Site icon ИА «Диалог»

Попал под раздачу. На 20 лет

Режиссером 39-летний Сенцов стал недавно. Если верить «Википедии», он владел компьютерным клубом в Симферополе, а в 2011 году снял свой первый и пока единственный фильм «Гамер» — о зависимом от компьютерных игр жителе крымской столицы. Картина была отмечена на нескольких кинофестивалях, но широкой славы Сенцову не принесла: о нем знали, пожалуй, только в профессиональной среде.

Известен Сенцов стал в мае 2014 года: когда его и еще нескольких человек — Алексея Чирния, Геннадия Афанасьева и Александра Кольченко — задержали по подозрению в подготовке ряда террористических актов в Крыму. В ФСБ тогда заявили, что группа причастна к поджогам офисов «Русской общины Крыма» и региональной «Единой России», а в ночь на 9 мая собиралась взорвать в Симферополе памятник Ленину и «Вечный огонь». Кроме того, российские силовики приписывали им связь с «Правым сектором», а после обысков в квартирах подозреваемых объявили, что нашли там взрывчатку и оружие.

В основе обвинения лежала видеозапись разговора Чирния со знакомым химиком Александром Пироговым — который и обратился в правоохранительные органы. Конкретные имена в беседе не названы, однако Чирний заключил сделку со следствием и признался, что речь на видео идет о подготовке терактов, а руководили этим процессом Сенцов и Геннадий Афанасьев. Последний сначала подвтердил версию Чирния, однако впоследствии отказался от показаний, заявив, что дал их под пытками.

«Кроме слов [Чирния], у них на Олега [Сенцова] ничего нет, он не контактировал никогда с «Правым сектором», он не был руководителем никаких организаций, он не готовил никаких терактов. А пистолет Макарова, который хоть как-то связывает Сенцова с вооруженностью группы, как говорит сам Сенцов, ему могли специально вложить в руку», — приводит слова адвоката стороны защиты Дмитрия Динзе «Медуза«.

Длившееся больше года расследование превратилось в судилище — с требованием гособвинения посадить Сенцова на 23 года.

«Чудовищно приговорить к 23 годам тюрьмы молодого еще человека, способного кинематографиста, отца маленьких детей, сделать это на основе показаний двух свидетелей, один из которых уже отказался от своих показаний, а второй отказался сам их оглашать. Более того, Сенцов и его адвокат свидетельствуют о пытках, примененных в ходе следствия, другие свидетели говорят о таком же давлении», — писал в поддержку режиссера его коллега Андрей Звягинцев.

За Сенцова — которого, кстати, российская Фемида сочла гражданином РФ, хотя сам он этого не признает — вступились многие его коллеги, культурные деятели. Среди них Александр Сокуров, Владимир Котт, Владимир Мирзоев, Алексей Герман-младший, Павел Бардин, Алексей Федорченко и Аскольд Куров. Петиции в его защиту подписывали, в том числе, Педро Альмодовар и Никита Михалков.

Адвокат украинской летчицы Надежды Савченко Николай Полозов назвал дело Сенцова политизированным и сфабрикованным. В беседе с корреспондентом «Диалога» юрист отметил, что подобные обвинительные решения доказывают полное отсутствие судебной системы в России.

«Что касается дела Сенцова, то оно сфабрикованное, и, безусловно, политическое. Оно связано с делом Надежды Савченко, которую также, как я убежден, осудят. Данное решение — это лишнее свидетельство того, что системы правосудия в стране нет, суда нет, а решения выносятся на основе так называемого политического заказа. Это гипертрофированная уродливая действительность, которая показывает, что нет никакого конституционного разделения властей, а есть интересы правящего класса, политические интересы и есть такие люди, как Сенцов, Савченко и другие, которые страдают из-за подобного дисбаланса власти», — заявил Полозов.

Президент центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, напротив, считает, что Сенцов получил по заслугам.

«Сенцов получил по делу, так как готовил теракт с человеческими жертвами. Причем он сам признался в социальных сетях, что собирался заниматься именно этим. Он не скрывал свою радикальную позицию по поводу присоединения Крыма. А что касается терроризма – то в Европе и Америке за это преступление и вовсе дают пожизненное заключение», — сказал он в комментарии «Диалогу».

Сам Сенцов, хотя и не скрывал своих антироссийских настроений, вины в приписываемых ему деяниях не признал. Он и Кольченко, получив по 20 и 10 лет «строгача» соответственно, под занавес судебного представления заседания спели в зале гимн Украины. А власти Украины, в свою очередь, направили жалобу на приговор в ЕСПЧ.

Подготовили Дарья Скороспелова, Валерия Митрошенко / ИА «Диалог»