«Серебряный век» в русском театре ознаменован появлением режиссуры, принципиально изменившей облик спектакля: впервые он стал художественным целым, организуемым мастерством и умением режиссера. Отныне режиссер претендует на то, чтобы называться автором спектакля. Он смотрит на пьесу через призму своего взгляда на мир – в этом сущность профессии. Актерская игра, сценографическое решение, драматургическая основа, музыка – всё теперь должно работать на общий замысел. Новая профессия создавала новое искусство – завораживающее, живое, эмоциональное и непривычное для актеров и зрителей.
Первым режиссерским театром в России стал Художественный театр, созданный Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко в 1889 году. По мировым меркам это было довольно поздно: становление режиссерского театра начинается в Европе в середине XIX века. То, что западный театр прошел за 50 лет, российскому пришлось наверстывать меньше, чем за десятилетие. Но к 1907 году отечественный театр становится своеобразным лидером европейского театрального процесса.
Используя опыт европейских режиссеров – Чарльза Кина, Андре Антуана, Поля Фора, Мейнингенского театра – Станиславский ставит свои первые спектакли. «Царь Федор Иоаннович», «Венецианский купец», «Трактирщица» вошли в историю Художественного театра, но не оставили в ней столь яркий и выразительный след, как постановки пьес Антона Павловича Чехова.
Художественный театр и по сей день ассоциируется с блистательными постановками чеховских пьес, и это неслучайно: премьера «Чайки» давно стала театральной легендой. В истории постановки «Чайки» драматических событий, конфликтов и перипетий едва ли не больше, чем в самой пьесе. Через год после написания, в 1896 году, «Чайка» с оглушительным треском провалилась в Александринском театре. На премьере зрители кричали, вскакивали со своих мест, прогоняли актеров со сцены и бранили автора. Опешивший от ужаса Чехов сбежал из театра: никто не мог найти его до поздней ночи. Позже выяснилось, что драматург уехал из города, ни с кем не простившись.
Провал первой пьесы, с которой начинается так называемая «классическая драматургия» Чехова, был предопределен. И не потому, что она была, по мнению большинства современников автора, неудачной, плохо сделанной, бесталанной, а потому, что ее невозможно было поставить без режиссера. Поэтика Чехова-драматурга – это поэтика настроений, скрытых в паузах, проявленных вне вербального диалога, зыбких, постоянно меняющихся, как в самой жизни. Воплотить ее можно только в рамках целостной режиссерской концепции.
Сам автор, кстати, считал, что это «скорее проза, чем драма, много разговоров о литературе и пять пудов любви». Пьесы Чехова, если и не драматургичны в привычном по тем временам смысле, то, тем не менее, удивительно сценичны – в них заложено чувство театра. Это тут же понял Немирович-Данченко, подсунувший пьесу Станиславскому. Станиславский был изумлен, открывая сценические свойства пьесы: чем дальше он ее читал, тем больше она ему нравилась. Он открывал себя как режиссера, постигал суть этой новой профессии на материале пьес Чехова.
Постановка пьесы в Художественном театре была одной из самых ожидаемых премьер сезона 1898 года. Зрители шли в театр не без интереса и, каково же было их удивление, когда, войдя в зал, они почувствовали резкий и легко узнаваемый запах. В Художественном театре в этот день все пропахло валерианкой: костюмы, декорации, зрительские кресла. От волнения успокоительные капли глотали все, начиная от актеров и заканчивая билетерами. Но это волнение было напрасным, артистов ждал оглушительный успех. На спектакле возникло удивительное чувство единства сцены и зала. Позже зрители той первой «Чайки» вспоминали, что перед ними были как будто не декорации, не артисты, не театр, а их настоящая жизнь и их близкие люди. Потрясение, переживание спектакля было настолько огромным, что незнакомые между собой зрители плакали и бросались в объятия друг к другу. Это был триумф: Чехова, Станиславского и триумф Художественного театра.
Кристина Малая, научный сотрудник СПбГМТиМИ, специально для ИА «Диалог»
Подробнее о сценической истории пьес Чехова можно узнать в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства.