В Манеже Малого Эрмитажа с 25 октября можно увидеть большое собрание искусства, связанного с тибетским буддизмом. Выставка, названная «Драгоценность в лотосе», проработает до 2 февраля будущего года.

Те, кто хотя бы немного знаком с историей религии, услышав тему выставки, понимающе кивнут: тибетский буддизм, ламаизм, на самом деле распространён не только и не столько в Тибете. Это ведь и Непал, и Монголия, и − её посредством − Россия: все традиционные буддийские школы нашей страны относятся как раз к этой ветви учения. Через Бурятию и Калмыкию (Тува, ныне третий буддийский регион страны, в ту пору ещё не входила в состав России) эта религия пришла и в Петербург, где находится самый европейский дацан страны, Гунзэчойнэй.
Именно к его 110-летию и приурочена эта выставка, причём в её оформлении остроумно используются фотографии интерьеров храма, который стоит, как известно, на Приморском проспекте, у станции метро «Старая деревня». Для выставки собрали более 500 произведений искусства из эрмитажных коллекций (всего же эрмитажное собрание насчитывает их более 3500): скульптуры, разумеется, но также и традиционные тибетские живописные полотна тангка, деревянные ксилографические доски для печатания трекстов и миниатюрные рельефные изображения «цаца».
Чтобы не путали Сун и Суй. В Эрмитаже открылась вторая часть экспозиции Китая
«Всё здесь имеет особое значение. Скажем, вот Зелёная Тара − это богиня, дарующая потомство. Рядом Белая Тара − это богиня, дарующая долголетие. Там есть Амитаюс: он вместе с Белой Тарой и ещё одним божеством образует трио божеств долголетия. То есть здесь всё имеет какой-то смысл; каждая вещь − не просто так. И когда я собирала эту всю выставку именно по пантеону, я считаю, что так проще для понимания. Во-первых, мы показываем вещи, которые делали, скажем, в Бурятии, в Монголии, в Тибете, и можно сразу видеть, как они отличаются по стилю, а с другой стороны, можно видеть сколько у них форм, как они отличаются по иконографии», − отметила Юлия Елихина − куратор выставки и автор её каталога, ведущий научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель монгольской, тибетской и хотанской коллекций.
Нашим читателям, несомненно, будет знакомо привезённое из Реставрационно-хранительского центра в Старой Деревне − он находится фактически по соседству с дацаном Гунзэчойнэй − скульптурное изображение Майтреи, которое было представлено после реставрации и освящено по буддийским традициям в марте прошлого года. А вот мандала, которая находится перед ним − точно так же, как это было в РХЦ − не та же самая, а новая: её создали специально к нынешней выставке. Как пояснили в Эрмитаже, во внутреннем круге изображён бодхисаттва Авалокитешвара, а с внешней стороны – пять элементов мироздания: пространство, воздух, вода, земля и огонь. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.
«У нас как раз в центре изображено божество милосердия. Это очень интересная традиция здесь, когда изображён не символ, а именно само божество. Так бывает достаточно редко, но специально для этой выставки ламы строили эту мандалу − из песка, причём песок они привозят с берегов Байкала, белый, а потом его специально окрашивают своими красителями и раскладывают. Мы работали 5 дней с утра до вечера: приходили в 9, а уходили в 10 вечера, то есть это очень большая работа. Но для чего она? Чтобы гармонизировать пространство. А потом, через какое-то время, уже ближе к закрытию выставки − наверное, за неделю − мы проведём ритуал разрушения мандалы. Придёт настоятель, прочитает все молитвы, которые необходимы, потом соберет весь этот песочек и поднесёт его духам Невы, скажем − духам воды, которые живут в Неве. Мы уже такое в 2015-м году проводили, и часть песочка отдали верующим, потому что это всё-таки был образ божества − и этот песок хорошо воздействует на окружающее пространство», − рассказывает куратор.
Подсказываем: экспозиция продолжается на галерее Манежа Малого Эрмитажа, где можно увидеть материалы об истории петербургского дацана, а также ритуальные предметы и маски, используемые в буддийской ритуальной мистерии Цам. После открытия выставки в Эрмитажном театре можно было увидеть как раз такое представление. Его, как предупредили проводившие его монахи из дацана, впрочем, ни в коем случае не стоит воспринимать как театральное увеселение: это настоящий обряд, который проводят в больших монастырях Тибета, Монголии, Бурятии или Индии для очищения места от негативных эффектов и призвания удачи.
«Мистерия направлена на гармонизацию пространства, на то, чтобы убрать всё зло, очистить пространство от негатива. Эта символическая победа над смертью, над злом. Нам же всегда хочется, чтобы добро победило зло, это совершенно нормально», − пояснила Юлия Елихина.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»
