Site icon ИА «Диалог»

Падение «Прогресса»

Если заходить издалека, программа «Прогресс» началась еще в 1970-е, когда был выпущен первый корабль такого типа. Затем космические суда неоднократно модифицировались, но их предназначение оставалось неизменным – они доставляли космонавтам грузы: продовольствие и технику. Что любопытно, неудачи с запуском «Прогресса» случались всего дважды, с учетом последнего раза, и обе – с кораблем последней модификации.

В тот раз – в 2011 году – судно упало через несколько минут после запуска. Причиной аварии называли загрязнение газогенератора в третьей ступени двигателя ракеты-носителя «Союз». «Прогресс М-27М» пока еще падает, а причины неполадок на Земле выясняет специальная комиссия.

В 10:09 по Москве 28 апреля 2015 года «Прогресс М-27М» стартовал с Байконура. Через четыре часа после запуска он должен был начать стыковку с МКС, однако несколько минут спустя после старта в Центре управления полетами поняли – с корабля не полностью поступают телеметрические данные. Оказалось, что судно не вышло на расчетную орбиту и оказалось на нерасчетной, причем связаться с ним с Земли не удавалось.

К середине дня 28 апреля стало понятно, что корабль неконтролируемо вращается на своей орбите. Надежды довести его до МКС еще оставались – но уже не по четырехвитковой схеме, а по двухсуточной – то есть, к 30 апреля. Впрочем, уже тогда ряд источников полагал, что называть точных сроков стыковки «Прогресса» со станцией не стоит.

В ночь на 29 апреля ЦУП предпринял несколько попыток остановить вращение, однако успехом они не увенчались.

«На борт «Прогресса» было передано несколько команд, направленных на то, чтобы стабилизировать его положение и уменьшить вращение вокруг собственной оси. Сейчас идет анализ данных. По предварительной информации, задачи не были решены», — заявили тогда в Центре.

Тогда речь еще шла о том, чтобы сводить корабль с орбиты силами специалистов ЦУП и затопить, однако впоследствии оказалось, что взять судно под какой-либо контроль не удастся и оно упадет само.

Специалисты, при этом, уверены, что неуправляемое падение космического корабля не нанесет ущерба ни нашей планете, ни нам, ее обитателям. Так, по мнению руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, «все спокойно сгорит в атмосфере».

«Потеряли дорогой аппарат, но никаких тяжелых последствий ни для МКС, ни для тех, кто на Земле, не будет. Все спокойно сгорит в атмосфере, придется запускать новый грузовик вместо него», — заявил Моисеев «Диалогу».

Эксперт также отметил, что подобная ситуация вряд ли может повториться в дальнейшем — так как любая авария расследуется тщательным образом. Однако, подчеркнул Моисеев, «стопроцентных гарантий на этот счет никто не даст».

Спокойно относиться к падению «Прогресса» призвал и президент Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Анатолий Оводенко.

«Спокойно к этому нужно относиться. Станция переживет, будет другой грузовик», — сказал он «Диалогу». Оводенко также подчеркнул, что гарантий в подобных вопросах быть не может.

«Это же космос!», — отрезал специалист.

По данным Роскосмоса, «Прогресс» сгорит в атмосфере 5-7 мая. Также будет решен вопрос и с поставкой продовольствия космонавтам: чтобы обеспечить МКС грузами, не доставленными 27-м «Прогрессом», планируется запуск еще двух кораблей такого типа до конца текущего года. «Прогресс М-28М» должны отправить в 3-м квартале 2015 года, а «Прогресс М-29М» — в 4-м.

Выводы специальной комиссии о причинах аварии должны быть озвучены не позднее 13 мая. Между тем, источники в космической отрасли как один заявляют – проблема возникла при отделении грузовика от третьей ступени ракеты-носителя.

«Такие аварии случаются не очень часто, но бывают. Это сбой в момент окончания работы третьей ступени ракеты», — заявил в комментарии «Диалогу» глава Института космической политики Иван Моисеев.

Об этом же сказал и научный обозреватель космической тематики телеканала «Культура» Александр Галкин. По его мнению, к проблемам с третьей ступенью привела экономия средств, выделяемых на космические разработки.

«Первая и вторая ступень ракеты делается на государственном предприятии в Самаре, а третья ступень — разгонный блок — хулиганит уже не в первый раз. Это делается при каком-то частном предприятии, а для частника главное получить прибыль, поэтому на количестве проверок и дополнительных испытаниях экономят. А экономия всегда выходит боком!», — пояснил Галкин.

Эксперт уверен, что Россия потеряла свои позиции как космическая держава, поскольку государство выделяет недостаточно субсидий на космические проекты. В связи с этим, добавил он, на предприятиях в настоящее время работают пожилые люди, а «молодежь туда не идет».

Между делом в Роскосмосе поспешили успокоить тех, кто переживал, что копия Знамени Победы, отправленная в космос на борту «Прогресса», не достигнет МКС. Оказалось, корабль-«знаменосец» вез «запаску» (или даже вообще ничего такого не вез) – а Знамя уже два месяца как находится на космической станции.

Но и без Знамени ущерб от потери «Прогресса» огромен – как минимум от утраты грузов (в общей сложности около 2,5 тонн). По оценкам специалистов, счет идет на миллиарды рублей. Тем не менее, гарантировать, что подобная авария не повторится в будущем, никто не берется. «Это же космос!»

Подготовила Дарья Скороспелова / ИА «Диалог»