102.6$ 107.4€
-0.53 °С
Новости Все новости

Баллада о Кирилле и Франциске: как проходила встреча папы Римского и патриарха

13 февраля 2016 | 12:16

Такого в истории ещё не бывало: действующие главы двух крупнейших христианских церквей, разделённых с 1054 года – Русской Православной и Католической – по-братски встретились, провели переговоры и подписали совместную декларацию. Встреча состоялась на «нейтральной территории» - в Гаване, столице единственной в мире католической страны, которую можно отнести к союзникам России. «Диалог» собрал самые важные высказывания.

Такого в истории ещё не бывало: действующие главы двух крупнейших христианских церквей, разделённых с 1054 года – Русской Православной и Католической – по-братски встретились, провели переговоры и подписали совместную декларацию. Встреча состоялась на «нейтральной территории» – в Гаване, столице единственной в мире католической страны, которую можно отнести к союзникам России. «Диалог» собрал самые важные высказывания.

«Наконец-то, мы – братья. Очевидно, что это – божья воля», — такие первые слова по-испански произнёс папа римский Франциск, обращаясь к патриарху Московскому и всея Руси. При встрече они троекратно расцеловались по-братски, обнялись, обменялись подарками. Патриарх преподнес папе римскому Казанскую икону Божией Матери и свою книгу «Свобода и ответственность» в переводе на испанский язык. Понтифик же подарил главе РПЦ потир, реликварий с частичкой мощей небесного покровителя Святейшего Патриарха — святого равноапостольного Кирилла, а также перевод на русский язык энциклики Laudato Si. Провели небольшую протокольную фотосессию, а затем удалились для беседы, итогом которой стал весьма важный документ.

«Мы вместе обсудили целый ряд инициатив, которые, я думаю, можно будет вместе осуществлять», — так обозначил перспективы развития отношений двух церквей папа Франциск. Он отметил, что в диалоге чувствовал «присутствие Святого Духа».

Главной темой декларации на 30 страницах стала защита христиан, которые становятся жертвами конфликтов (в основном – на Ближнем Востоке). Эта тема в последние годы вышла на передний план и в заявлениях российских дипломатов. Теперь и главы двух церквей официально заявили о том, что необходимо незамедлительно принять меры для того, чтобы предотвратить дальнейшее вытеснение христиан из региона.

«Наш взор устремлен, прежде всего, к тем регионам мира, где христиане подвергаются гонениям. Во многих странах Ближнего востока и Северной Африки наши братья и сестры во Христе истребляются целыми семьями, деревнями и городами. Их храмы подвергаются варварскому разрушению и разграблению, святыни — осквернению, памятники — уничтожению. В Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока мы с большой болью наблюдаем массовый исход христиан из той земли, где началось распространение нашей веры и где они жили с апостольских времен вместе с другими религиозными общинами. Призываем мировое сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира. Необходима широкомасштабная гуманитарная помощь страдающему народу и многочисленным беженцам в соседних странах», — говорится в тексте документа.

В декларации содержится и призыв ко всем сторонам конфликта на Украине к благоразумию и деятельному миротворчеству. «Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившим бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшим общество в глубокий и экономический и гуманитарный кризис», — говорится в документе. Первые иерархи также призвали церкви на Украине «трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта». Явный намёк в адрес «раскольнической» Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), которая открыто поддерживает националистов. Кстати, обсудили и вопрос об униатстве и прозелитизме, который в последние годы был одним из камней преткновения в отношениях РПЦ и РКЦ: Москва, напомним, обвиняла Ватикан в «охоте за душами» и «переманивании» людей в католичество (это и есть прозелитизм). Теперь же главы церквей подчеркнули: их сближение не означает подчинения одной церкви другой (собственно, униаты – это православные, признающие над собой власть Ватикана, но отправляющие обряды по восточной традиции).

В декларации были затронуты и вопросы семьи. По итогам беседы главы церквей утвердили общее понимание этого явления: «Семья основана на браке как акте свободной и верной любви между мужчиной и женщиной. Любовь скрепляет их союз, учит принимать друг друга как дар». Дополнительно в документе прописано отрицательное отношение и православия, и католичества к абортам и эвтаназии.

«Это была очень содержательная беседа, которая дала нам возможность понять и почувствовать позиции друг друга. И результаты этой беседы дают мне возможность сказать, что две церкви могут совместно работать, защищать христиан, совместно работать для того, чтобы не было войны, чтобы повсюду уважалась человеческая жизнь, чтобы укреплялись основы семейной, личной, общественной нравственности. Чтобы через участие церкви в жизни современного общества прославлялось пресвятое и преблагословенное имя Отца, Сына и Святого Духа», — заявил патриарх Кирилл после встречи.

Конечно, объединения христианских церквей, которые со скандалом разошлись в 1054 году (а их главы предали друг друга взаимному проклятью, которое было снято только в 1965 году), не предвидится – слишком уж далеко разошлись их пути за тысячу лет. Нужно отметить, что понтифики и раньше встречались с главами некоторых восточных церквей – например, в 1964 году папа Павел VI виделся в Иерусалиме с Константинопольским патриархом Афинагором, что и привело к отмене взаимной анафемы – но не с предстоятелями РПЦ. И то, что главы двух наиболее влиятельных ветвей христианства встретились «как братья, потому что мы епископы, мы имеем ту же самую веру и искали того же самого пути» (слова из декларации), не может не радовать. В расколотом мире, где возникает всё больше стен между людьми, странами и группами, любое сближение и объединение достойно похвалы.

«Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: «Да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино», — говорится в тексте документа. По словам предстоятеля Римской Католической церкви, Куба и далее может оставаться столицей диалога двух церквей.

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!