалог» писал в прошлом месяце). За этими и многими другими услугами приходится ездить в номинальный районный центр — Всеволожск, но… через Петербург: прямого общественного транспорта, идущего во Всеволожск, нет. Что и неудивительно, если учесть расположение транспортных путей и большое расстояние: 15 километров по прямой и 30 километров — по дорогам.
«Получается такая не совсем радужная картина: на сегодняшний день выдано лишь два градостроительных плана земельных участков под строительство школ, и пять – под строительство детских садов. Всего на этой территории у нас предполагалось строительство шести школ и 16 детских садов – то есть в три раза больше. В какой стадии находится подготовка – я не могу сказать, но примерно на 2/3 социальных объектов, которые предполагались к строительству, ещё не получены даже градостроительные планы, которые являются основой для подготовки самого рабочего проекта (после чего идёт экспертиза и получение разрешений на строительство). Можно сказать, что проблема вырисовывается – и люди, которые приобретают жильё, в ближайшее время столкнутся с трудностями: им будет некуда вести своих детей. Мы займёмся дальнейшей работой по северной части Кудрово, по Заневке – информация будет доведена до губернатора, и вопрос будет решаться в более тесном контакте с застройщиками», — отмечает начальник отдела градостроительного зонирования и документации по планировке территории комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти Андрей Блинов. Евгений Бородаенко указал в ответ, что скоро будет введена в строй школа на 1200 мест – она позволит обеспечить местами в классах даже близлежащие деревни.
Итак, Кудрово второй половины 2010-х – это типичный российский «спальник»? Или всё-таки нечто большее? Альтернативу полному превращению бывшей деревни в очередную Сабурбию без собственного экономического фундамента предложил Борис Латкин, гендиректор компании «Рокет Групп», управляющей инвестиционно-строительными проектами.
«В плане развития Кудрово существует проект промзоны на 12 гектарах вдоль Кольцевой автодороги. Уже много говорилось об объектах социальной инфраструктуры, о дорогах, но не поднимался вопрос о том, где эти люди будут работать. Планируется, что к 2025 году в Кудрово будет 100 тысяч населения, из которых примерно 40 тысяч – трудоспособные. Около 10 тысяч – это те рабочие места, которые создаются в сфере обслуживания внутри самого проекта, но вопрос – где планируют трудиться ещё 30 тысяч человек. Если там не будут создаваться рабочие места, то мы никогда не решим и вопрос с транспортным обеспечением, потому что ежедневная миграция людей – это 30 тысяч человек, которые утром едут на работу в город (а вечером – обратно)», — отметил он.
Согласно его мнению, если говорить о комплексном освоении территории, то оно должно быть комплексным во всём: нужны не только школы и детские сады, не только места отдыха и другие аспекты, на которые обращают внимание застройщики и продавцы квартир, но и места притяжения трудовых ресурсов, которые там создаются. Второй важный момент – это налоги, которые будут там платить: чем больше людей будут работать в Ленинградской области, тем больше налогов будет поступать в её казну, и тем лучше будет жить людям, живущим в этом районе. Ведь власти Ленобласти без особого восторга относятся к тому, что жители формально областных новостроек ездят работать в Петербург: таким образом, «мясо» в виде налогов остаётся городу, а «объедки» издержек на развитие социальной и транспортной инфраструктуры ложатся на плечи области.
«Мы разрабатываем проект планировки 12 гектаров промзоны и 12 гектаров общественно-делового района. Его реализация позволит создать 7-8 тысяч рабочих мест на территории, прилегающей к Кудрово. Перспектива реализации – ближайшие 6-8 лет. Главная проблема на сегодняшний день – в том, что здесь практически нет инженерно подготовленной территории. В связи с этим наблюдается высокая себестоимость капитальных вложений. Второй вопрос – отсутствие трудовых ресурсов: сейчас в Кудрово живут 8-10 тысяч человек, а количество людей, которые нужны для того, чтобы был пригодный спектр различных специальностей, значительно выше. Но эта история быстро закончится, потому что каждый год в Кудрово, по прогнозам аналитиков, будут появляться по 10-12 тысяч человек, которым надо будет где-то работать. Поэтому мы ведём активную деятельность – понятно, что на сегодняшний день она немного не в тренде, потому что все думают в первую очередь о том, как выжить, а не о расширении производства. Но если мы решим вопрос с инженерной инфраструктурой и транспортной доступностью, чтобы обеспечить их нормальной логистикой, то, скорее всего, производственные компании будут проявлять интерес к тому, чтобы размещаться в Ленинградской области, потому что это выгодно. Более того – на сегодняшний день в городе потихоньку «серую зону» разрушают – какой-то завод недавно опять снесли под жильё. Значит, будем постепенно переводить предприятия из Петербурга в Ленинградскую область – таков план», — добавил Латкин.
Пока до реализации этой инициативы, впрочем, далеко. На сегодняшний день в Кудрово существуют несколько небольших предприятий (в основном – в юго-западной части, ближе к станции «Нева») – мебельная фабрика, производство спецодежды и транспортная компания – но погоды в плане занятости они не делают. Торговля даст деревне ещё некоторое количество рабочих мест, но большая часть жителей всё равно будут трудиться в Санкт-Петербурге.
В ходе развития Кудрово, как считает президент союза строительных организаций Ленинградской области (и бывший вице-губернатор 47-го региона по строительству) Георгий Богачёв, удалось избежать части ошибок, которые были сделаны при застройке Мурино-Девяткино.
«Кудрово – характерный пример хаотичного развития и застройки территорий Ленинградской области в недавнем прошлом. На самом деле, это ещё и свидетельство роста аппетитов землевладельцев. Кудрово не одинаково: если мы посмотрим на районы, которые все хвалят – те же «Семь столиц» — то с ними всё просто: там указаны десять этажей, и плотность там более-менее нормальная. Дальше – там, где «Отделстрой» и «Строительный трест» — уже повыше, но всё-таки допустимо. А в центральной части видно, как растут дома. Всем известно, что стоимость земли определяется количеством квадратных метров, которые на ней можно построить, и видно, как желание заработать «ещё немножко» приводит к тому, что мы видим в средней части Кудрово. Самый характерный пример – это, конечно, Мурино, которое в веках останется примером того, как строить нельзя… и как жить нельзя. Хотя там, конечно, тоже была разработана градостроительная документация – формально хаоса нет, всё утверждено… вот только утверждено так, как утверждено. Поэтому на сегодняшний день правительство проводит достаточно последовательную политику, направленную, мягко говоря, на «засушивание» стройки в этих сложных районах — в том числе и Кудрово, которое в новом «светофоре» строительного зонирования Ленинградской области, когда он появится, однозначно попадёт в «красную» зону. Это не означает, что там нельзя строить, просто это будет очень сложно и дорого делать – как владеть автомобилем в центре Лондона», — полагает он.
Ну а корреспондент «Диалога» покидал Кудрово со смешанным чувством, не находя однозначного ответа на вопрос «Хочется ли тут жить?» Действительно, эта деревня хотя бы застраивается не так густо, как прилегающие к метро районы Мурино, но пока что строительство здесь, как и в большинстве новых районов, явно опережает социальное и инфраструктурное развитие. Вероятно, в первую очередь необходимо было бы бросить силы на решение транспортного вопроса, потому что при таких темпах сдачи жилья, которые озвучил глава комитета по строительству Ленобласти, транспортный коллапс не просто вероятен, но и неотвратим.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»