«Вполне очевидно, что это результат воздействия федеральных телевизионных каналов. И этот результат говорит о том, что слухи о влиянии Интернета и социальных сетей на общественное мнение в России сильно преувеличены. Оказывается, что достаточно интенсивного давления через телевизионный эфир, чтобы маятник общественной озабоченности качнулся в сторону ощущения угрозы», — считает он.
По мнению эксперта, говорить о пропаганде в российских СМИ уместно, однако в полноценном виде пропаганда возможна при отстутсвии альтернативных источников информации — тогда как на данный момент в России они есть. Тем не менее, подчеркнул политолог, «информационная политика телевидения по выстраиванию ощущения осажденной крепости, разумеется, присутствует».
Гавра также добавил, что аналогичная ситуация наблюдается и в западных странах — только там общество начинает бояться российской агрессии.
«Если мы обратимся к опросам общественного мнения на Западе, в США, то увидим подобный же рост озабоченности агрессивной политикой России. И этот рост озабоченности связан, условно говоря, с пропагандой, которая работает с той стороны. Я специально смотрел, как показывают Россию на ABC, CBS, Deutsche Welle — и это означает, что у двух сторон начинает формироваться ощущение опасности друг от друга. А мы знаем прекрасно, что в нашем современном мире слова — это дела. А ружье, висящее на сцене в первом акте, сильно рискует быть использованным по прямому назначению ближе к концу пьесы. Поэтому, к сожалению, есть и объективные вещи, которые в существенной мере связаны с тем, что политики заигрались: никто из них не верит в вероятность реального военного столконовения, но всем нужна внутренняя поддержка, легитимность, одобрение курса здесь и сейчас, и поэтому они не возражают против того, чтобы на медиа-площадках имело место нагнетание. Вопрос в том, что в ряде случаев это нагнетание дальше укореняется, превращается в общественный спрос и диктует дальнейшую эскалацию сначала риторики, а затем и политики, — в этом опасность», — заключил политолог.
Как сообщал ранее «Диалог», в пятницу ВЦИОМ опубликовал опрос, согласно которому почти 3/4 россиян стали опасаться внешней военной угрозы — показатель, рекордный для всего времени исследований. В то же время, в два раза больше опрошенных, чем в прошлом году, положительно оценили состояние российской армии, а более, чем когда бы то ни было респондентов высказались за увеличение численности вооруженных сил страны.