С.Шойгу: У спасателей на планете нет границ, но есть общие цели
24 декабря 2010 | 14:1727 декабря 1990 года образован Российский корпус спасателей. Эта дата считается днем рождения Министерства по чрезвычайным ситуациям. О том, как создавался отряд спасателей и как он будет развиваться, корреспонденту «Известий» рассказал глава ведомства Сергей Шойгу.
Сергей Кужугетович, могли ли вы двадцать лет назад предположить, что из 17 человек, вошедших в первую команду, отряд разрастется в многотысячную армию?
Мы не собирались создавать министерство в том виде, в котором оно существует сейчас. Планировали отряд численностью примерно в пятьсот человек, состоящий из очень хорошо образованных, подготовленных и оснащенных профессионалов, которые могли бы реагировать на серьезные чрезвычайные ситуации вроде Чернобыля или землетрясения в Спитаке. Но потом, конечно, поняли, что этим количеством в нашей стране не обойтись. Ведь нас отправляли не только на стихийные бедствия и аварии, но и создавать миротворческие силы в Южной Осетии, потом, после первого успеха, кинули в Приднестровье, оттуда — в Абхазию.
За двадцать лет произошло около сотни крупных катастроф. От какой из них до сих пор приходится внутренне содрогаться?
Очень болезненны воспоминания о Беслане. Сложнейшим испытанием стало землетрясение в Нефтегорске в 1995 году. Это была психологически и технически очень тяжелая работа. Мы впервые столкнулись с собственным бессилием в борьбе со смертью. При разборе завалов это случалось нередко. Допустим, ты докопался до человека, он живой, говорит с тобой, а рядом в ожидании вызволения стоит его мать. Казалось бы, у таких историй должен быть счастливый конец, но как только поднимаешь плиту — человек погибает. Жизнь одного парня-нефтяника мы «держали» 36 часов, дали ему выпить, покурить, постелили мягкий настил. Потом он сказал: «Ну ладно, отдохнули и хватит, давайте поднимайте!» Так погибла и маленькая девчушка, мать которой тоже была в этот момент рядом. Ее состояние невозможно передать словами, она кричала, бросалась на нас с кулаками. В Нефтегорске мы впервые провели ампутацию прямо в завале — это спасло человека от гибели. Тогда в общей сложности наши спасатели вытащили из-под завалов живыми четыреста человек. Это серьезный результат, тем более что у нас не было столько собак и оборудования, как сейчас.
Как спасатели пережили тяжелое лето 2010 года?
Конечно, непросто. Хотя нас много ругали, все знают, что тушение лесных пожаров — не зона ответственности МЧС по законодательству. Впрочем, в критике я вижу и хорошие стороны. Если реакция общественности была таковой, значит, у россиян есть стойкое убеждение, что наши ребята придут первыми и сделают свое дело хорошо. Хватает ли вам оборудования, средств спасения, достаточно ли они эффективны? Для переоснащения МЧС разработана программа на 2011-2015 годы. В течение пяти лет на эти цели выделено 43 млрд рублей. Эти средства пойдут в том числе на оснащение авиационной техникой. В ближайшие годы на вооружение МЧС будет принято восемь самолетов Бе-200ЧС. Кроме того, в рамках сметы МЧС планируем приобрести два самолета Ан-148, 18 вертолетов Ка-32 и Ми-8. Планируется также оснастить авиапарк МВД России, Минобороны России, ФСБ России выливными авиационными приборами и другим необходимым оборудованием для обнаружения и ликвидации пожаров. Это позволит уже в 2011 году увеличить общую группировку воздушных судов, привлекаемых для тушения пожаров, на 99 единиц. Таким образом, в России будет создана самая крупная в мире национальная группировка — 180 воздушных судов. Значительные средства будут направлены и на техническое оснащение единой военизированной горноспасательной службы, в том числе на создание Национального аэромобильного спасательного центра горноспасателей и шахтеров с основной базой в Кемеровской области…