76.8$ 89.4€
3.92 °С

Авраам и Исаак будут жить. После реставрации представили знаменитую картину Рембрандта

09 декабря 2025 | 18:16| Культура

В Эрмитаже после четырёхлетней реставрации показали публике одно из наиболее известных произведений Рембрандта − «Жертвоприношение Авраама». Полотно на время заняло место в Аполлоновом зале, где стало центральным предметом «выставки одной картины»…

«… Но это совершенно особая выставка, потому что это представление великой картины. Она всегда была особенной, занимала особое место в Эрмитаже, как вся коллекция Рембрандта, а это один из самых драгоценных наших Рембрандтов. Картина подписанная, датированная самим художником. Она относится к очень интересному периоду его жизни: его можно было бы назвать периодом «бури и натиска», потому что она датирована 1635 годом. В 1631-м Рембрандт переехал из Лейдена в Амстердам. Представьте себе: Лейден – университетский город, в котором много интеллектуалов, и все-таки это город, который не был центральным. А теперь Рембрандт собирается в торговый «вавилон» Голландии, Амстердам, где создаются огромные состояния и одновременно люди разоряются, где большую роль играет купечество, очень богатое. Именно в первой половине XVII века купцы всё больше и больше получают богатство и становятся очень важной частью населения Амстердама, где живут самые разные конгрегации, представители разных религий, куда приезжают со всего мира купцы и стекаются товары со всего света. В течение буквально нескольких десятилетий его население увеличивается вдвое. Так что это был процветающий центр Голландии, и там было, конечно, большое количество художников. А тут приезжает из провинции молодой 29-летний художник, которого никто не знает… но ему в течение нескольких лет, с 1631 до 1635 годы, удаётся завоевать славу самого знаменитого живописца Амстердама», − рассказала об обстоятельствах, в которых создавалась картина «Жертвоприношение Авраама», куратор выставки Ирина Соколова, хранитель голландской живописи XVII-XVIII веков.

«Запечатлеть, спасти или украсть душу?» В Эрмитаже открывается всеобъемлющая выставка портрета

Она отметила, что ранние работы Рембрандта ещё подписаны его изначальной монограммой из трёх литер − RHL («Рембрандт Харменс из Лейдена»). Позже, однако, он стал подписываться только именем «Рембрандт»: в подражание великим мастерам итальянского Возрождения. Именно под этим мононимом он запомнился в истории. Такой автограф стоит и на «Жертвоприношении Авраама».

«В 1635 году он создаёт сразу несколько больших исторических картин. Историческая живопись − наиболее уважаемый жанр, потому что исторические живописцы должны были уметь писать всё: и обнажённую фигуру, и пейзаж, и натюрморт; создавать композицию, в которой взаимодействовали разные жанры, из которых создавалась бы сцена, скажем, из древней истории. То есть это должны были быть достаточно эрудированные люди. Библию же, Ветхий Завет, конечно, знали все в Голландии, это была книга, которая читалась каждый день, но они должны были знать и историю, и античную литературу. В данном случае Рембрандт обратился к знаменитой истории из Ветхого Завета − и не только знаменитой, но и очень жестокой, потому что перед нами кульминационный момент, когда патриарх Авраам должен доказать крепость своей веры и принести в жертву любимого сына Исаака. Рембрандт, как известно, умел достигать особой выразительности своих произведений и рассказа в картине с помощью очень точно найденных поз, жестов и мимики лиц своих героев. Всё это проявляется здесь в соединении трёх фигур − ангела, Авраама и Исаака, лица которого не видно, но все эти фигуры связаны жестами. Ангел хватает руку Авраама, другой рукой Авраам закрывает лицо Исаака. Они составляют единое целое», − говорит куратор.

В Россию это полотно попало при Екатерине II вместе с остальной коллекцией бывшего британского премьер-министра Роберта Уолпола, ставшей одной из основ собрания Эрмитажа. Его уже реставрировали как минимум один раз: в 1850 году мастер Фёдор Табунцов перенёс изображение со старого, обветшавшего холста на новый. Это была операция исключительной сложности, но она завершилась успешно. Разумеется, за 170 лет, прошедшие с того времени, картина снова стала требовать внимания. Как водится, сильно потемнел лак, за своей пеленой скрыв от зрителя многие мелкие детали − например, пейзаж в левой части композиции, позади падающего из руки Авраама ножа. Кроме того, понадобилось укрепить и законсервировать изображение. Эту задачу выполнил заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Эрмитажа Виктор Коробов.

В Эрмитаже можно увидеть отреставрированные турфанские росписи

«Реставрация, которая была осуществлена реставратором высшей категории Виктором Анатольевичем Коробовым, дала замечательные результаты. Они превзошли наши первоначальные ожидания, потому что приступить к реставрации такого шедевра было очень боязно. Прежде всего, картина исследовалась на самых разных уровнях. Большой комплекс исследований был проведён, и только после этого было решено приступить к реставрации. Картина казалась очень объёмной в части освещённых фигур, но сейчас оказалось, что она гораздо богаче, что её колорит сложнее, более холодный, чем мы предполагали. Также впервые удалось установить, что в изображении волос Рембрандт использовал свой любимый приём, когда он острием − вероятно, черенком тонкой кисти − прочерчивал прямо по свежему, не просохшему слою живописи экспрессивные линии, которые ещё больше создают состояние движения. Если вы походите по залам Эрмитажа, то вы увидите, что и у учеников Рембрандта, и у его современника и друга Яна Ливенса тоже, если изображены борода или волосы, а иногда части одежды, туда вводится такая графическая линия, чтобы подчеркнуть вот эту экспрессивность», − добавила Ирина Соколова.

Теперь все желающие могут оценить результаты многолетней работы реставраторов, которые не только способствовали сохранению шедевра на многие годы вперёд, но и раскрыли для зрителей новые грани авторского замысла, долгое время скрытые за потемневшим лаком. До 18 января «Жертвоприношение Авраама» будет находиться в Аполлоновом зале (№260) − вместе с иллюстративными материалами о процессе реставрации и тремя небольшими произведениями, помогающими лучше понять её. Затем она вернётся в постоянную экспозицию зала Рембрандта в Новом Эрмитаже (№254).

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!