85.6$ 93.3€
17.08 °С
Новости Все новости

Н.Беляков: Петербург на 12 месте среди российских городов по количеству заболевших ВИЧ

29 ноября 2010 | 01:36

Директор Санкт-Петербургского Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, академик РАМН Николай Беляков рассказал «Диалогу» о статистике заболеваемости ВИЧ, важности профилактики и о том, что ВИЧ стареет.

Николай Алексеевич, какова сейчас статистика заболеваемости ВИЧ в Петербурге? Какие основные пути заражения сейчас выделяются?

Сейчас в Санкт-Петербурге проживают 42 тысячи людей с ВИЧ, на диспансерном наблюдении находятся боле 22 тысяч человек, ежегодно рождается от 400 до 500 детей от ВИЧ-инфицированных женщин. Важно отметить, что количество заболевших в год снижается с 20 тысяч человек в 90-е годы, до 3-4 тысяч по данным на 2009 год.

Среди заболевших на первом месте находятся потребители инъекционных наркотиков —  около 60%, а остальные 40% были инфицированы половым и другими путями. В нашей стране гетеросексуальный путь передачи ВИЧ встречается гораздо чаще, чем в начале эпидемии, а в некоторых группах он приравнивается к инъекционному пути. Кроме того, умеренно увеличивается количество заразившихся гомосексуальным путем с  1 до 3 %, но по данному пути мы еще далеки от западных стран. В европейских странах, например, этот показатель колеблется от 60 до 80%.

Санкт-Петербург среди российских городов по количеству заболевших находится сейчас на 12 месте, хотя еще в 2008 году мы были в первой пятерке.

Как много несовершеннолетних заражаются ВИЧ?

ВИЧ стареет. В последние годы снижается число инфицированных подростков и людей до 30 лет. При этом увеличивается число заболевших в возрастной группе старше 30 лет. Самый последний случай, который мы рассматривали на конференции – это мужчина, обратившийся за помощью в 82 года. Старше у нас пока не было.

Надо сказать, что среди несовершеннолетних основной путь заражения – инъекционный.

Кого больше среди заболевших – мужчин или женщин?

По половому составу больше ВИЧ-инфицированных мужчин, но сейчас количество женщин постепенно приближается к количеству мужчин, причем приближается достаточно уверено. По Санкт-Петербургу они составляют около 45% от общего числа. Основной путь заражения у женщин – гетеросексуальный.

Что касается беременных женщин, то в этой категории выравнивается число заболевших половым путем и инъекционным.

Мы все находимся в группе риска, поэтому мы все должны быть крайне осмотрительными при выборе половых партнеров. Там, где не предусмотрено зачатие, необходимо использовать презервативы. Это единственный способ для предотвращения гетеросексуального и гомосексуального путей передачи вируса.

Как Вы оцениваете меры, принимаемые в Санкт-Петербурге для борьбы с ВИЧ/СПИДом?

В начале десятилетия Санкт-Петербург попал в число самых неблагополучных городов в связи с увеличившимся потоком наркотиков из Афганистана. Тогда, за 2000-2001 гг. заразилось более 20 тысяч человек. Сейчас мы встречаемся с последствиями тех лет.

Снижение заболеваемости до 3,5 тысяч в год связано с тем, что очень быстро сориентировалось наше правительство, медицинская служба, общественные организации, и удалось своевременно принять комплексные меры. Хотя заболеваемость ВИЧ и остается очень высокой, эти цифры сохраняются в течение нескольких лет. Предполагается, что такая тенденция сохранится на ближайшие годы, если не будет каких-то особых потрясений. К таким потрясениям можно отнести новый поток наркотических средств, социально-экономические условия, политические потрясения и другие процессы, которые дестабилизируют общество.

Санкт-Петербург  – уникальный субъект Российской федерации, где администрация планомерно в течение лет формирует и финансирует целевые городские программы по борьбе со СПИДом. Начались эти программы еще до прихода губернатора Валентины Ивановны Матвиенко, но в течение последних лет объемы финансирования в рамках программ значительно увеличились, появилось новое дыхание. Программы эти выполняются, другое дело, что можно было бы говорить о необходимости увеличения средств на профилактические мероприятии. Однако, должен заметить, что их не хватает во всем мире.

Если говорить о расходовании выделяемых средств, то подчеркну, что нам хватает средств и на закупку препаратов, и всего необходимого оборудования. Очень важно, что финансируются и исследовательские программы. Например, город вкладывает деньги в математическое прогнозирование эпидемии. Власти хотели бы знать, что будет в среднесрочной перспективе. Наши специалисты, эпидемиологи  и математики говорят, что эпидемия должна идти ровно, но по причине накопления в эту эпидемию будет вовлекаться все больше и больше людей.

Вероятное их число в разы превышает число выявленных случаев. Истинное расчетное количество находится в зоне от 100 до 150 тысяч людей, живущих с ВИЧ. Мы должны готовить наши медицинские, социальные и иные службы для борьбы с эпидемией все в большем объеме.

Вы говорите о стабилизации количества заболевших в год, а можно ли в будущем говорить о снижении этого показателя?

ВИЧ-инфекция — это социальная инфекция. В социуме на медицинских работников ложатся всего несколько функций: диагностика, контроль за течением заболевания, назначение терапии при необходимости, контроль за проводимым лечением. Все остальное паритетно ложится на политиков и экономистов, общественные организации, представителей различных конфессий, молодежные организации.

Если школа не будет учить детишек, как пользоваться презервативами, не будет показывать им важность этого мероприятия, то половой путь нам не снизить, никакие другие меры не помогут.

Если каким-то образом мы не будем помогать наркопотребителям, например, предоставлять им условия для получения чистых иголок и шприцев, то мы не сдвинемся с точки. Некоторые политики считают, что это вредно. Ничего подобного! Это большое заблуждение. Вылечить наркозависимого человека крайне сложно. Нам бывает проще предотвратить передачу ВИЧ от наркозависимого к его партнерше, которая еще не заразилась. Это можно сделать, занимаясь лечением его от ВИЧ-инфекции, а также убеждая использовать презервативы.

Как Вы оцениваете проводимую просветительскую работу в нашем городе? Что необходимо изменить в этом направлении?

С моей точки зрения, просветительской работы сейчас недостаточно. Нужно чтобы она велась постоянно, постоянно и еще раз постоянно.

Вы знаете, я встречаю тут очень много фарисейства. Наши педагоги говорят “да, да, да”, а на самом деле уклоняются от каких-то действий, потому что считают неприличным говорить на темы полового воспитания и сексуальных отношений с подрастающим поколением. Это нас очень не выгодно отличает от западных стран. Мне кажется, что здесь дело совсем не в нашей православной философии, а дело в нас самих. Либо мы будем просто замыкаться на нравственности и потихоньку умирать, либо мы будем использовать всю палитру для того, чтобы бороться с ВИЧ-инфекцией.

Как Вы оценивает роль общественных организаций в профилактике и борьбе со СПИДом?

Общественные организации выполняют важную, но локальную функцию. Без государства и международного сотрудничества нам просто не обойтись. Основные программы проходят при финансовой поддержке государства, при поддержке ООН, ВОЗ, крупных специальных фондов.

С какими основными проблемами сталкиваются люди, живущие с ВИЧ?

Общество не готово воспринимать этих людей адекватно. Прошло слишком мало времени с начала эпидемии. Здесь лечить можно только временем. На фоне этого времени мы должны постоянно напоминать, что люди, живущие с ВИЧ, абсолютно такие же люди, имеющие все права в обществе.

Как вы оцениваете ситуацию с выявлением ВИЧ-инфекции в Петербурге? Стали ли горожане чаще обращаться в анонимный кабинет для сдачи анализов?

Необходимо очень разумно подойти к этой теме. Во-первых, человек не должен постоянно думать о какой-либо болезни, будь то онкологическое заболевание или ВИЧ-инфекция. Иначе у него просто начнется расстройство психики. Он должен быть убежден только в одном — если он ведет правильный образ жизни, то шансов получить инфекцию у него практически нет. Выделяются группы рискованного поведения, в которых просто необходимо проводить исследования. Это люди, употребляющие наркотики, женщины и мужчины, которые занимаются коммерческим сексом, люди, которые имеют шанс работать с биологическим материалом, медсестры и лаборанты и так далее.

Если обычный человек попал в ситуацию, когда у него был, например, незащищенный секс, то спустя месяц (раньше не будет реакции) ему необходимо пройти тест. Но это все в идеале, а на практике мы чаще всего выявляем ВИЧ, когда обследуем людей при донорстве, на военной комиссии, заключенных в местах лишения свободы, инъекционных наркоманов, которые проходят лечение по поводу наркозависимости.

Каждый житель может прийти по желанию в анонимный кабинет, сдать анализы и получить необходимую консультацию специалистов. Нужно ли часто обследоваться? Есть группа лиц, которые слишком озабочены этой проблемой, они умудряются по десятку раз проходить через тестирование. Это уже перебор.

Какова статистика обращений в анонимный кабинет?

В течение года в городе на ВИЧ обследуется более полумиллиона человек. Если мы будем обследовать миллион, то будем делать это по другому принципу и найдем намного больше случаев.

Здесь есть еще и некий экономический компонент. Это же не только стоимость реактивов, но и расширение всей диагностической службы, плюс изменение законодательной и нормативной базы, ведь сейчас можно обследовать пациента только с его согласия.

Хватает ли медицинского персонала для работы с ВИЧ-инфицированными людьми? Есть ли необходимость в увеличении?

Врачами мы укомплектованы полностью. Должен тут высказать признательность Комитету по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга, который в 2010 году выделил нам дополнительные ставки. К нам наконец-то пришла молодежь. Молодые специалисты не шли многие и многие годы. Во-первых, инфекционные болезни считаются не престижным направлением. Во-вторых, слова «ВИЧ» и «СПИД» пугают не только простого обывателя, но, к сожалению, и медицинских сестер и врачей.

Есть нехватка медсестер, но это проблема актуальна и для всей России и для всего мира. У нас главные причины – низкий престиж этой профессии и несоответствие заработной платы выполняемым функциям.

Есть мнение, что проблема ВИЧ/СПИДа надумана медиками и представителями фармацевтических компаний. Как вы относитесь к таким высказываниям?

Этому можно дать только несколько объяснений. Первое — люди не информированы. Второе — люди лукавят, делая PR. Третий – у таких людей не все в порядке с психикой.

БЛИЦ: Что Вы любите делать в свободное время?

Я люблю отдыхать, делать то, что требует организм. Я не понимаю людей, которые говорят, что у них хобби с утра до вечера копаться на грядках. Это смешно. Ты кто? Крестьянин или врач?

Отдых должен быть разнообразным. Должна быть интеллектуальная часть отдыха. Я вот очень люблю живопись. Должны быть и спортивные компоненты. Конечно же, должно быть время на общение с семьей и друзьями.

Часто ли говорите о СПИДе со своими детьми, детьми друзей?

Каждый раз в той или иной форме я ввинчу эту фразу про СПИД, а если есть коробка с презервативами, то дам несколько штук на всякий случай.

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!