Что для вас означает формулировка «директор-новатор»?
Мне кажется, это просто качественно и вдумчиво работающий директор, умеющий быстро ориентироваться в современном изменяющемся мире. Надо просто успевать очень быстро следить за меняющимся законодательством, за тем, что происходит в обществе, какие приходят дети, какие родители, каковы социальные запросы. Тут, конечно, надо уметь гибко реагировать на ситуацию. В этом и есть новаторство.
Как в вашей работе проявляется это «реагирование на современную ситуацию»?
Наша школа уникальна, потому что мы выполняем очень серьезный социальный заказ. Наши выпускники – это будущая медицинская элита страны. Они поступают в лучшие медицинские вузы города, России и мира. Туда должны прийти хорошие, высококвалифицированные специалисты, ребята, которые умеют много работать. Вся система образования в нашей школе настроена на то, чтобы научить детей учиться в течение всей жизни, потому что этого требует профессия врача. В этом, наверное, наше новаторство и состоит. Также мы пытаемся найти возможность помочь нашим выпускникам стать студентами петербургских институтов и медицинских, биологических и химических факультетов. Наша школа заключила договор с Медицинским университетом имени академика Павлова, и уже второй год работает по очень интересному проекту «Путь в медицину». Сейчас еще с Химфармом заключаем договор о сотрудничестве. То есть мы всячески стараемся помочь выпускникам стать студентами.
То есть по этим договорам ваши ученики смогут проще поступить в институты?
Наши дети смогут участвовать в студенческих научных обществах, международных конференциях. Это все бонусы и портфолио для поступления.
Есть ли в вашей школе какие-то необычные предметы?
У нас есть элективный курс, который посещают все наши ребята, потому что это их профиль – основы медицинских знаний. Еще мы выезжаем на кафедры медицинского университета, ходим в музеи, больницы, проходим практики. В этом, безусловно, особенность нашего лицея. И даже программа развития нашей школы называется очень необычно: «Создание социально-экологической среды». Речь об экологической среде, как о среде, удобной для всех участников образовательного процесса, комфортной среде, которая способствует реализации потенциала, и учительского, и детского, и родительского. То есть, экология в широком понимании этого слова.
Кто у вас преподает?
Я три года руковожу лицеем, и то наследство, которое мне досталось, конечно, уникально. Это в первую очередь педагогический коллектив, который нам удалось сохранить. Среди учителей большое количество заслуженных учителей Российской Федерации. Это люди, которые в год дают нам от трех до десяти «стобальников» на ЕГЭ. Это учителя, которые являются экспертами на ЕГЭ, это востребованные профессионалы на рынке образовательных услуг Санкт-Петербурга. Они очень творческие, требующие, знающие. Отсюда и результат.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы у вас работать?
Прежде всего, он должен обладать профессионализмом, разбираться в предмете. Все остальные качества, которые сегодня необходимы современному учителю, тоже должны быть. В частности, умение взаимодействовать с детьми, с родителями, с педагогическим коллективом. Наверное, сегодня проблема коммуникации – основная в системе образования. Надо уметь договориться, не снижая планки требований.
Насколько непросто у вас учиться?
У нас очень непросто учиться. К нам поступают ребята по конкурсу. Мы берем пятиклашек и девятиклашек. Если количество поданных заявлений превышает количество вакантных мест, тогда мы имеем право проводить конкурс. У нас так каждый год. В среднем конкурс – 3-4 человека на место.
Директор 239-го лицея Максим Пратусевич в интервью сказал мне, что дети ленивые, их сложно заставить учиться…
Где-то они потребители, я с Максимом Яковлевичем согласна. Нам попроще. У нас ученики профильно ориентированы. Это дети, которым действительно это интересно, которые понимают, что они хотят стать врачами, ветеринарами. Многие из них потом перепрофилируются. Например, они пойдут не во врачебную специальность, а в околоврачебную. Будут заниматься медицинским оборудованием или в биологию углубятся, займутся исключительно научными проблемами. Кто-то уходит в технологический университет, кому стала интересна химия. Там сейчас много связано с микрохимией, проблемами современных материалов, и так далее. То есть где-то, может, профиль чуть-чуть меняется, но все равно это предметы, в основе которых лежит химия, биология.
Ученики, поступая в нашу школу, изначально понимают, что им надо. Плюс ко всему у нас династии. Многие родители – врачи. Это немаловажно. В нашем лицее каждый ребенок может найти себе занятие по душе. Если ученик хочет играть на сцене, пожалуйста – есть театральная студия. У нас есть совершенно уникальное событие – день семьи. Мы единственное образовательное учреждение в городе, в котором это мероприятие проводится из года в год.
А как оно проводится?
Это целый день, когда мы вместе с родителями, детьми, учителями живем в одной теме, начиная от торжественных линеек, заканчивая гала-концертами, открытыми уроками, мастер-классами. Мы много делаем по благотворительности, потому что, на мой взгляд, профессия медика связана с понятием милосердия. В нашей школе есть огромный пласт испытательной работы, направленной на милосердие. Например, мы шефствуем над детским приютом. На дне семьи мы собираем средства на благотворительной ярмарке, помогаем детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Также мы сотрудничаем с «Красным крестом». Идея милосердия пронизывает всю воспитательную систему лицея.
Кстати, вы о внеклассной работе немного говорили. Какие еще мероприятия вы проводите?
У нас выстроена система воспитательной работы по нескольким направлениям. Это историческое и патриотическое направления и уже упомянутая программа милосердия. Также мы проводим интересные творческие мероприятия. На наш «Капустный сезон» весь город собирается! Это событие, которое длится в течение месяца. Каждую неделю один из 10-х классов играет свой «капустник». А жюри – профессура с Моховой (из петербургской Театральной академии — ИА «Диалог»). Каждый учащийся 10-го класса ждет этого события. Они борются за победу. Борьба идет до сотых.
Также у нас очень серьезная система детского самоуправления. Причем это не формальность. Совет старшеклассников занимается всем, что связано с благотворительностью. Безусловно, взрослые им помогают, но тем не менее много они делают сами. Нам предстоит день учителя. Будет день самоуправления. В моем кресле будет сидеть председатель совета старшеклассников. У нас дети и флеш-мобы делают и какие-то акции. Наша задача их поддержать и направить в правильное русло. А, в общем, всегда найдутся ребята, которым необходимо проявить себя в активно-социальной сфере. Эти возможности лицей тоже предоставляет.
Сложно ли вам привлечь молодых учителей в школу?
Не сказала бы, потому что сегодня учитель имеет достойную заработную плату. Даже молодой специалист. Задача директора и администрации создать условия для удержания молодого специалиста в школе. За год к нам пришло достаточно много молодых специалистов. Мне есть чем гордиться. В нашей школе работает лауреат всероссийского конкурса учителей-психологов. У меня уже два года подряд два молодых специалиста побеждают в районных конкурсах педагогических достижений. Скоро пойдут на городские соревнования. Главное, чтобы человек увидел перспективу своего роста. Сейчас у меня молодой учитель химии, выпускница РГПУ имени Герцена. Она готова хвататься за все и заниматься всем. У нее горят глаза, и это очень радостно. Важно, чтобы они могли реализовывать свой творческий потенциал, где-то себя проявить. А проявить себя можно через проектную деятельность. У нас реализация программы развития построена таким образом, что у меня учителя задействованы в проектных группах. Кто-то занимается школьным издательским центром, кто-то ведет дополнительные кружки, кто-то еще что-то.
Я так понимаю, что в вашей школе объединяющая идея – это любовь к медицине и всему, что с ней связано. Насколько это может объединять детей, учителей, сотрудников?
Здесь мне кажутся важными законы бизнеса. В бизнесе есть такое понятие как ниша в конкурентном рынке. У нас же тоже есть конкуренция, потому что родители сегодня выбирают образовательное учреждение. Чтобы тебя выбрали, должно быть что-то особенное и конкурентоспособное. Соответственно эта основная идея и есть доминанта в развитии нашего лицея и то, что привлекает потребителей. За потребителя нам тоже приходится бороться.
А как вы работаете над дисциплиной?
Иногда приходится подключать административный ресурс и с родителями взаимодействовать, не без этого. Дело в том, что дисциплина нужна не потому, что нам хочется всех побить палкой, всех построить и под одну гребенку причесать. Самодисциплина и самоорганизация – это залог успешности самого ребенка. Он должен понять, что, если он утром просыпается, надевает школьную форму, собирает портфель, а в портфеле сделаны уроки – это гарантия того, что он сегодня будет успешен. А я за то, чтобы ученик был успешен. У нашего психолога есть термин, это ее научное открытие, — «субъектные качества ребенка». Это качества, которые позволят ребенку в дальнейшем стать сценаристом собственной жизни: уметь принимать решения, взаимодействовать с окружающими, быть способным рефлексировать. Это очень важные качества. Наша задача как раз объяснить ребятам и выстроить систему так, чтобы они понимали, что самодисциплина – это залог их успешности. Только так, и никак иначе.
Действуют ли в вашей школе какие-либо жесткие запреты?
Курить нельзя, конечно. Нельзя унижать, обижать, воровать. Это библейские законы. Это законы жизни человека в обществе. Мы об этом тоже, безусловно, говорим.
Можете назвать самое важное, чему в лицее учат детей?
Здесь в первую очередь учат учиться. Здесь учат быть добрым, активным. Это нужно для того, чтобы выжить в конкурентном мире. В медицине есть серьезная конкуренция. Для этого надо уметь учиться, быть очень трудолюбивым и отвечать за каждый свой поступок.
Вы сказали, что три года директорствуете в 214-ом лицее. Что вас заставляет этим заниматься?
Во-первых, это очень интересно, а видимо я такой человек, что не могу сидеть на одном месте. Мне всегда любопытно что-то новое. Мне нравится строить свой мир, такой, как бы мне хотелось, искать свою команду единомышленников. Сейчас у нас этот процесс в самой активной стадии. Пройдя все иерархические ступени в системе образования, я поняла, что надо попробовать и директором побыть. Тем не менее я считаю, что самое главное в образовании – это профессия учителя. Хорошая администрация и условия для реализации творческих способностей – это замечательно, но самое главное в нашем деле – это учитель. Я сама учитель, до сих пор стою у доски. Я считаю, что лучше этой профессии ничего нет на свете. И те, кто считает так же, как правило, успешны. У меня такой коллектив на 100%.
Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга