Закон для мигрантов под звуки курантов
10 января 2013 | 18:59В разгар новогодних праздников, 3 января, президент России Владимир Путин подписал несколько законов, которые касаются миграционной политики России. Но для большинства подписание этих документов прошло почти незамеченным, поскольку в этот же день был подписан указ о приеме в гражданство известного мигранта из Франции — Жерара Депардье.
А между тем эти законы ужесточают наказание для тех, кто организует нелегальную миграцию. В частности, максимальный размер штрафа увеличен с 200 до 300 тысяч рублей. А уголовное наказание за организацию нелегальной миграции увеличивается с двух до пяти лет для одиночных организаторов, и с пяти до семи лет для членов организованной группы. Однако, несмотря на ряд ограничений, в законах содержится и ряд послаблений. Теперь работодатели смогут без специального разрешения нанимать на работу временно проживающих на территории России мигрантов. ИА «Диалог» пообщался с политиками и представителя общественных организаций, некоторые из которых также мало слышали про миграционные законы.
Отметим, что в день, когда этот пакет документов был подписан, депутат Законодательного собрания Петербурга от партии «Единая Россия» Виталий Милонов заявил о том, что намерен провести «вылаз» против нелегальных мигрантов. В комментарии «Диалогу» парламентарий отметил, что эти законы нанесут удар по тем, кто предоставляет нелегальным мигрантам место для жилья.
«Я бы сказал, что тот пакет изменений, которые касаются изменений миграционной политики в нашей стране, он просто еще совершенно не закончился и рассматривать его в отрыве от других составных изменений очень тяжело. В частности, есть предложения, которые увеличивают, серьезно поднимают штрафы для людей, которые проживают без регистрации. Несмотря та то что некоторые поверхностно глядящие блогеры стали возмущаться. Это как раз удар по тем, кто предоставляет места, общежития, гостиницы липовые, которые по сути дела являются бараками, где живут мигранты», — считает Милонов.
Кроме того, по мнению депутата, изменения в миграционном законодательстве России еще не закончены:
«И еще будут кое-какие изменения, как я могу предположить. Поэтому мы можем говорить об эффективности или о правильности их предложений, глядя только на комплекс мер. Поэтому давайте подождем, и мы увидим уже в полном объеме те изменения, которые касаются миграционной политики. Мне кажется, что они будут здравые. И с нашей стороны [со стороны партии «Единая Россия»] тоже будут кое-какие идеи инновационные в этом плане, посмотрим как они будут восприняты».
В отличие от Милонова, глава фонда «Холокост» Алла Гербер уверена, что изменения в миграционном законодательстве делают трудовых мигрантов еще более беззащитными.
«Мне кажется, что эти законы, они не совсем продуманы. Они не дают возможности решить проблему, и делают мигрантов, на мой взгляд, еще более незащищенными. С ними опять полная каша», — сказала Гербер «Диалогу».
Одним из возможных решений данной проблемы Гербер видит введение ответственности за трудовых мигрантов со стороны работодателей и введение квот на въезд мигрантов в Россию. Это, по мнению главы фонда «Холокост», поможет прекратить «рабское положение» трудовых мигрантов.
«Вся беда в том, что нужно определенное количество мигрантов, нужны квоты, нужны обязательства со стороны работодателей, которые бы отвечали за них, которые бы давали им возможность нормально здесь существовать. Чтобы мигранты не были в рабском положении. И их не должно быть, наверное, в таком количестве. А только в том количестве, которое нужно, и им выдавать визы, чтобы они приезжали сюда на полных правах. И тогда они будут уважаемы и обществом, и сами себя будут уважать»
В свою очередь депутат петербургского парламента от партии «Яблоко» Максим Резник убежден, что принятие любых законов в отношении мигрантов бессмысленно. По мнению «яблочника», нелегальная миграция следует из проблемы коррупции в России.
«Тут любые законы, которые не принимай: ужесточай, смягчай — ничего не изменится. Потому что проблема нелегальной миграции — проблема коррупции. Коррупции, и заинтересованности в рабской рабочей силе крупного бизнеса, который «крышуется» властью. И пока эта проблема не решена в России, какие законы не подписывай — ничего не изменится. Нелегальная миграция будет и будет рабская история»
С тем, что наличие нелегальной миграции выгодно для российских властей, согласен и член Координационного совета российской оппозиции националист Николай Бондарик. Оппозиционер уверен: в результате подписания Путиным пакета миграционных документов поток нелегальных мигрантов в Россию увеличится.
«Это практически то, против чего боролись в Координационном совете оппозиции. Как Вы знаете, КС с подачи националистов принял резолюцию по закону о миграции. Но фактически последняя преграда, последний фиговый листок ушел. То есть — пожалуйста: сейчас ничего не мешает еще миллионам и миллионам мигрантов приехать сюда из Средней Азии и Закавказья. И, по-моему, там [в законах] убраны юридические препоны для миграции сюда [в Россию] кого угодно, китайцев в том числе. Я точно не помню о чем речь там [в законах]: об СНГ или вообще любом государстве», — считает Бондарик.
Член КС предположил, что следующим шагом властей может стать наделение мигрантов правом голоса. В таком случае политическая борьба в России потеряет всякий смысл, уверен Бондарик.
«Но в любом случае остается только логический шаг — еще и подарить им право голоса на выборах и после этого можно распускать КС и сворачивать нашу деятельность. Потому что когда сюда приедут пятьдесят миллионов таджиков, киргизов и китайцев — понятно что они все будут голосовать строго за «Единую Россию» и строго за Путина. И тогда политическая борьба в России потеряет какой-то смысл вообще»
Также Бондарик отметил, что, по его мнению, такая политика в отношении нелегальных мигрантов объясняется желанием получать «максимальную прибыль».
«Я всегда говорил и не скрывал свою точку зрения, что у этой власти подход к России строго коммерческий, как топ-менеджер управляет какой-то финансовой корпорацией. То есть — максимальная прибыль, и минимизация расходов. Соответственно, они жестко обтекают расходы, непрофильные активы. То есть: поменьше пенсии платить, пусть пенсионеры побыстрее дохнут, зачем брать русских рабочих если им надо платить больше — будем брать гастарбайтеров. В идеале их устроило бы — миллионов 50 россиян еще миллионов 30-40 гастарбайтеров бесправных — для них это была бы идеальная страна. К этому они идут совершенно очевидно», — считает оппозиционер.
В свою очередь глава Профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов пояснил ИА «Диалог», что введение таких миграционных законов мало что меняет, поскольку они направлены на «временно проживающих» трудовых мигрантов. Согласно мнению Каримова, большинство нелегальных мигрантов России имеют статус «временно пребывающих» на территории страны.
«Есть несколько статусов миграционных у трудовых мигрантов. Самый низкий статус — временное пребывание, сроком до одного года. Следующий более высокий статус — временно проживающий. Для этого нужно оформить разрешение на временное проживание. Оно дается сроком на три года. По сегодняшнему законодательству и их заставляли получать разрешение на работу. Хотя несколько лет назад, три года назад, они могли работать без разрешения, поэтому то, что сейчас говорят, что мы их освободим от необходимости получать разрешение, — это не более чем возвращение назад. Но их очень немного, имеющих статус временно проживающих, их кратно меньше, чем временно прибывающих. И это квотируемая позиция — не может сам мигрант пойти и получить статус временно проживающего, в каком-то регионе, где он хотел бы работать. Что касается Петербурга, то я думаю, что у вас статус временного проживания могут получить несколько десятков тысяч человек в год. В Москве это такая же цифра. Это не решает проблему всех мигрантов, но все равно это хорошо».
Однако Каримов отметил, что трудовые мигранты из стран, у которых есть безвизовый режим с Россией, находятся в лучших условиях, чем внутренние трудовые мигранты, которые приезжают на работу в крупные российские центры из регионов.
«Нужно вообще иметь в виду, что миграционное законодательство нельзя отдельно рассматривать. Оно вплетено в общую канву и трудового законодательства, и общего законодательства. Вот, например, трудовой мигрант из Украины, из Узбекистана, из любого государства у которого с Россией есть безвизовое сообщение, — он в лучших условиях стоит, чем, например, человек из Псковской области приехал в Петербург работать — внутренний трудовой мигрант. При этом, его зажимают с двух сторон. Если ты не зарегистрировался, то в новом пакете — штрафы тебе и до трех лет лишения свободы, если я правильно толкую эти изменения. А вот приедет из Украины или из Узбекистана в Санкт-Петербург — он может зарегистрироваться и в нежилом помещении», — считает глава Профсоюза трудящихся мигрантов.
Максим Кузнецов / ИА «Диалог»