94.9$ 104.7€
7.25 °С
Новости Все новости

«Арктика» придёт в Петербург… но не сейчас

05 ноября 2015 | 14:48

Атомный ледокол «Арктика» может перебраться из Мурманска в Санкт-Петербург – а точнее, в Кронштадт – и стать филиалом музея Арктики и Антарктики. Впрочем, как рассказал корреспонденту ИА «Диалог» директор этого культурного учреждения Виктор Боярский, денег на это не выделено, и поэтому точных сроков реализации инициативы назвать нельзя.

Согласно имеющейся информации, судно – в 2008 году выведенное из эксплуатации и стоящее ныне в Мурманске с остановленной ядерной установкой, а с июля 2012 года и вовсе исключённое из морского регистра – предполагается перевести в Кронштадт, организовав на борту экспозицию, посвящённую истории освоения Арктики и Северного морского пути в частности. При этом часть помещений была бы законсервирована и стала бы историческим экспонатом в собственном праве.

«Автором инициативы является Российский государственный музей Арктики и Антарктики. Но пока рано говорить о том, как и куда перегонять ледокол. Сейчас у нас есть поручение правительства – до декабря нынешнего года составить план музеефикации. Денег на это нет – поэтому говорить о том, что в ближайшее время что-то будет перегоняться, мы, к сожалению, не можем. Речь пока может идти о неких проработках – и если ситуация позволит, тогда это будет рассматриваться более конкретно. Сроков этого никто не может назвать. Финансирование по этой программе появится в 2021 году – если удастся его каким-то образом сдвинуть, это будет другое дело, но пока ситуация обстоит так. Однако мы готовимся к этому – мы этот проект предложили, и мы его доведём хотя бы до уровня бумажной реализации: подготовки документов, планов проектов. Будем ждать или пытаться получить финансирование», — сообщил в беседе с корреспондентом ИА «Диалог» директор музея Виктор Боярский.

Противники проекта указывают на необходимость крупных расходов – но при этом средства на утилизацию «Арктики» (до 2 млрд рублей) уже запланированы в рамках федеральной целевой программы. Сторонники сохранения «Арктики» организовали сбор подписей под петицией (по состоянию на 5 ноября их поддержали 20765 человек) с призывом превратить «Арктику» в корабль-памятник. Проблема ещё и в том, что у ФГУП «Росатомфлот», которое эксплуатирует атомные ледоходы, уже есть на балансе одно судно-памятник – «Ленин» — и второе оно содержать будет не в состоянии.

«На заседании «Полярной комиссии» Русского Географического общества ещё в ноябре 2012 года предметно обсуждались возможности размещения атомного ледокола «Арктика» в Санкт-Петербурге, его потенциал как научно-учебного и музейного центра, вопросы радиационной безопасности и т.д. Неоднократно было подчеркнуто, что после проведённых работ ядерные реакторы атомохода «Арктика» опасности не представляют», — пишут составители петиции.

Ордена Октябрьской Революции атомный ледокол «Арктика» был построен в 1975 году в Ленинграде, на Балтийском заводе, по проекту КБ «Айсберг». Он стал первым надводным судном, способным к свободной круглогодичной навигации в Северном Ледовитом океане. Кроме того, это головной ледокол в серии из шести атомоходов («Сибирь» – 1977 год, «Россия» – 1985 год, «Советский Союз» – 1989 год, «Ямал» – 1992 год, «50 лет Победы» – 2007 год). Он первым из надводных судов в истории достиг Северного полюса (это произошло 17 августа 1977 года). За 33 года безаварийной работы прошёл во льдах Арктики более миллиона миль. В 1999-2000 годах проработал в Северном Ледовитом океане год без захода в порт.

Кстати, на днях появилась новость о том, что правительство РФ утвердило перенос на 2017 год часть финансирования строительства нового атомного ледокола серии ЛК-60Я (проекта 22220), который строится сейчас на Балтийском заводе, и также будет называться «Арктика». Цифра 60 в названии серии означает мощность ядерной энергетической установки – 60 мегаватт. Согласно постановлению, в 2015 году из федерального бюджета будет выделено на это 5 миллиардов рублей вместо ранее планировавшихся 7,9 миллиарда, в 2016-м – всего 600 миллионов (вместо 5,6 млрд), зато в 2017-м объём финансирования увеличится с 3,5 млрд рублей до 11,3 млрд рублей. Спустить судно на воду предполагается в мае будущего года, а ввести строй – к концу 2017-го.

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!