102.6$ 107.4€
-0.53 °С
Новости Все новости

Дмитрий Месхиев: Подъем кино произойдет только в том случае, если оно начнет зарабатывать деньги

21 июля 2014 | 18:59

Осенью режиссер Дмитрий Месхиев планирует выпустить в прокат фильм с рабочим названием «Батальон». «Диалог» побеседовал с ним о будущей картине и о состоянии кино в современной России.

Каким будет ваш новый фильм «Батальон»?

Картина посвящена началу Первой мировой войны. Она о женском батальоне смерти. Был исторический факт: в Петербурге сформировался такой батальон под руководством Марии Бочкаревой. Они пошли на фронт, воевали и делали свое патриотическое дело. Мы сняли кино о создании батальона смерти, о том, как наши женщины воевали. Это масштабное историческое кино.

Почему вы решили снять фильм на тему Первой мировой?

Честно скажу, я сам ничего не решал. Я, конечно, много лет очень хотел снять кино о Первой мировой войне, или о Гражданской войне, о том времени. Мне эту картину полтора года назад предложил сделать продюсер Игорь Угольников, на что я и согласился.

Чем для вас была интересна эта тема?

Снять кино про Первую мировую войну в наше время – это уже очень интересно. Снять кино про то, как женщины пошли на войну – это еще более интересно. Снять кино, где много персонажей-женщин воюют – еще интереснее. При этом там была очень хорошая история. Она мне нравилась и нравится по сей день. В сценарии выведены очень яркие персонажи. Вообще, сама ситуация жизни и действия женщин в экстремальных условиях, в условиях войны, стрельбы, смертей – это очень интересная тема для кино.

Как вы подбирали актрис для этой картины?

Непременным, но не главным условием совместной работы была готовность актрисы побриться наголо. У нас в фильме по-настоящему бритые девушки. Дальше мы очень долго делали пробы. Это было очень сложно, потому что нужно было сделать так, чтобы в наших героинь поверил зритель. Значит, нужны были совершенно новые лица. При этом в фильме есть ряд «звездных» актрис. Главную роль исполняет Мария Аронова, одну из ролей – Мария Кожевникова. У нас были очень тяжелые съемки. Обязательным условием было, что актрисы идут на эти сложности. Они почти реально воевали. Кроме настоящих патронов, все остальное во время съемок было максимально приближено к военным условиям. Были вырыты окопы, они в них ежедневно существовали по многу часов под дождем, ветром, со всеми лишениями. Это была очень непростая работа.

Я слышала, что часть этой картины вы снимали в Псковской области. Почему именно там?

Дело в том, что действие нашего фильма происходит на северо-западе Белорусии. В связи с этим мы и поехали в Псковскую область. Там абсолютно такая же природа. Мы нашли поле, очень похожее на то историческое поле, о котором идет речь в нашей картине. Мы вообще в этом кино старались максимально приблизиться к историческим фактам.

Насколько достоверным должно быть историческое кино?

Мы не делаем документальное кино, поэтому существуют допуски. Но они должны быть определенными. То есть, грубо говоря, нельзя делать ляпы, нужно максимально создать исторический мир, некое историческое пространство, в которое бы поверил зритель. Это пространство должно быть органичным для восприятия. Вот что важно в историческом кино. Более того, очень важно придумать такие формы повествования и изображения, чтобы они были убедительными. Нельзя снимать историческое кино в стилистике «Матрицы», например. Поэтому нужно создать определенный мир, органичный конкретной истории и времени. Задача очень непростая, но зато очень интересная.

Как вам кажется, интересны ли фильмы на военную тему современным зрителям?

Мне кажется, что фильмы на военную тему всегда актуальны! Подтверждением тому служит такой факт: самые популярные, самые любимые советским зрителем картины – это фильмы о Великой Отечественной Войне. Сейчас самые популярные фильмы, идущие по телевизору, – кино о Великой Отечественной Войне. Просто о Первой мировой очень мало снимали. Это в советское время была совсем закрытая тема. Кино про войну актуально всегда и во всем мире. Оно же о существовании человека в самых экстремальных ситуациях и в самом экстремальном мире, который только возможен!

Кому ваш фильм адресован?

Конечно, мы старались сделать так, чтобы эта картина была в первую очередь интересна молодежи. У нас много молодых героинь и молодых героев. Скажу честно, молодежь историю страны периода Первой мировой знает не очень хорошо. Мы старались сделать картину такой, чтобы она была исторической, но современной, чтобы она отвечала запросам и желаниям современного зрителя. Кроме того, мы старались охватить самую разнообразную аудиторию в самом широком смысле. Мы стараемся сделать картину, которая будет интересна всем, чтобы каждый мог найти в ней что-то свое, близкое и интересное.

В последнее время стали говорить о подъеме российского кино. Как вам кажется, каково сейчас его состояние?

Я бы не стал кидаться фразами о том, что у нас какой-то глобальный подъем. Это, скорее, популизм, потому что проблемы остаются. У нас были бесспорные коммерческие удачи. Подъем кино может быть только в том случае, если оно начнет зарабатывать деньги и зритель начнет на него ходить. Сейчас об этом говорить рано. «Сталинград» показал возможность делать архикоммерческое интересное кино для зрителя и возвращать затраченные бюджеты. Но говорить о каком-то подъеме я бы пока не рискнул.

Вы сказали, что остается много проблем. Каких именно?

Проблемы все старые, ничего нового. Есть проблема в профессиональном кинообразовании. Проблемы в кинопрокате, с пиратством, с системой финансирования. Они были частично решены за последние годы, но все равно остаются довольно серьезными. Есть проблема качества с кино в стране. Естественно, зритель уже привык смотреть фильмы определенного качества. Он не хочет смотреть другое. Зачастую фильмы в России не отвечают тому уровню, который хочет видеть зритель. Он привык к кинематографу Голливуда и не хочет смотреть фильмы качеством ниже. Да, наше коммерческое кино оставляет желать лучшего. Но при этом, у нас есть неправильное отношение к коммерческому, как к второсортному продукту, а это неверно. Во Франции, например, главный критерий — зритель, а не фестиваль. Мы делаем кино для зрителей, об этом никогда не стоит забывать. Более того, есть еще такая проблема как смешение жанров. Нет четкой градации, какое кино сколько должно стоить. Зачастую фильмы, получившие призы на фестивалях, поднимаются на щит, и это считается большими победами. Это действительно большие победы, но не главные. Главной победой был бы зритель. У нас зрительское кино, которое приносит доход, и которое с радостью смотрит зритель, принижается критиками и журналистами. Да, много пошлятины, много неправильного кино, но эти фильмы все равно делают свое благое дело тем, что хотя бы привлекают зрителя в кинотеатры на отечественные картины. Эти вещи нужно было бы понимать. Эта проблема на самом деле есть и у самих профессионалов, потому что зачастую нашим режиссерам совершенно неважно и неинтересно, сколько зрителей посмотрит их фильм.

В целом, по-вашему, ситуация в российском кинематографе улучшается, ухудшается или не меняется?

Я думаю, что сейчас мы стоим на месте. Я не вижу развития, но не вижу и резкой стагнации. Я надеюсь, что это выжидание перед прыжком. Пока это стабильное стояние на месте. Нас выручает телевидение, потому что индустрия все-таки двигается и развивается, благодаря большому количеству телевизионных проектов. Благодаря телевидению наше экранное кино в принципе живет. Телевизионное кино идет, конечно, впереди экранного.

Как дела с кино обстоят в Петербурге?

В Петербурге почти никто не делает экранного кино. У нас давно нет режиссеров той школы, про которую много говорили когда-то. Она почила. В нашем городе вообще стало очень мало известных режиссеров. Хотя раньше были целые плеяды серьезных сильных мастеров. С этим, к сожалению, все хуже и хуже. Во-первых, в Петербурге очень большие проблемы в кинообразовании…

В чем именно?

Да во всем! В системе преподавания, в подходе. Я считаю, что это играет роль в том, что город стал, скорее, столицей недорогих сериалов. Сейчас в Петербурге снимают много хороших, качественных, недорогих телевизионных фильмов. Это очень хорошо, но экранного кино почти не снимают, а это большая проблема для кинематографической школы. К сожалению, ленинградская школа кино прекратила существование. Молодое поколение очень оторвано от кинопроцесса.

Я работаю продюсером много лет. Как продюсер, я сделал довольно много картин: и телевизионных, и игровых, и хороших, и плохих, и удачных, и неудачных, и известных, и неизвестных. За много лет моей работы питерские молодые режиссеры редко приходили ко мне с идеями, предложениями, написанными синопсисами, и уж тем более сценариями. Так же и к другим продюсерам. Дело не только в преподавании, а в целеустремленности самих молодых режиссеров, в их желании и смелости. В основном молодые режиссеры двигаются в сторону телевизионного кино. В общем это не плохо, это тоже наша профессия. Более того, благодаря телевизионному кино, жесткому спросу на качественный телепродукт — наш кинематограф, в принципе, выживает. И выживают кинематографические профессии. Но экранного кино в нашем городе делают очень мало.

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!