Начиная со среды, 10 декабря, открыт для посетителей заключительный раздел «Галереи Петра Великого» в Эрмитаже. Отныне она не заканчивается тупиком, а ведёт, что символично, прямо к экспозиции, посвящённой временам Екатерины II.
«Открытие зала, в котором мы с вами сейчас находимся − это для нас важное событие. Это завершение большого проекта, начатого в 2022 году, когда в год 350-летия Петра I началось постепенное открытие зала галереи Петра Великого. Это последний, одиннадцатый зал галереи, который является для нас таким торжественным парадным аккордом, завершающим рассказ о русской культуре первой половины XVIII столетия. Он служит соединительным звеном, завершающим рассказ про эпоху Елизаветы Петровны и Анны Иоанновны и открывающим рассказ про Екатерину II. Сейчас у нас анфилада открыта полностью, и она переходит в залы, рассказывающие про золотой век Екатерины II», − рассказывает Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры.
В новом, последнем зале представлены предметы из стекла, серебра, меди и фарфора из коллекции императорского двора середины XVIII века – периода правления императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Там также есть один уникальный экспонат из времён забытого царствования Иоанна VI Антоновича и его матери-регентши, Анны Леопольдовны: стеклянный кубок с изображением невезучего императора в облике Августа (авансом, так сказать). Неизвестно, каким образом он дошёл до наших дней, ведь в правление Елизаветы даже хранение изображений низложенного и заточённого царя-младенца приравнивалось к государственной измене.
«Галерея Петра Великого» создана для того, чтобы сохранить память о первом российском императоре. Она отличается от прежних представлений о Петре Великом. Здесь мы увидим не только «царя-плотника», но и «ученого», и «щеголя». Важную часть занимает рассказ о том, как традиции Петра развивали его последовательницы-женщины – Анна Иоанновна и Елизавета Петровна», − говорит генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
В витринах небольшого по размеру зала − в основном посуда: кубки, ковши, чашки, в основном − в пышном барочном стиле. Есть там и изделия из первого русского серебра, залежи которого были открыты при Петре I и вовсю разрабатывались при его наследниках, а также из меди, выплавленной на основанных по указанию императора уральских заводах. Из новинок того времени − и фарфоровые изделия с Невской порцелиновой мануфактуры, основанной в 1744 году и позднее ставшей Императорским фарфоровым заводом. них − работы изобретателя русского фарфора Дмитрия Виноградова, в том числе уникальная чаша с рельефной гроздью винограда, личным клеймом мастера и датой «1749».
«Благодаря Дмитрию Ивановичу Виноградову в России появляется собственный фарфор, который делается из отечественного сырья. И это действительно важное событие, это предмет нашей гордости. Не каждое государство имело свое фарфоровое производство, не в каждом государстве был свой фарфор, а Россия с середины XVIII столетия его обрела. Мы знаем, что фарфор назывался в XVIII веке белым золотом королей, изделия из него ценились очень высоко − и, конечно, первые фарфоровые предметы предназначались для императорской семьи и их ближайшего окружения. Первые изделия русского фарфорового производства были небольшие по размеру, пока еще не было возможностей обработки крупных предметов, пока не было больших печей для обжига. Это в основном были табакерки, флаконы, пасхальные яйца. Постепенно Виноградов разрабатывал рецептуру глазури, которую украшают наши изделия, а с созданием большой печи появляется возможность делать сервизы. А первый сервиз предназначается для императрицы, и называется он «Собственный сервиз». Предметы из него показаны у нас в витринах», − поясняет Наталья Бахарева.
Напомним, что в 2022 году в рамках празднования 350-летия со дня рождения Петра I в Эрмитаже были открыты первые пять залов постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» с уникальными экспонатами петровской эпохи. В 2023 и 2024 годах открылись ещё пять выставочных залов, посвящённых развитию петровских преобразований в искусстве, культуре и науке России в период правления императриц.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»