91.8$ 98€
5.05 °С
Новости Все новости

Мантры Путина: как на экономическом форуме президент говорил о политике

19 июня 2015 | 21:49

Выступление Владимира Путина на пленарном заседании ПМЭФ, которое, по традиции, является центральным событием форума, началось с утверждения: «Нам предрекали глубокий кризис. Этого не произошло». Все последующие заявления президента, если и касались экономики, также были сугубо политическими. Более того, складывалось впечатление, что глава государства пытается запрограммировать аудиторию. Например, коллеги-журналисты, описывая в кулуарах свои ощущения от речи Путина, говорили об «опустошенности», «загипнотизированности» и «оцепенении». «Диалог» вспомнил несколько президентских лозунгов и попытался разобраться, почему на экономическом форуме Путин говорил о политике.

«Мы не строим союзов «против», мы строим союз «за» – за то, чтобы реализовывать свои национальные интересы», — ответил Путин на вопрос модератора о союзе России с Китаем — мол, не будет ли это содружество направлено против США и западного мира в целом.

Российский лидер посоветовал Западу не судить по себе: не намекая, а прямо говоря о военной направленности Североатлантического альянса и блоковом мышлении его членов.

Высказался президент и об Украине — без этой темы не обходится, пожалуй, ни одно из его серьезных выступлений в последний год (вспомним прошлогодний ПМЭФ, послание к Федеральному собранию, «Прямую линию», большую пресс-конференцию…). В очередной раз он заявил, что Киеву нужно наладить диалог с Донбассом и соблюдать Минские соглашения. И добавил, что влиять на Украину должна не только Россия:

«Мы постоянно, каждый день слышим одно и то же – как мантру повторяют, одно и то же, что Россия должна повлиять на юго-восток Украины. Мы влияем. Но решить эту проблему только с помощью нашего влияния на юго-восток невозможно. Нужно влиять и на сегодняшние официальные власти в Киеве, а этого мы сделать не можем. Это та дорога, по которой должны пройти наши западные партнёры – европейцы и американцы. Давайте вместе работать», — пояснил президент, отметив, впрочем, что от киевских властей Россия «ничего не хочет».

Сказал Путин и о том, что может привести к новой «холодной войне». Вернее, кто может: не Россия.

«Вы знаете, к «холодной войне» приводят не локальные конфликты, а глобальные решения – например, такое как выход Соединённых Штатов в одностороннем порядке из Договора по противоракетной обороне. Вот это действительно шаг, который толкает всех нас к новому витку вооружения, потому что он меняет глобальную систему безопасности», — заявил он.

Говоря о проблемах в новейших российско-американских отношениях, Путин вспомнил один из лозунгов американской риторики времен начала войны в Ираке: «Вы помните тезис: «Кто не с нами, тот против нас»? Это что, диалог? Это ультиматум. С нами не надо разговаривать языком ультиматумов«, — отрезал президент.

А в целом, выразил уверенность Путин, все у России будет хорошо, везде ждет успех: «Перед нами стоят большие задачи, мы будем развиваться, выходить на новые рынки, создавать современные технологии, реализовывать масштабные проекты. С нами предприниматели, граждане, новые лидеры, которые готовы работать для России и для её развития. Именно поэтому мы абсолютно уверены в успехе«.

Заявленная тема пленарного заседания, к слову: «Время действовать: совместными усилиями к стабильности и росту».

Директор Центра политической информации Алексей Мухин, комментируя «Диалогу» выступление Путина, объяснил его «уклон» в политику на этом ПМЭФ истоками кризиса.

«Дело в том, что кризис, по общему признанию экспертов, носит искусственный характер, и причины его политические. Поэтому не удивительно, что Путин сосредоточился на политических рисках и вызовах, которые и формируют экономическую повестку дня, в которой вынуждена действовать Россия. Но глобальных причин для того, чтобы российская экономика испытывала турбулентность — нет, именно поэтому он говорил о политике», — пояснил политолог.

По мнению профессора петербургского Европейского университета, научного руководителя Центра исследований модернизации Дмитрия Травина, своим заявлением о кризисе Путин поправил сам себя. И в целом не был неправ.

«В одном из предыдущих выступлений, где-то три месяца назад, Путин говорил, что у нас фактически кризиса-то и нет, просто некоторые неприятности. После этого у нас статистика показала, что ситуация резко ухудшилась: падение ВВП в апреле было больше, чем в первом квартале, и, похоже, что второй квартал — с апреля по июль — будет значительно хуже, чем первый. Таким образом, Путин просто попал пальцем в небо. Сегодняшнее его выражение о том, что нет глубокого кризиса – это некая поправка того, что было тогда. То есть он вынужден был признать, что кризис все-таки есть, но он прав в том смысле, что кризис менее глубок, чем кризис в 2008-09 годов. Это и по статистике видно, и по тому, что у нас нет банковского кризиса. Всякие проблемы есть, а банковского кризиса нет», — сказал «Диалогу» экономист.

Ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН, политолог Андрей Пионтковский в беседе с корреспондентом «Диалога» отметил, что речь Путина — это «смягчение» впечатлений от «форумских» заявлений Андрея Кудрина и Германа Грефа и, заодно, самооправдание.

«Он просто заговаривал самого себя. Все, что он говорил об отсутствии кризиса, абсолютно расходится со вчерашней панелью, где выступали Греф, Кудрин и Шувалов. Путин пытался как-то смягчать их формулировки, но это у него не очень убедительно получалось. Поэтому это было чисто политическое заявление: «Все хорошо, и я все делаю правильно». По-моему, оно не в его пользу сработает. А Кудрин и Греф все же предрекали пик кризиса впереди — осенью. Причем, у них была определенная аргументация», — подчеркнул эксперт.

Подготовили Полина Полещук, Дарья Скороспелова, Маша Всё-Таки и Анастасия Пшеничникова / ИА «Диалог»

Все новости ПМЭФ-2015 доступны в нашем спецразделе.

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!