Во вторник, 9 декабря − и далее вплоть до 29 марта − посетители Эрмитажа смогут увидеть большую выставку портрета во всех его проявлениях. Более 750 экспонатов рассказывают об истории человеческого изображения и заставляют гостей задуматься сопровождающих его философских вопросах.

«Сначала кажется, что у нас такая традиционная, классическая выставка − но это не так. Это четыре тысячи лет истории портрета: от погребальной маски, от древнего Египта, и до наших дней, буквально до работ 20-х годов нашего столетия. И впервые на выставке представлен большой раздел археологии, который показывает происхождение портрета из древнего культа, из ритуала, из желания жить вечно, потому что эта функция портрета всегда сохранялась. Мы уходим, человек умирает, а его образ – бессмертен. И здесь же, в аванзале, можно увидеть вступление, которое рассказывает об истоках портрета. Погребальный ритуал, формулы власти. Портрет всегда был близок правящей элите, потому что этот образ транслировал власть», − отметила Анна Трофимова, заведующая отделом Античного мира и куратор выставки.
Действительно, в аванзале представлены археологические находки из самых ранних времён цивилизации: реконструкции погребальных склепов народов Сибири, найденные в них артефакты… в том числе смертная маска, наложенная на лицо скелета. Далее, как говорится, везде: нет той эпохи и той географической точки, которую не затронули бы в своей работе устроители выставки (если только она представлена в собрании Эрмитажа, конечно). Изображения людей взяты отовсюду, потому что они существуют столько же, сколько само человеческое искусство: с самого момента, когда люди стали осознавать себя, они начали себя же и изучать… и изображать.
«Сейчас мы открываем огромную, грандиозную выставку, главную для нынешних дней Эрмитажа − выставку о портрете, личности и эпохах. Ни один музей в мире не смог бы сделать такую выставку только из своих вещей − только два-три таких, как мы, энциклопедических музея. Но у нас, конечно, не только из своих вещей экспозиция: современное искусство предоставлено несколькими замечательными коллекционерами, которых мы особо благодарим. Я прежде всего благодарю всех, кто её придумал, тех, кто ею занимался, всех, кто дал нам материалы − и, в общем, получилась выставка, которая потрясающе вписывается в разные уровни работы Эрмитажа. Мы показываем историю портрета в истории искусства, от маски до зеркала, и ведем художественное рассуждение: был ли портрет только европейской идеей или нет, как он развивался? С другой стороны, портрет – это серьёзная философская проблема. Что это такое? Это взять, показать душу, украсть душу, спасти душу?» − размышляет генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Общее направление следования по залу, конечно, хронологическое: древность − в его начале, современные работы − в конце. Однако организаторы проводят и другие связи − горизонтальные, так сказать, в дополнение к вертикальным, временным: слева − работы преимущественно восточные, справа − западные. Россия, как водится, посередине.
«Выставка строится по большим разделам. Это большие культурно-исторические этапы: древность, Античность и Древний Египет, Возрождение, новое время, до XVIII века, новейшее время, XIX, XX века и современность, XXI век. В пределах каждого раздела искусство, лучшие образцы, примеры стран Запада и Востока показаны вместе, рядом. Вообще здесь очень много встреч. Вы можете увидеть самые неожиданные сопоставления и удивиться, как много общего у людей разных эпох. Вообще на таких выставках обычно не участвует археология − потому что, казалось бы, какое отношение она имеет к портрету? Но непосредственно отсюда и появляется этот жанр. Обычно не рассматривают и современность, ведь принято считать, что портрет умирает, что в наши дни он никому не интересен, потому что все стремятся показать сочетание красок, композиций, а подобие человека – это устаревший жанр. И вы увидите, что это совершенно не так», − добавляет куратор.
Нужно отметить, что энциклопедический характер выставки − ещё один её плюс. Он позволяет показать такие срезы портретного искусства, о которых неспециалисты обычно не задумываются или не осведомлены вовсе. Показать − и, возможно, заинтересовать зрителя дальнейшим их изучением. Китайский традиционный портрет? Его примеры есть на выставке. А каджарский? Конечно. Вы заинтригованы: а что за каджарский портрет? Тогда ваш дальнейший путь лежит в экспозицию Ирана на третьем этаже Эрмитажа.
«А ещё один раздел – история эмоций. Замечали ли вы когда-нибудь, что в разные времена у людей разные выражения лиц? Потому что есть разные преобладающие эмоции в разные исторические эпохи: например, в Древней Греции – страсть и пафос. В японской культуре, в советском искусстве, в эпоху барокко, в период Возрождения были разные состояния, которые и показывают портреты», − отмечает Анна Трофимова.
«Почти 50 лет тому назад на Ленинградской студии документальных фильмов появилась картина, которая называлась «Смотрите на лицо». Она была о том, как люди приходят в музей, смотрят на произведения искусства, и как меняются их лица. Вот сегодня счастливая возможность лицом к лицу встретиться с людьми самых разных эпох − и понять, насколько мы отличаемся от них, а насколько мы близки им, Насколько вообще представление о портрете, о душе, как говорил Михаил Борисович, которую крадут или спасают, сохранилось до наших дней. И, конечно же, то, что в день рождения Эрмитажа открывается такого рода удивительная, невероятная выставка, которая через героев эпох самых разных открывает нам всю историю человеческую, её связанность, взаимозависимость − это великое дело. Это огромный подарок и для посетителей, и для коллектива Эрмитажа, и для всех нас, кто любит этот удивительный мир, который находится в Петербурге. Мир совершенно уникальный, и, конечно, 7 декабря − это красный день календаря для всех людей русской культуры, российской культуры и мировой культуры. Я вас поздравляю с этим замечательным событием. Так что смотрите на лицо и наслаждайтесь этой прекрасной выставкой», − добавил спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, участвовавший в открытии выставки.

В самом конце зала размещено зеркало − тоже не простое, разумеется, а сделанное в XVII веке, в резной деревянной раме, так похожей на ту, в которой помещали картины. И Анна Трофимова, и Михаил Пиотровский посоветовали всем гостям выставки напоследок заглянуть в него − и создать пусть мимолётный, но совершенно полноценный портрет ещё одного уникального человеческого существа.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»