100.7$ 106.1€
-1.08 °С
Новости Все новости

Василий Кичеджи: «Столица мракобесия» — надуманный образ, заказная тема

07 марта 2013 | 09:01

Почему и зачем Петербург называют «столицей мракобесия»? Страдает ли город без главы комитета по культуре? Будет ли театральная реформа? «Диалог» поговорил с вице-губернатором Петербурга Василием Кичеджи об этом, а также о судьбе зоопарка, школьных учебниках и биеннале «Манифеста».

Первое, о чем хочется спросить, — публикация показателей эффективности городских театров. Коллеги-журналисты из этих цифр уже составили своеобразные рейтинги, из которых можно сделать вывод, кто и как работает. А Смольный на основе этих данных будет какие-то оргвыводы делать?

У нас никаких рейтингов нет. Это не рейтинг, это статистика — та, которая есть у комитета по культуре. Все руководители театров эти цифры знают. Другое дело, что руководители не знали о цифрах своих коллег, то есть, других театров. Но это четкая картинка, которая свидетельствует об экономике наших театров.

Мы — не рейтинговое агентство, рейтингов у нас нет. Но думаю, кто-то из зрителей обратит внимание на эти цифры, прежде всего на посещаемость. Если посещаемость за 90%, то, видимо, это действительно очень интересный театр, куда стоит прийти.

У театра «Мастерская» оказались очень хорошие показатели. Правительство продолжит поддерживать этот театр, другие молодежные проекты, ведь «Мастерская» работает буквально с колес, без огромных вливаний, но так эффективно?

Мы поддерживаем все театры. В «Мастерской» — необычный худрук (Григорий Козлов – ИА «Диалог»), театр имеет небольшую площадку, но там много молодых ребят. Ребята — лауреаты многих премий. Видите, сколько слагаемых успеха у этого театра. Но я думаю, что у нас такой театр не один, у нас их много.

Если вернуться к цифрам: на некоторые смотришь и охаешь. Много денег тратится, отдачи — мало. Прошлой весной была большая дискуссия на тему театральной реформы — многие ругались на Дмитрия Месхиева, хотя и признавали, что реформа нужна. К ней вернутся, и как будет организована здоровая дискуссия по этому вопросу?

Мне не нравится слово «реформа». К сожалению, наши российские реформы по своему экономическому и политическому смыслу являются синонимом революции. Конечно, нужны изменения, это нормально — жизнь течет, изменяется. Кто-то становится старше, кто-то совсем уходит из жизни. Так и здесь. Нравится или не нравится это кому-то, но общество серьезно поменялось, благосостояние людей улучшается. У них другой взгляд на культуру. Перемены должны быть, но процесс перемен должен быть эволюционным. Раньше никто не публиковал статистику по театрам, мы это делаем. Дальше будут другие меры. Но никакой революции в культуре не будет.

Что касается дискуссии в обществе, то вы, журналисты, и должны ее начать. Когда руководитель «Петербург-концерта» собрал трудовой коллектив и в присутствии прессы обвинял комитет по культуре, что он лишил работников «Петербург-концерта» зарплаты, многие журналисты написали слезоточивые статьи об этом собрании.

Теперь мы знаем, где публика «Петербург-концерта» — в журналистской среде. Раньше экономистам комитета по культуре трудно было ее найти.

Хотел бы еще раз объяснить всем. Сокращение бюджета городских театров на 5% не означает сокращения зарплат творческих сотрудников. Директор театра имеет право перераспределить бюджет и выплатить все привычные вознаграждения в полном объеме за счет других статей расхода. Да, сокращение бюджета – это испытание для руководителя, но это и тест на его эффективность. Ведь эти деньги можно заработать! Можно попробовать продавать билеты, например. А я от большинства руководителей театров и концертных организаций слышу, что они занимаются просвещением народа, поэтому у них низкие доходы. А разве Михайловский театр, Молодежный театр на Фонтанке не занимаются просвещением? Занимаются, но при этом дают такой продукт, за который люди сами готовы голосовать рублем.

Культуру можно не только цифрами мерить, но и премиями. Раньше в Петербурге была премия «Золотой софит», но в этом году ее проигнорировали почти все критики, город ее тоже не поддержал. Правительство будет учреждать свою театральную премию?

У правительства сейчас есть своя премия, мы награждаем не только в области театра, но и архитектуры, литературы. Правительство всегда выполняло свои обязательства по организации и присуждению таких премии. Так будет и впредь.

Что касается «Золотого софита», то это премия Союза театральных деятелей, это их право ее вручать, и это их дело. Наверное, у них тоже есть проблема в личных взаимоотношениях. Люди становятся взрослее, может быть, мудрее, может быть, старее. Может, кто-то эту премию подхватит из молодых и концептуально что-то новое в нее привнесет, поднимет авторитет премии. Но я ни в коем случае не хочу ничего советовать и даже вмешиваться.

Да, премия пару лет получала субсидию от комитета по культуре. Комитет по культуре по конкурсу выделяет средства на проведение городских фестивалей, конкурсов, проектов. Экспертная комиссия комитета по культуре, вероятно, предпочла заявке на проведение «Золотого Софита» другие. Я в этом ничего страшного не вижу.

На минувшей неделе стало известно, что Петербург в 2014 году примет международную биеннале «Манифеста». Каждый раз, когда ее проводят где-либо, делается акцент на местности. В Бельгии, например, акцент был на угольной промышленности. Какой акцент будет сделан в Петербурге?

Биеннале «Манифеста» — это большое событие. Я бы хотел, чтобы главной целью выставки было привлечение в наш город не просто туристов, а людей, которым нравится Петербург как город, как музей, как место, где происходит много событий. Думаю, к нам приедет много людей искусства, художников. За счет тех европейских новаций, которые уже есть в истории биеннале, мы тоже будем выглядеть намного интереснее. К тому же, это проект в рамках 250-летия Эрмитажа. Правительство всегда поддерживает такие проекты.

Петербург как европейский город очень интересен самой Европе. Я понимаю, что есть точка зрения, что Европа сегодня в кризисе, а мы в деньгах купаемся. Это не так. Просто пришло время, европейцы поняли, что Петербург отвечает всем потребностям Европы.

А какие-то параметры выставки уже известны: куратор, стоимость?

Сейчас это обсуждается. Думаю, в течение марта мы это уже узнаем. Это деликатная тема, она должна обсуждаться правительством, организаторами «Манифеста» и Эрмитажем. Мы собираемся вместе, обсуждаем. Думаю, мы о результатах дискуссии расскажем на пресс-конференции.

«Манифеста» — биеннале современного искусства. У нас в Петербурге многие проекты в этой области сопровождаются скандалами: надписи на зданиях, бутылки в окнах, избиение организаторов. Как переломить эту тенденцию, что город для этого делает?

Современное искусство — это период последних 55 лет. Навязывать сегодня свое мнение нужно только в крайних случаях, тогда, когда мы в этом искусстве видим элементы экстремизма, либо насилие, что-то с этим связанное. Все остальное — пожалуйста. Мы живем в демократической стране. В Санкт-Петербурге атмосфера абсолютно нормальная и я не вижу необходимости давить на организаторов.

К сожалению, это правда, многие из организаторов используют как самопиар некий «запрет». Сегодня это еще привлекает зрителей, хотя, думаю, буквально в течение года такая пиар-новация исчезнет, она уже не будет привлекать. Зритель поймет, что это лишь ход привлечь публику и поднять стоимость.

Я позволю себе уточнить: когда рисуют на стенах или избивают организаторов — это самопиар?

Я поясню на таком примере. Если мы возьмем смертность в Петербурге, то она измеряется десятками тысяч. Но нельзя сказать, что Петербург — «город-кладбище». Также нельзя всех организаторов рассматривать во множественном числе. Таких людей, которые занимаются самопиаром, 1-2 человека.

Я читал недавно статью [Ильи] Стогова в «Деловом Петербурге». Он вообще написал, это его слова, что 100, максимум 200 человек что-то «мутят» в Петербурге. Мутят воду и пытаются обратить на себя внимание. 2014 год — год муниципальных выборов, это предтеча выборов в Думу и президентских. Поэтому зачастую в таких пиар-акциях, которые мы обсуждаем, есть и политический момент. Такие люди, которые устраивают такой пиар, есть. Но это единичные случаи. Не нужно сгущать краски.

Мы все знаем про Набокова. Он был совершенно иным, он не писал о личном опыте. Его брак с Верой Евсеевной – это пример партнерства, сотрудничества, единомыслия. И нельзя переносить на писателя судьбу его героев. Мы же не переносим на Куравлева роль Афони. Он совершенно другой человек.

Но я хочу подчеркнуть. Власть в городе сильна. И власть будет жестко реагировать на все незаконные выходки, на все попытки опорочить, осквернить наши культурные институты города. Но я и Вас хотел бы спросить, а что Вы будете делать? Что вы, как журналисты, активное, неуспокоенное профессиональное сообщество, предлагаете делать?

Писать о том, что происходит. И вот некоторые коллеги пишут: Петербург стал «столицей мракобесия».

Знаете, я участвовал недавно в проекте «Открытая библиотека» в библиотеке имени Маяковского. На встречу пришли люди разного возраста, много молодых. Это – активные люди, которые узнали об этой встрече через интернет.

Их интересовало все – от культурной политики города и качества школьных учебников до количества урн на Невском проспекте. Но никто не вспоминал про «столицу мракобесия». Этот вопрос задала только журналистка телеканала «100ТВ», поскольку это – надуманный образ, заказная тема.

Я думаю, петербуржцам неприятно слышать эти обидные ярлыки.

Хотел бы поговорить о зоопарке. Полгода прошло с момента отказа от проекта в Юнтолово. Какие новости есть по зоопарку?

Сейчас определяется место. Есть два варианта: Ленинградская область и Фрунзенский район. И то, и другое место имеют свои плюсы. Я думаю, в марте-апреле мы уже определимся с конкретным местом. Тогда, исходя из технического задания, я смогу назвать сроки ввода в эксплуатацию нового зоопарка.

Чье мнение, кроме, разумеется, директора действующего зоопарка, будет учитываться при выборе места?

Я, думаю, Ирина Скиба — одна из многих, с кем мы будем консультироваться. Будут учитываться логистика, земля, ценовые возможности, вот эти параметры. Мое мнение — Юнтолово было неудачно выбрано. И мое мнение зиждилось на мнении специалистов. Мы должны учесть те ошибки. Это именно ошибки, хотя кто-то называет это другим словом, я будут называть это ошибкой.

Мы не должны повторить этой ошибки, и не будем торопиться. Найдем место, которое всем понравится. Говоря «всем», я имею в виду квалифицированное большинство. И мнение горожан тоже будем учитывать.

Вы откровенно назвали вариант размещения зоопарка в Юнтолово ошибкой. Ее как-то можно исправить, ведь были вложены большие средства?

Сто процентов, что эта ошибка будет исправлена. Те деньги, что были потрачены, потрачены не зря. Юнтолово — прекрасное место, в котором будет парк. И думаю, что потом, покопавшись, будет сложно найти неэффективно использованные средства.

Но проект для зоопарка будет новый? Или будет адаптирован проект «Интарсии»?

Я бы не стал говорить об участии «Интарсии». Будет новый проект.

Еще про потраченные деньги. Подходит к концу учебный год, но так и не ясно, почему родителям пришлось покупать учебники. Ребенок идет в первый класс и ему выкатывают список…

А Вы знаете таких родителей, у которых ребенок идет в первый класс, и им пришлось покупать учебники?

Да, лично знаю.

А я не знаю ни одного, расскажите, покажите, пусть напишут. У нас таких сигналов нет. Я знаю, что есть родители, которые покупают учебники для 7-го, 8-го классов, но это, как правило, учебники дополнительные. Родители хотят, чтобы ребенок получил более глубокое образование, и покупают дополнительную литературу, которая не входит в список рекомендуемой министерством образования.

Суммы, которые выделяются правительством на покупку учебников, они каждый год растут. Но и рекомендуемая литература каждый день прирастает новыми учебниками. И даже теоретически невозможно соблюсти равенство между рекомендуемыми учебниками и бюджетом.

Так, может быть, поднять вопрос на уровне министерства? Согласитесь: законы химии не меняются каждый год, а учебник почему-то меняется.

Совершенно согласен. Мы уже подняли этот вопрос и написали письмо в министерство образования и науки. Я вообще за минимум, как было в Советском Союзе. Я из Советского Союза. У нас в старших классах было 5-7 рекомендованных учебников. А сегодня по 160 на один учебный год.

Но есть и другие люди: они говорят, что мы пытаемся ограничить число учебников. Нет, пусть будет много, говорят. Пусть родители выбирают. Пусть школы выбирают. Они сегодня имеют достаточную автономию. Кстати, не знаю, хорошо ли, плохо ли это. Многие говорят, что у директоров избыточная самостоятельность.

И еще про учебники. Владимир Путин говорит, что нам нужен единый учебник истории. Вы, я знаю, историей интересуетесь. Нам нужен такой учебник? И как его писать?

Знаете, это очень сложный вопрос. Мне кажется, что договориться о едином учебнике истории будет очень сложно. К сожалению, общество наше на том этапе, что не сможет договориться. А единый учебник — это как раз вопрос гражданского общества, всего народа.

Должны быть общие принципы, общие оценки. Но мое мнение: выпустить согласованный со всеми учебник практически невозможно. Но задача такая должна стоять, и должно быть примерно общее видение своей истории у всех. Это вопрос не только педагогов, вопрос всего общества. Но вопрос сложный.

Сложным вопросом оказалось и назначение председателя комитета по культуре. Союз театральных деятелей утверждает, что его отсутствие мешает диалогу, что диалога власти и культурного сообщества фактически нет, и по этому поводу союз обратился в прокуратуру.

Председатель Союза театральных деятелей [Сергей] Паршин обратился в прокуратуру по поводу финансирования подведомственных комитету по культуре театров и концертных организаций в 2013 году. Насколько я знаю, других обращений прокуратору пока не было. В то же время, СТД организовал собрание руководителей театров на эту тему.

Официально заявляю, что меня на эту встречу никто не приглашал. Я поднял всю документацию за этот период, никаких приглашений от СТД не поступало. Театральные деятели пригласили на эту встречу и.о. председателя комитета Бориса Илларионова. Как он мне сообщил, он ответил Паршину письмом, в котором предлагал дождаться окончания работы прокуратуры по его же заявлению. Я согласился с его решением.

Если люди хотят вести диалог, они приглашают на встречу. Если обращаются в надзорные органы, значит, переговорный ресурс исчерпан, я так понимаю.

Подождем, что скажет прокуратура. Что касается председателя комитета по культуре, руководители театров знают – я за то, чтобы на этом посту был человек, разбирающийся в культуре, независимый, авторитетный, хороший переговорщик.

Чем должен вообще заниматься председатель, если мы видим, что комитет без него и так работает?

Председатель занимается организацией и управлением. Конечно, когда Роналду болеет, то «Реал» все равно играет. Или Мауриньо уходит в отпуск, но команда «Реал» играет. Но с ними — лучше.

То есть, председатель все-таки будет.

Безусловно.

Беседовал Василий Романов / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!