97.1$ 105.8€
13.92 °С
Новости Все новости

Александр Пархоменко: Родители не обсуждают с детьми, как сделать Россию богатой и счастливой

02 декабря 2013 | 12:27

"Диалог" побеседовал с главой петербургского комитета по молодежной политике о патриотическом воспитании, государственной идеологии, преимуществах советского строя и здоровом образе жизни.

Очень интересна ваша личная позиция насчет патриотического воспитания — с какого возраста необходимо прививать детям любовь к Родине, как действовать в школах, университетах и других учебных заведениях.

Патриотизм необходимо прививать с детства. Первая прививка такой любви происходит в семье, как только человек рождается, наверное. Но семьи бывают разные. Скажем так, даже своеобразные, особенно после тяжелых девяностых годов, когда страна рухнула. С тех пор мы что-то восстанавливаем, а что-то создаем заново. Не так быстро, как хотелось бы. Многие родители, приходя домой, обсуждают не то, как сделать Россию самой богатой и счастливой страной. Одни рассуждают о том, как все плохо, а другие — как поехать на Сейшелы или Карибы, а выходные провести в Монако. Поэтому сложно в такой ситуации работать в сфере патриотического воспитания. Ведь сколько людям не говори «халва», а слаще жить просто так не станет. Поэтому необходимо в первую очередь всем, в том числе и чиновникам, показывать свой личный пример всего, что декларируется. Ситуация у нас в городе такая — среди проживающих пяти миллионов человек, 20% — молодежь, это чуть больше миллиона. Когда проводили социологический опрос, оказалось, что 80% их считает себя патриотами. На вопрос, что такое патриотизм, они приводят следующие примеры — когда «Зенит» выигрывает у «Спартака», когда сборная России по хоккею выигрывает Чемпионат мира, когда строятся дороги, когда ремонтируются дома и так далее. Но! На прямой вопрос, готовы ли они в случае агрессии защищать Россию с оружием в руках, положительно ответили только 3,6%. А это – всего 60 тысяч человек на весь пятимиллионный мегаполис.

Может быть, они просто не хотят войны?

Нет, это понятно, что все хотят мира. Но если вдруг будет внешняя агрессия на нашу любимую страну, готовы ли они с оружием защищать ее? Вопрос не задается, за войну они или за мир. И только 60 тысяч человек готовы на это, а остальные вопрос этот ставят под сомнение…

Хорошо, но ведь, одно дело — воспитать такое желание сызмальства, а другое дело — привить его тому поколению, у которого это чувство деформировано, воспитать его во взрослом человеке, студенте. Как это можно сделать? Социальная реклама или какие-то иные способы, которые бы не заставляли защищать с оружием свою Родину, а вызывали бы искреннее желание это делать?

Таких мероприятий, которые направлены на воспитание патриотизма в человеке, очень много. Через СМИ, через любые коммуникации, через встречи с Героями войны, труда. Каждый день мы проходим мимо вещей, кажущихся нам какими-то обыденными, но определяющими то, кто ты по своей сути — патриот или нет. Или ты ругаешься на улице, мусоришь, кидаешь в окно окурки, или же переводишь, например, бабушку через дорогу — этим патриотизм и определяется. И через это как раз идет воспитательный процесс.

Насколько я поняла, одним из главных является пример старшего поколения.

Никто пока ничего лучше не придумал, чем тот пример, который нам подают старшие наставники. С их огромным опытом, с тем, как они прошли тяжелую годину Великой Отечественной войны, Блокады. Слава богу, многие живы. Есть и те, кто восстанавливал страну из руин в послевоенное время, строил крупнейшие промышленные предприятия в стране: и Байкало-Амурскую магистраль, и теперешний «Норникель», и КАМАЗ. Это были настоящие трудовые подвиги. И сейчас совершается огромное количество таких подвигов, каждый день, помимо того, что делают наши космонавты и спортсмены. Но о них как-то не принято рассказывать. У нас же из 12 новостей в информационных выпусках, восемь посвящены негативу. А нужно просто перевернуть «пирамиду». С острого угла на серьезный фундамент.

А какой рычаг тогда нужен для этого?

Во-первых, наше желание и понимание. У меня часто мысли совпадают с озвученными тезисами президента России Владимира Владимировича Путина – в том смысле, как должны совпадать мнения народа и президента. Он как-то рассказал на закрытии клуба «Валдай» о том, что в девяностые, когда считалось, что госуправление менее эффективно, чем управление частной компании, стали привлекать на крупные госпредприятия менеджеров, которые умели хорошо считать и придумывать различные схемы. А закончилось все тем, что эти эффективные менеджеры стали минимизировать сумму налогов через оффшоры. И получилось, что крупные предприятия, которые платили налоги на содержание стариков и детей, на медицину и образование — перевели свои активы в другие страны. И сегодня мы имеем от этого большие проблемы. В СССР баррель нефти стоил 15 долларов. И 300 миллионов человек жили с бесплатным образованием, с хорошей медициной и кучей других прекрасных вещей. А сейчас баррель стоит 108 долларов.

Но в Советском союзе и экономика была несколько другой…

Да, но и люди были с иной идеологической ориентацией… Сегодня многие менеджеры ставят во главу угла себя и свое личное обогащение. Они забывают о важности социальной составляющей. Наш президент и говорил о том, что ставить надо на должность людей, которые не только умеют считать, а еще и имеют правильную идеологическую ориентацию. Людей, которые хотят вкладывать в свою страну, в промышленность, в счастье людей, которые хотят, чтобы Россия была лучшей страной в мире — не на словах, а на деле.

Александр Николаевич, Вы затронули тему идеологической составляющей в государстве. Сейчас обсуждается вопрос о введении в петербургских вузах отделов по идеологии. На Ваш взгляд, может, тогда уж лучше в школах создавать такие отделы, а не пытаться воспитывать взрослых людей? И вообще — зачем это нужно, какая задача конкретно стоит перед теми людьми, которые будут этим заниматься, если, конечно, эта идея воплотится?

Я понял Ваш вопрос, причем он очень правильно задан, настолько грамотно поставлен, с неким провокационным флером, что ли… Дело в том, если я соглашусь с Вами и скажу «да», то пойду вразрез с действующим главным законом нашей страны — Конституцией Российской Федерации. Если скажу «нет» — то слукавлю, потому что это не моя личная точка зрения. В 13-й статье Конституции написано, что никакая идеология не может быть государственной, но при этом признается идеологическое многообразие. То есть идеологии могут быть разные, причем, заметьте, в том числе — идеология стяжательства, разврата, личного обогащения. А государственной идеологии быть не может! По этому поводу идет очень большая полемика, и на центральном телевидении с Владимиром Соловьевым, и у нас в городе, и в «Известиях», если читали…

Я, если честно, не поклонник «Известий»…

В администрации президента России тоже полемика. У нас есть интернет-ресурс «Российская общественная инициатива», который был создан по предложению Владимира Владимировича Путина в марте этого года. Его цель — снять срезы инициатив граждан страны на любом уровне. И те предложения, которые получат не менее 100 тысяч голосов на федеральном уровне в течение года, а на региональном и муниципальном — не менее 5% от количества населения, будут рассматриваться органами власти. Так вот, Дом Молодежи Санкт-Петербурга три недели назад подал инициативу, которая касается 13-й статьи Конституции, с предложением внести изменения, чтобы была государственная идеология. Я думаю, что до Нового года мы ее увидим на сайте «Российская общественная инициатива». И я почему-то убежден, что она гораздо быстрее, чем за год, наберет необходимое количество голосов. И тогда можно будет говорить, сели будет принят закон и изменения в законе через референдум, чтобы были советники, проректоры или просто сама по себе велась идеологическая работа в вузах, школах, селах и где угодно. А сегодня просто нужно, чтоб работа велась в направлении патриотического воспитания, чтобы наши студенты и школьники смотрели больше на нашу страну и ее проблемы, чем на Запад.

То, что многие молодые люди у нас уезжают и хотят уехать из страны — это, на самом деле, не так. Уезжают часто те, у кого родители — бывшие представители определенной части чиновничества, которые здесь денег «наколбасили» за счет нашей страны и нас с вами, настроили замков за границей, а сами пока еще здесь, но «за бугром» базу создают. И сами они малограмотные подчас — просто оказались в нужное время и в нужном месте. И детей туда посылают, чтобы они выучились, чтоб они эту созданную материальную базу не проели, а сохранили, как минимум, до их приезда. А эти дети, бедные, сами там мучаются. Я видел, как они плачут от того, что их отделили от друзей, от всего того, что у них было. И каждый раз плачут после того, как их после летних каникул отправляют назад, за границу. Понятно, что лет через пять, после того, как они там ассимилировались, появляются друзья, но многие все равно возвращаются в Россию. Понятно, что, получив там образование, когда они становятся взрослыми и могут в противовес маме и папе что-то сказать, но в Россию им хочется все равно.

В общем, как ни крути, идеология упирается в патриотизм. Но один момент — в последние годы, обычно, когда у нас ведутся разговоры об идеологическом воспитании, многие содрогаются от того, что появится строгая идеология, подобная советской, даже те, кто принадлежит к советскому поколению. Идеология, которая может быть сейчас — куда она должна упираться, помимо патриотизма, чтобы вдохновлять на защиту страны?

Вы говорите, что содрогаются? А Вы приведите пример, отчего содрогаются. В Советском Союзе было прописано, что идеология — это построение коммунизма. Что такое коммунизм — это когда каждому по потребностям, каждому по труду. Что тут страшного? Все прекрасно и удивительно звучало. Другое дело, что цель была далекой и перспективной, а двигались к ней трудно и слишком долго, да так и не дошли. Хотя цели не должны быть местечковыми и среднепереспективными. Я сам человек из Советского Союза. Я, честно говоря, удивляюсь, что кто-то так может говорить — он либо враг нашей страны, либо тот, кто не жил в Советском союзе.

Мой дедушка всю жизнь проработал в Советском Союзе, он герой труда.

А что ему не нравилось?

Он вспоминает одну партию, вспоминает пустые прилавки…

Партия — это отдельная история. У нас сейчас много партий — разве это что-то меняет?

Тогда такого не было, а боятся, что снова будет одна, как КПСС.

А Вам нравится, что сейчас 200 партий?

Они не представлены в Госдуме, как и их точки зрения.

У нас есть одна определяющая, которая принимает все решения на государственном уровне, и что? Когда мы говорим об идеологии, мы не говорим о партийном строительстве. Это разные вещи. Пусть будет сколько угодно партий. Но Вы почитайте их Уставы. Чем они отличаются? Да практически ничем.

В общем, в идеологическом воспитании Вы видите только хорошие перспективы?

Исключительно прекрасные. Это во многом определяет наше будущее.

То есть, благодаря тому комплексу, который сейчас разрабатывается и о котором так много говорится, в стране у молодых людей появится желание впоследствии искренне защищать Россию?

Во-первых, мы их вдохновим однозначно, мы их уже вдохновляем, и они вдохновляются. Сейчас был день призывника, мы видели молодых людей – они с искренним желанием идут служить. Сейчас многие ругают студентов – а я могу сказать, что где-то 60% искренне хотят учиться. Они понимают, что сегодня такая жизнь, она требует глубоких знаний.

Последний вопрос, но уже по другой теме, от духовного к телесному здоровью — несколько лет назад Минздрав взял курс на активную пропаганду здорового образа жизни. Как Вы считаете, сейчас результаты этой работы видны?

Однозначно. И это — заслуга государства и граждан страны. Эта история началась давно, на мой взгляд, в 2000-ых, когда президентом России стал Владимир Владимирович Путин. После этого началась активная работа не только в плане пропаганды профессионального спорта, но и здорового образа жизни в целом. Если помните, еще несколько лет назад было много рекламы алкоголя, сигарет, тех или иных марок пива, «кто побежит за «Клинским». А в мое время с девушкой, которая курила на улице, никто не хотел общаться. Помните фильм «Москва слезам не верит»? Там девушка с юношей шли за руку по улице, а к ним подошли и пожурили за то, что это неприлично. Вот в наше время было неприлично курить женщине на улице. А ведь в 90-е люди ходили с пивом в метро! В автобусах, на остановках! Я был в шоке и не знал, что делать. А сейчас рекламу запретили, убрали, компенсировали рекламой здорового образа жизни и творчества. Много создано и государственных спортивных школ, и частных фитнес-клубов. А если не иметь духовного и физического здоровья, даже будучи семи пядей во лбу, загнешься к 30-ти годам. Я в Вашем возрасте мог спать час, сделать утром зарядку, быть свежим весь день. С возрастом этих батареек уже не хватает. Нужно беречь себя смолоду и не растрачивать себя понапрасну. Всегда, встречаясь с ребятами, я говорю, что приобретать вредные привычки не надо. Понятно, что попробовать все интересно – и курение, и алкоголь, а кому-то наркотики, но это того не стоит. Равно как и растрачивать себя попусту на бессмысленные связи — это не приводит к чему-то хорошему. Только к большим проблемам, в психике, в том числе. Лучше ходить в театр, в спортивные секции, развиваться. И жить проще честно, не запутываясь во лжи. А счастье – оно всегда рядом: в хорошей работе, в друзьях, в семье и в детях.

Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!