Цирк Чинизелли готовится к открытию
02 декабря 2015 | 12:59После полутора лет капитального ремонта 15 декабря Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк вновь откроет свои двери для зрителей. В новом облике цирк представит гостям праздничную новогоднюю программу. Корреспондент ИА «Диалог» побывал прямо под куполом и понаблюдал, как происходит преображение излюбленного детьми и верящими в сказку взрослыми места.
Ремонт здесь идёт круглые сутки. За это ручается начальник отдела реставрации управления строительства Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Министерства культуры РФ Наталья Климентенко. Уже в семь часов утра около здания стояли автомобили подрядчиков, которые приехали проследить за ходом работы. А суеты действительно много: последние этапы реконструкции рабочие завершают в три смены.
«Мы воссоздавали всё, что задумывал Чинизелли. Старались сделать так, чтобы ничего не было утрачено», — замечает она.
Главная задача, которую поставили перед собой реставраторы цирка, — это возвращение к первозданному облику здания, обращение к его истории и сохранение её. Но эта историчность сочетается с новшествами, которые должны сделать цирк для гостей и артистов максимально комфортным.
«Всё было сделано с учетом всех современных нормативов, но в историческом ракурсе. Для того, чтобы циркачам было комфортно выступать, укладывают каучуковые прокладки. Под каждым креслом будет особый микроклимат. За каждым сидением предусматривается отдельное поступление теплого воздуха и вентиляции, в том числе и с увлажнением для того, чтобы зрителям было хорошо во время выступления. Кресла будут располагаться с бОльшим промежутком», — говорит Климентенко.
Освещение, акустику, систему противопожарной безопасности – всё это оборудуют согласно современным требованиям. Водопровод, канализация и вентиляция уже полностью обновлены.
Места содержания диких животных, естественно, тоже подверглись ремонту – пусть и с учетом исторических особенностей.
«Конюшня – это историческое место. Она была спроектирована ещё великим Чинизелли. Как видите, коновязи, которые уже установлены, были разобраны, отреставрированы. С помещений полностью снимался штукатурный слой, так как стены были коррозированы. Для животных предусмотрена особая система климата: здесь будет увлажнение воздуха», — Климентенко обводит рукой просторное помещение, щедро присыпанное штукатуркой.
Особый повод для гордости – зрительский зал и его «поднебесная» – купол. «Боже мой!», — восклицает руководитель реконструкции, говоря о воссоздании живописного декора на барьере. Чтобы придать цирку вид, утраченный с 1917 года, в ход идут старые черно-белые фотографии, старательно выполняются требования комитета по охране памятников. Так, рабочие полностью восстановили снаружи и изнутри царскую ложу, которая была утрачена вместе с убранством. Теперь это место станет зоной отдыха. Климентенко отмечает, что колоссальная работа была выполнена в крайне сжатые сроки. Пока она рассказывает, на арену выносят покрытие. «Это последние рабочие моменты, исторические моменты!», — Наталья Геннадьевна многозначительно указывает на рабочих, укладывающих войлок.
Климентенко обещает сводить прямо под купол. Поднимаю глаза – очень высоко! Матовый — по словам организаторов, он поглощает свет и не отвлекает от представления. До него ещё нужно добраться. Проходим мимо стен – «скелета здания» — с них сняли всю штукатурку до кирпича, чтобы усилить, отреставрировать, привести в порядок. Художница трудится, украшая их орнаментом, не обращая внимания на журналистскую процессию. Заходим в будущее кафе, выполненное в черно-белой цветовой гамме. Здесь уже стоит всё необходимое оборудование. Как замечает специалист дирекции, ещё вчера его не было. Видимо, завезли за эту ночь, значит, в следующую уже установят. Столики расставлены, не хватает только чашечки кофе. Здесь всё делается стремительно.
Поднимаемся прямо под купол. Дотрагиваемся до него рукой – это возможность прикоснуться сразу к двум эпохам. Дело в том, что старый купол, который существовал с самого основания цирка, деформировался и просел. Его поддерживает конструкция второго, нового купола, обеспечивающего несущую способность кровли. С такой высоты особенно хорошо видно, как совершаются последние приготовления, а представители администрации цирка в белых касках разговаривают с рабочими. Интересно, но страшно. Как же воздушные гимнасты совершают свои трюки? «Цирк вообще не для слабонервных», — смеется Климентенко. Она указывает на «фонарь» – надкупольное сооружение, в которое попадает свет. Он также сконструирован по историческому образцу. На «фонаре» – не так давно установленный шестиметровый шпиль, внутри которого поместили записку будущим поколения. В послании потомкам – история здания от открытия в 1877 году до наших дней.
Спускаемся и следуем дальше. Еще один «привет» из прошлого, на котором Климентенко задерживает наше внимание, — дверная фурнитура. Её изготавливали по оригинальному образцу. Во время реставрации, рассказывает Климентенко, работникам встречались интересные находки. Например, в небольшой комнате в районе фойе под слоями полов они обнаружили историческую черно-белую плитку: по цвету она удивительно вписывается в дизайн кафетерия (который, вероятно, именно поэтому выполнен в черных и белых цветах).
Особая цветовая гамма и в длинном коридоре, ведущем в гримерные комнаты. Ярко-красные стены указывают на то, что здесь работают люди творческие, стремящиеся окружить себя праздничной, цирковой атмосферой. Сами гримерки обставят по вкусу артистов. Все бытовые удобства для «звезд» цирка уже есть: в комнатах тепло и светло, в каждой имеется туалет и даже душ.
Внешние преобразования цирка не уступают внутренним. Ризалит – выступающая за линию фасада часть здания – с течением времени и под действием внешних факторов был поврежден. К сожалению, вздыхает Климентенко, часть конструкции пришлось демонтировать.
«Воссоздали ризалит в том же самом растворе, с теми же декоративными элементами. Воссоздание внешнего облика здания производилось настолько бережно, что статуи, маскароны (маски на арочных окнах) не демонтировались. Горельефы лошадей оставались на фасаде», — рассказывает она.
А вот центральной скульптуре «Минерва и Юпитер» пришлось покинуть свой «пьедестал», потому что она представляет собой отдельную фигуру, подверженную осадкам и ветрам. Главное украшение фасада воссоздали в более легком полимерном материале.
Возникает вопрос: как все эти труды сохранить? Здание располагается на оживленной улице, климатические условия Петербурга его не щадят. Климентенко уверяет, что защита цирка – в руках профессионалов, и ремонт продержится еще долгие годы.
«Наши проектировщики решили сделать противокапиллярную защиту фундамента для того, чтобы не было подсоса влаги из реки Фонтанки. Раньше этот процесс не регулировался, что привело к значительному ухудшению состояния стен, коррозий исторического материала», — поясняет она.
Самое главное, считают представители дирекции, — это высокий профессионализм рабочих и их усердие в борьбе за оригинальный облик цирка. «Родина сказала: «надо», мы ответили: «есть»», — смеются подрядчики. По их словам, все необходимые работы выполнены вовремя, поэтому цирк предстанет обновленным точно в срок.
Подготовила Дарья Веркулич / ИА «Диалог»