Site icon ИА «Диалог»

Пармезан, бри? Спасибо, в топку!

После того, как 19 июня этого года Евросоюз официально заявил о продлении санкций против Крыма еще на год, остро встал вопрос: чем же ответит российская сторона? Но, поскольку в современной дипломатической практике вопросы часто решаются по принципу «око за око, зуб за зуб», не прошло и недели, как Владимир Путин продлил продовольственное эмбарго еще на один год.

И вновь президент заверил россиян, что эту меру не стоит рассматривать, как очередное ограничение или запрет, скорее наоборот: это возможность отечественным сельхозпроизводителям продолжить программу импортозамещения и внести свой вклад, поддержав экономику страны. Крупные российские чиновники поддержали инициативу президента. Например, Рамзан Кадыров.

«Я публично заявил, что отныне на моём столе не должно быть продуктов, произведённых за пределами Чечни, если аналогичные выпускаются у нас», — сказал глава Чечни.

В конце июля появилась информация, что, из-за участившихся случаев контрабанды на границе, «санкционные» продукты не просто будут арестовывать и отправлять назад – заморские фрукты, дорогие сыры и копченые деликатесы теперь должны подлежать уничтожению. Такую идею предложил на совещании правительства с президентом главап Минсельхоза Александр Ткачев, а Владимир Путин поручил разработать соответствующий документ. Буквально через неделю глава государства этот указ подписал.

«Установить, что ввезённые на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырьё и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (далее – товары), подлежат уничтожению», — говорится в документе.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в свою очередь заявил, что зарубежные контрабандисты «душат» отечественных производителей и потребовал как можно более жестко соблюдать новый указ.

Мнения экспертов по поводу сжигания продуктов на границе разделились. Профессор СПбГУ, директор Центра трансграничных исследований, экономист Николай Межевич уверен, что такие меры абсолютно оправданы, и действительно только так можно справиться с недобросовестными поставщиками.

«Думаю, мера абсолютно правильная. Она поможет предотвратить деятельность недобросовестных поставщиков и недобросовестных ритейлеров, которые пытаются эту продукцию продавать. Судебный казус, который произошел у нас в городе (разрешение Арбитражного суда Санкт-Петербурга торговать запрещённым к ввозу в Россию рассольным сыром — ИА «Диалог»), показывает, что единственный способ остановить тех, кто нарушает законы — это нормализация судебной практики и ввод жестких мер на границе. Законодательство должно быть продуманным, глубоким», — заявил эксперт «Диалогу».

По мнению экс-зампреда Счетной палаты РФ, экономиста Юрия Болдырева,, напротив, яблоки не виноваты в том, что их незаконно ввезли на территорию России, а значить «наказывать» нужно не продукцию, а, в первую очередь, поставщиков.

«Мне кажется, здесь были бы важны более стабильные гарантии продолжительности санкций, то есть в своем роде защита, а также более жесткие санкции. Не в отношении ни в чем неповинных продуктов, а в отношении нарушителей. Не яблоки виноваты, а нарушители, их нужно карать более жестко, вплоть до уничтожения», — сказал эксперт в комментарии «Диалогу».

Кроме того, подчеркнул Болдырев, ему, как сыну блокадницы, такая трата продуктов кажется бессмысленной.

«Я сын блокадницы. Во мне все-таки что-то протестует против уничтожения продуктов. Я думаю, продуктам можно было бы найти другое применение. Пожалуйста, отправляйте их прямиком в голодные страны. Продуктам возможно найти такое применение, при котором сохранился бы учет и контроль за ними, а не то, что вы оформите акт об их уничтожении, а на самом деле они окажутся на рынке», — добавил экономист.

Заместитель председателя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по промышленной политике Владимир Рудашевский также не поддержал эту инициативу, подчеркнув, что в 21 веке немыслимо заниматься уничтожением продуктов в таких количествах.

«В принципе, такая мера поможет, потому что никто не будет везти продукты сюда, зная, что можно лишиться всего. Но поможет кому? Власти – да. А нам, потребителям, от этого легче не станет. Я вообще не понимаю, как можно в нашем, 21, веке, уничтожать продукты. Мера по быстродействию эффективна, но, с точки зрения общей продовольственной политики, мне кажется, это не самый лучший выход», — отметил он в беседе с корреспондентом «Диалога».

Реакцию россиян, воспитанных на принципе «даже черствый хлеб выкидывать нельзя», долго ждать не пришлось. Особенно после того, как стало известно, что продукты будут уничтожать любыми доступными способами, при этом обязательно снимая это на фото или на видео (показательная гастрономическая казнь, так сказать).

Еще до вступления документа в силу активисты подготовили петицию, в которой попросили президента отменить закон и, вместо публичного сжигания сыра, передать «санкционные» продукты нуждающимся.

«Мы просим президента России отменить свой Указ и обращаемся к Государственной думе с требованием рассмотреть и принять в ускоренном порядке Закон о безвозмездной передаче ввозимых продуктов и товаров народного потребления, подлежащих уничтожению, особо нуждающимся категориям населения. Cанкции привели к значительному удорожанию сельхозпродукции на российских прилавках. Российские пенсионеры, ветераны, многодетные семьи, инвалиды и другие нуждающиеся граждане в результате этих санкций пострадали в первую очередь и вынуждены сильно ограничивать себя в еде, вплоть до голодания. Новый закон поможет этим категориям населения компенсировать то, что они потеряли в результате санкций», — говорится в тексте петиции.

Авторы обращения даже предусмотрели вопрос нагрузок на бюджет в связи с новой инициативой, и предложили передать распределение продуктов в руки волонтеров и благотворителей.

Однако доводы активистов не были услышаны, и сначала в Россельхознадзоре объявили о том, что ввоз запрещенных продуктов на территорию государства уже уменьшился в 10 раз, а затем объявили 6 августа – датой начала уничтожения контрабанды.

Иностранный пример по раздаче сыра бедным оказался не столь убедительным, как ликвидация контрабанды, о чем заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев.

«Есть практика мировая. Если ты нарушил закон, если это контрабанда, то это должно подлежать уничтожению. Это продукты сомнительного качества. Мы не можем позволить, чтобы они поставлялись в наши магазины, сети и рисковать здоровьем наших сограждан. <…> Это правильное решение, политически выверенное. тем более, подчеркиваю, есть мировой опыт», — подчеркнул он.

После того, как наступил день «Х», в приграничных регионах действительно начали тоннами ликвидировать продукты питания, пригодные для употребления в пищу. Под уничтожение, в частности, попали персики и нектарины, привезенные в Россию из Белоруссии. На границе выяснилось, что сертификаты на фрукты недействительны. Это вызвало у таможенников подозрение, что фрукты, скорее всего, прибыли контрабандой из подсанкционных стран.

На следующий день общественности стали известны объемы уничтоженных накануне продуктов — только за сутки было ликвидировано порядка 300 тысяч тонн «запрещенки».

Против президентского указа выступили и депутаты петербургского ЗакСа от партии «Яблоко» Борис Вишневский и Александр Кобринский. Они решили обратиться к президенту с просьбой остановить трату продуктов.

«Мы полагаем, что уничтожение продуктов, которые уже оказались на территории России, — это вызов человеческой памяти, нашим представлениям о нравственности. В связи с этим мы обращаемся к Вам с просьбой об отмене или корректировке Вашего Указа. Мы предлагаем направлять все эти продукты в детские дома, больницы и дома престарелых. Просим Вас поручить Правительству разработать и в кратчайшие сроки принять постановление, определяющее порядок такой передачи», — говорится в письме.

Возымеет ли эта просьба, в купе с петицией активистов в Интернете (которая на сегодня собрала уже более 330 тысяч подписей), какой-либо эффект, пока не очевидно.

Возможно, вся санкционная политика действительно способна что-то изменить, и, по некоторым данным, российское эмбарго действительно работает, а Запад теряет средства так же, как теряет их Россия, но пока, по официальным подсчетам, российское продовольственное эмбарго лишь помогло Европе увеличить свой экспорт в другие страны на 5%. А у нас в это время как раз разожгли печи, чтобы уничтожить новую партию сыра…

Подготовила Валерия Митрошенко / ИА «Диалог»