Нынешний год богат на различные юбилеи, а под его конец отмечается полноценная круглая дата события, центрального для советской историографии, но в последнее время несколько подзабытого. Как считают петербургские музейщики, интерес к нему приугас совершенно напрасно − и стараются по мере возможности вернуть его публике.
«Эрмитаж всегда рассматривает события русской истории как бы «глазами Зимнего дворца». 14 декабря друг на друга смотрели полнный тревоги Дворец и уже с утра опустевший Сенат. Две площади были полны солдатами и генералами. Это был последний гвардейский переворот и первый «штурм Зимнего», немые свидетели которого представлены на выставке − пистолет Каховского и мундир Милорадовича со следами удара штыком и пули. Вне выставки, на своих обычных местах, находятся и свидетели допросов в стенах дворца, среди них − «Блудный сын» Сальваторе Розы. Такой комплекс памяти может сложиться только к Эрмитаже», − говорит генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Действительно, выставка разместилась в Пикетном зале Зимнего дворца. До пожара 1837 года здесь располагались два небольших помещения и лестничная клетка, которая относилась к Кавалергарскому караулу. Многие декабристы сами служили в гвардии, не раз бывали в этих помещениях − поэтому, указывают организаторы, совершенно закономерно, что она происходит именно здесь.
«Характерно то, что выставка происходит в тех помещениях Зимнего дворца, где [будущие] декабристы ходили, служили, танцевали на балах… и даже в этих помещениях происходила вербовка в тайные общества. Это одна из важнейших особенностей этой выставки − то, что Зимний дворец сам был свидетелем, участником этих событий, а в настоящее время является хранителем памяти об этом, а также обладателем одной из самых больших в России декабристских коллекций. У нас, в нашем собрании, более 1100 предметов, посвященных теме декабристоведения. Конечно, они все разного достоинства, но можете не сомневаться, на выставке представлены только лучшие экспонаты», − рассказала Ирина Захарова − главный хранитель Отдела истории русской культуры и один из двух кураторов нынешней выставки.
Всего на экспозиции представлены 108 предметов живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства, рукописи и документов из ведущих музеев и архивов страны. Большая часть бумаг была предоставлена Государственным архивом Российской Федерации: 44 экземпляра.
«Это совершенно уникальные и редкие вещи. В общем-то, многие из них у всех на слуху − например, конституционные проекты декабристов или черновик той же Конституции царства Польского, созданной в 1815 году по инициативе Александра I. Все это знают, но их практически никто не видел − и не увидит, потому что они причислены к реестру уникальных документов Российской Федерации, и на руки они исследователям не выдаются. Впрочем, они все оцифрованы, поэтому вы можете с ними познакомиться в электронном пространстве… но сейчас, во время работы выставки, вы сможете увидеть их живьём. Это редкая, уникальная возможность», − добавила Захарова.
Кроме того, на выставке представлены уникальные вещи, принадлежавшие самим декабристам. Мундштук Петра Каховского − одного из пяти повешенных по приговору Верховного уголовного суда: несмотря на свою скромную роль в руководстве заговором, он удостоился такой «чести» за то, что во время противостояния на Сенатской застрелил Михаила Милорадовича, военного губернатора Петербурга. Масонский фартук и перчатки Кондратия Рылеева, масонская грамота Николая Бестужева… и самое трогательное: рисунок, который Рылеев сделал обожжённой бумажкой, пока сидел в каземате Петропавловской крепости, ожидая суда. На нём − обнимающиеся мужчина и женщина: считается, что декабрист создал это небольшое произведение, печалясь о разлуке с женой, которую, как он считал, ему больше не суждено было увидеть. Уже после этого они, как известно в истории, встретились − один-единственный раз, прежде чем Рылеев 13 (25) июля 1826 года был казнён. То, что этот рисунок уцелел и дошёл до наших дней − само по себе чудо. Наверное, он может многое сказать о характере поэта, ставшего волей судьбы одним из руководителей первой, обречённой на провал попытки свергнуть самодержавие в России.
Мы помним, что в советское время декабристов вознесли на щит, считая первыми настоящими революционерами в истории страны. Их именами увековечены в многочисленных топонимах, в том числе и в Петербурге, а Сенатская площадь носила название площади Декабристов с прошлого большого юбилея − с 1925 года − и до 2008-го. По подсчётам исследователей, было написано более 12 тысяч научных трудов по этой теме, а в самом Эрмитаже одно время был зал, посвящённый истории декабрьского движения. Затем, разумеется, начался «откат», но изучать ту давнюю историю не перестают. Как пояснила Ирина Захарова, из 54 экспонатов, которые представлены самим Эрмитажем на новой выставке, 10 − новые, только введённые в экспозиционный оборот.

Вы тоже можете присоединиться к изучению истории декабристского движения, уже очищенному от идеологии (окрашивавшей его то в белые, то в чёрные цвета). До 5 апреля сделать это можно, как мы уже упоминали, в Пикетном зале (№196), что на втором этаже Зимнего Дворца.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»
