102.6$ 107.4€
0.03 °С
Новости Все новости

Инопресса о Петербурге: Спор Меркель и Путина, ЮНЕСКО, ПЭФ и скандал с Полуниным

26 июня 2013 | 10:04

ИА «Диалог» подготовил еженедельный обзор иностранной прессы о городе на Неве. На прошлой неделе за границей обсуждали спор Меркель и Путина на выставке в Эрмитаже, ЮНЕСКО, ситуацию с Цирком на Фонтанке и Петербургский экономический форум.

Инопресса

Многие издания посвятили материалы спору между Ангелой Меркель и Владимиром Путиным, который едва не привёл к отмене открытия выставки «Бронзовый век. Европа без границ» в Эрмитаже. Так, Los Angeles Times пишет:

«Новая экспозиция в петербургском Эрмитаже вызвала дипломатические трения между Германией и Россией, поскольку на ней выставлены некоторые произведения искусства, вывезенные из Германии красноармейцами во время Второй Мировой войны. И канцлер Германии Ангела Меркель, которая прибыла в Петербург на Международный экономический форум, не преминула указать на это российскому лидеру, вместе с которым должна была открывать мероприятие. Сообщают, что она призвала Россию вернуть эти предметы Германии.

— Мы считаем, что эти объекты искусства должны быть возвращены, — передаёт её слова Reuters. Путин же, говорят, ответил словами о том, что вопрос о репатриации лучше в дальнейшем не ставить.

В итоге намеченные выступления первых лиц были отменены. Как сообщает Financial Times, такое решение приняли в Москве – после того, как российские чиновники обеспокоились «расхождениями» в речах лидеров двух стран.

На выставке «Бронзовый век», которая будет работать до 8 сентября, показаны изделия из соответствующего металла, созданные в Европе в разные времена (вазы, инструменты, оружие и многое другое, как сообщает сайт Эрмитажа). Сотни экспонатов происходят из Германии и были захвачены Красной Армией во время Второй Мировой войны».

The Irish Times уточняет, что проблемы начались после того, как Меркель заявила о желании указать в своей речи на то, что не все экспонаты по праву принадлежат России. Также газета напоминает историю вопроса:

«Наибольшие возражения вызвало включение в экспозицию 81 золотого предмета из клада, обнаруженного в 1913 году в Эберсвальде, близ Берлина. Этот клад считается крупнейшей для Центральной Европы находкой памятников Бронзового века. В Петербурге он находится с 1945 года.

Представитель Меркель подтвердил, что она намеревалась напомнить российским слушателям о «немецкой позиции» по поводу предметов, вывезенных в СССР. После того, как Красная Армия захватила Берлин весной 1945 года, из музеев немецкой столицы пропали более миллиона книг и произведений искусства (а из города – всё, что угодно, вплоть до рельсов и целых заводов). Москва называет это законными репарациями за ущерб, понесённый из-за нападения фашистов – которые в захваченных регионах грабили и громили советские музеи и библиотеки.

Около полутора миллионов предметов вернулись в ГДР к 1960 году – в том числе знаменитый Пергамский алтарь из Берлина и Зелёный погреб – сокровищница саксонских королей – в Дрезден. Ныне в России, по словам властей, осталось менее десяти процентов немецких объектов искусства, которые в 1945 году оказались в СССР. Но немцы всё равно обвиняют Россию в том, что она нарушает договор о перемещённых предметах искусства от 1990 года, оставив у себя часть сокровищ – в том числе выкопанные Генрихом Шлиманом на руинах Трои предметы и Эберсвальдское золото».

Daily Telegraph подводит итоги этого скандала:

«Путин постарался сгладить ситуацию и опроверг сведения о том, что мероприятие было отменено – хотя ему и пришлось уделить внимание этой проблеме.

— Думаю, это очень деликатный вопрос, — сказал он. – Так что если мы хотим добиться прогресса, не стоит раздувать проблему – лучше поискать способы её решения. Думаю, не стоит сейчас начинать дискуссию, потому что с российской стороны кто-то неизбежно предложит оценить ущерб, нанесённый российской культуре во время Второй Мировой войны».

Издание отмечает, что выставка была организована совместно российскими и немецкими музеями, которые выделили более 1700 предметов, из которых и был создан портрет Бронзового века.

 

Radio Free Europe / Radio Liberty посвящает материал ситуации с возможным исключением из перечня Всемирного наследия ЮНЕСКО ряда петербургских пригородов, которая на прошлой неделе взбудоражила культурное сообщество Петербурга:

«Если российские власти добьются своего, безудержный строительный бум – который, по словам градозащитников, уже испортил многие достопримечательные места страны – может вскоре докатиться до пригородов Санкт-Петербурга. В отличие от Москвы, рост которой быстро поглощает бывшие спутники древней столицы, прекрасные царские дворцы и особняки, усеивающие окрестности столицы северной, в массе своей остались незатронутыми.

Надолго ли?

Российские власти подали в ЮНЕСКО документ, который предусматривает заметное сокращение территории, охраняемой в качестве объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно этому предложению, защиты культурного органа ООН лишится большая часть исторических пригородов Петербурга – в том числе многие парки.

— Это будет выгодно девелоперам и чиновникам, которые хотят вести строительство в исторических центрах Петергофа, Пушкина, Павловска, Ораниенбаума и других спутников Петербурга, — говорит глава петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис. – Для этих людей статус объектов Всемирного наследия – серьёзное препятствие, от которого им очень хотелось бы избавиться.

Депутат петербургского Законодательного собрания Алексей Ковалёв первый забил тревогу – после того, как обнаружил список предполагаемых поправок на сайте ЮНЕСКО, очередная сессия которой как раз проходила в Камбодже. Он быстро созвал совещание с участием местных чиновников и градозащитников. Представитель петербургского КГИОП поспешил успокоить собравшихся – настаивая на том, что этот документ не планировалось обсуждать на нынешней сессии ЮНЕСКО. Но это мало кого успокоило.

Ковалёв настаивает, что это предложение – часть агрессивной кампании по захвату дорогостоящей земли в наиболее престижных пригородах Петербурга.

— Нетрудно угадать, кто за этим стоит – те, кто хочет строиться в пригородах, — сказал оню. – Только за последний год на окраинах города построили 2,5 миллиона квадратных метров, и ещё два миллиона – на прилегающих территориях Ленинградской области. И всё это входит в охранную зону.

Дьявол в деталях

Но эксперт ЮНЕСКО, с которым связался корреспондент RFE/RL, назвал эти обвинения «следствием непонимания».

Алессандро Бальзамо – член рабочей группы ЮНЕСКО, призванной уточнить границы Петербурга и его исторических пригородов в качестве объектов Всемирного наследия. Эту группу создали два года назад – после того, как агентство решило, что определение этой территории, основывающееся на заявке городских властей от 1990 года, было слишком расплывчатым.

Бальзамо отрицает то, что ведутся попытки сократить перечень охраняемых зон.

— Речь совершенно не идёт об исключении, — сказал он. – Напротив – принимаются положительные меры по сохранению всех этих мест. Процесс уточнения нужен, поскольку это очень сложный объект, в него входит много составных частей. Исключения не предусматривается.

Но градозащитники говорят: дьявол кроется в деталях.

Технически число подобъектов элемента Всемирного наследия под названием «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанных с ним памятников» в новом документе остаётся неизменным. Но перечень конкретных элементов в этих подобъектах сокращается – по сравнению с версией, одобренной ЮНЕСКО в 1990 году – примерно на две трети.

Например, в случае Пушкина в новом документе определяются только царский дворец и его сады, а также один парк – но весь исторический центр города и четыре парка, указанные в изначальном документе, исчезли. Есть и изменения, связанные с объектами поближе к Петербургу: например, «река Нева и её набережные» превратились в «реку Нева». Так и видятся элитные жилые комплексы на берегах.

Опасаемся худшего

Градозащитница Юлия Минутина говорит, что девелоперы уже «пробивают» несколько проектов в охраняемых ЮНЕСКО зонах – в том числе огромный жилой массив «Южный», который наползёт на некоторые из охраняемых парков Пушкина. Ходят слухи, что некоторые высокопоставленные чиновники поглядывают на эти драгоценные территории – в своих интересах. Некоторые московские начальники – например, глава «Газпрома» Алексей Миллер и его коллега из РЖД Владимир Якунин – слывут владельцами роскошных загородных поместий близ столицы. Как они получили землю – история умалчивает. Петербургские чиновники в этом заметно отстают от коллег из Первопрестольной.

Ещё больше опасений вызвала секретность, окружающая новый документ.

— Тот факт, что этот проект не подвергался общественному обсуждению – в том числе с участием экспертов, готовивших заявку Петербурга в ЮНЕСКО – тревожит нас, — поясняет Минутина. – Исключение этих важных территорий из списка автоматически делает их более уязвимыми.

Градозащитникам доселе не удалось установить авторов этого предложения. МИД, который занимается сотрудничеством с ЮНЕСКО, опровергает свою причастность к нему. Министерство культуры тоже говорит, что не имеет к этому отношения. Его представители в Петербурге на собрание, организованное Ковалёвым, не пришли. И хотя на мероприятии побывал высокопоставленный руководитель КГИОП, представитель этого ведомства заявил RFE/RL, что председатель комитета «ничего об этом не знает». Даже сам губернатор города признался, что не располагает информацией об этом документе.

— Возможно, властями двигали иные мотивы, — резюмирует Минутина. – Но то, что они не оповестили об этом общественность, заставляет нас опасаться худшего».

 

China Post – и ряд других изданий – со ссылкой на AFP рассказывают о непростой задаче, которая стоит перед знаменитым российским клоуном Славой Полуниным в его новой роли главы петербургского цирка:

«Всемирно известный клоун Слава Полунин лишь несколько месяцев тому назад стал главой старейшего цирка в России. Но скандал вокруг прав животных показал, какая непростая задача перед ним стоит – ему нужно реформировать заскорузлое учреждение, не вызвав при этом нелицеприятного скандала.

Теперь клоуну с густыми седыми волосами приходится аккуратно выбирать слова, чтобы ответить на вопрос о том, собираются ли в Большом цирке Санкт-Петербурга (он же – Цирк на Фонтанке) избавляться от номеров с участием животных и переходить к западному стилю.

— Я намерен сохранить в цирке всё самое лучшее. Ничего уничтожать я не хочу, — говорит Полунин, который много лет провёл во Франции, Британии и Канаде, где работал с Cirque du Soleil. А в январе он принял неожиданное предложение – возглавить Цирк на Фонтанке, основанный в 1877 году. То был первый в России стационарный цирк – он разместился в прекрасном здании, в лучшем районе бывшей имперской столицы. Создал его итальянец Гаэтано Чинизелли – чья семья управляла заведением вплоть до революции. В 1919 году цирк был национализирован, а сын Гаэтано Чинизелли бежал из страны.

Сегодня на богато изукрашенном здании висит вывеска «Цирк Чинизелли», но внутри заведение потеряло немалую часть своего лоска. Окружающие арену ряды сидений сохранились с советских времён, и их обивка потускнела и поистрепалась. Многие критиковали цирк за устаревшие трюки и нехватку нового мышления. На праздновании 135-летия цирка в прошлом году зрители наблюдали укротителя львов во фраке, акробатов, взмывающих к куполу под русские народные песни, и марширующих на задних лапках пуделей. Но всё это уже было, причём в те же советские времена.

В апреле Полунин устроил символическую помывку фасадов цирка – под барабанный бой, с жонглёрами и клоунами, игравшими среди гор мыльной пены.

Но всего через несколько дней разразился скандал, когда зоозащитники из группы «Вита» обнародовали видеозапись избиения мартышек и кенгуру дрессировщиками. И хотя было неясно, когда это происходило, многие знаменитости – в том числе рок-музыкант Борис Гребенщиков и режиссёр Александр Сокуров – написали новому главе цирка письмо, в котором призвали его покончить со страданиями «пленников цирка» и отказаться от трюков с участием животных. А вот знаменитый московский цирк Дурова, где выступают животные, напротив, попросил Полунина сохранить старинные традиции цирковой дрессуры – заявив, что «отдельные случаи жестокости не могут составить всей картины».

Трудное решение предстоит Полунину: хотя в его собственных шоу зверей никогда не использовали, в цирке много сотрудников, которые ими занимаются – дрессировщиков, например, которые работают с обезьянами, тюленями, медведями и даже верблюдами. И есть животные, часть из которых держат по соседству с главным зданием, часть – в других местах, дальше от центра города.

В интервью AFP Полунин лишь косвенно упомянул эту проблему – заявив, что получил петицию против содержания в цирке животных, и намерен провести круглый стол на эту тему. По его словам, цирк требует серьёзной работы – как в том, что касается состояния здания, так и в части содержания представлений.

— Цирк был на пике в 50-е годы, теперь он в застое, — сказал Полунин. – Наши артисты очень профессиональны, они лучшие в стране. Но им не хватает новых идей, не хватает направления.

Но в цирке на Фонтанке зреет недовольство. Неделю назад сотрудники отправили письмо президенту Путину, попросив его уволить Полунина, которого они обвинили в растратах и коррупции. Бумагу подписали сто человек, а копию опубликовали в Сети: клоуна назвали в ней «далёким от цирковой культуры человеком», который хочет избавиться от традиций русского искусства арены.

— Конечно, некоторые из артистов обеспокоились [после назначения Полунина главой Цирка на Фонтанке], — сказал он о письме. – Всё новое всегда тревожит людей».

 

Наконец, Quartz приводит впечатления американского экономического консультанта, журналиста и эксперта по России Марка Адоманиса (постоянного автора Forbes), который побывал в Петербурге для участия в ПМЭФ и решил развеять некоторые представления, бытующие о нашем городе у американской аудитории:

«Впервые за 13 лет я побывал в Санкт-Петербурге. Я ехал туда с открытым разумом и очень небольшим количеством стереотипов – и был приятно удивлён тем, что увидел. Хотя в городе по-прежнему хватает довольно убогих с виду кварталов, общая атмосфера в нём куда оптимистичнее и позитивнее, чем я ждал. Особенно если учитывать постоянные рассказы о России как об ужасном месте, полном духа упадка. Меня особенно удивили три вещи: относительная малочисленность пьяных, повсеместное потребительство и на удивление лёгкая рука властей.

1. Первое, что мне больше всего бросилось в глаза – почти полное отсутствие пьяных на улицах. Да, я остановился в приятной части города, и не пытался изучить более простецкие районы – но за четыре дня, проведённых в Петербурге, я не припомню ни одного алкаша, дрыхнущего на скамейке или бредущего на заплетающихся ножках по улице. Те, кто бывал в России, поймут, насколько это важно. Не думаю, что в Петербурге вдруг нашли чудесное лекарство от пьянства – уверен, в городе достаточно алкоголиков – но в предыдущие приезды в Россию было невозможно не заметить пьяниц, потому что они были везде: у метро, в парках, у церквей, по берегам рек, прямо на тротуарах… Десяти минут нельзя было пройти, не натолкнувшись на какую-то личность, словно вышедшую из самых депрессивных произведений Достоевского. Согласно медицинской статистике, Россия успешно – хотя этим стоило заняться пораньше – борется с запойным пьянством. И мои петербургские впечатления, похоже, подтверждают: перемены в статистике сопровождаются подлинными изменениями поведения.

2. При всём широко описываемом антиамериканизме российских СМИ, больше всего на телеэкранах (и в радиоэфире) не истерической государственной пропаганды, а низкопробного потребительского мусора (явно сработанного задёшево). Банальным было бы говорить о том, что вам, когда вы включите телевизор, с гораздо большей вероятностью попадётся винегрет из разных «доступных кредитов», «огромных скидок» и «низких цен», чем документального кино о пороках США и недостатках демократии. У меня создалось впечатление – и очень стойкое – что россиян (как и любых потребителей) больше всего беспокоит то, как сэкономить деньги и прикупить новую игрушку, а телевидение послушно следует этому общественному заказу. Может, конечно, и есть какой-то великий идеологический проект, но в петербургском эфире он как-то не просматривается. В общем, я видел много разной рекламы всего – от автомобилей до сыра моццарелла (как ни странно) – но ничего, что можно было бы даже с натяжкой назвать пропагандой.

3. Меня поразило, как мало в городе полицейских – так, что порой возникали сомнения в их существовании. Порой я мог 15-20 минут шагать через самые оживлённые городские районы, не увидев ни одного стража порядка. А те, что были, обычно сидели в машинах со скучающим видом, или были погружены в свои телефоны. Был момент, когда я оказался в многотысячной толпе на Дворцовой площади, где шёл небольшой рок-концерт и (вы не поверите) какие-то соревнования по брейк-дансу, но никаких полицейских вокруг не было. Почитаешь про репрессии против антипутинской оппозиции – и волей-неволей приготовишься столкнуться с легионами ОМОНа, направо и налево дубасящего всех подряд на улицах… но реальность, к счастью, оказалась куда скучнее и безопаснее. Может, вся полиция разом ушла в отпуск, или мне повезло попасть на особенно тихие дни – но власти, похоже, не стремятся управлять всем происходящим жёсткой рукой. И это меня, если честно, удивило.

Россия – явно куда беднее, чем США, и разница в стандарте жизни очень заметна даже в достаточно зажиточном городе вроде Петербурга. Но меня очень порадовало то, что увиденное мною оказалось таким нормальным и даже, я бы сказал, банальным. Россияне спокойно ходят по улицам, сидят в ресторанах и занимаются повседневными делами – так что зная о трагической и непростой истории этой страны, предполагаешь, что нормальным здесь окажется нечто совершенно другое».

Подготовил Илья Снопченко, специально для ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!