Site icon ИА «Диалог»

Кинжал − символ статуса. В Эрмитаже представляют оружие и материальную культуру Бахрейна

В здании Главного штаба с пятницы, 20 июня, заработала выставка «Из наследия Бахрейна. Искусство изготовления мечей и кинжалов». Оружие — важнейшая, но не единственная часть экспозиции, рассказывающей об аспектах культуры самого маленького из арабских государств.

Как пояснил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, выставка была организована с учётом Петербургского международного экономического форума, и сделано это было быстро. Вместо годов её организация заняла месяцы, причём на открытии присутствовали высокопоставленные гости из островной страны.

«Дело в потрясающих культурных связях между Бахрейном и Эрмитажем. Это уже третья выставка, и мы в ожидании четвёртой. У нас была замечательная выставка по культуре Бахрейна-Тилоса (эллинистическое название Бахрейна − ИА «Диалог»), потом − посвящённая Дильмуну (древнее название Бахрейна и существовавшего на нём государства; III тысячелетие до н.э. − V век до н.э. − ИА «Диалог»), и готовится выставка, посвящённая жемчугу. Нынешняя выставка уместна в контексте экономического форума, потому что производство вооружения − основа мировой экономики вообще. (общий смех) При этом экспозиция, на самом деле, довольно философская, потому что это оружие уже давно перестало быть средством убийства и стало символом престижа. Отсюда и все эти украшения на нём − жемчуг и сердолик. Оружие является частью арабского культурного кода − вместе с лошадьми, верблюдами, пустыней − и это пример, назидательный для всех: как оружие перестаёт быть таковым и приобретает совершенно новый смысл», − отметил Пиотровский.

Напомним, что Бахрейн — небольшое островное государство в Персидском заливе. Его название означает «два моря», что сразу привлекает внимание: откуда два разных моря посреди залива? Вариантов трактовки этой загадки два: либо изначально речь в названии шла обо всей Восточной Аравии (омываемой, соответственно, с севера − вышеупомянутым заливом, с юга и востока − Индийским океаном), либо − об обычной солёной воде залива и пресной, которая выходит на поверхность прямо посреди моря в некоторых его районах.
Важнейшая культурно-историческая особенность Бахрейна — развитая на архипелаге добыча жемчуга, которая до открытия месторождений нефти и газа в середине XX века была основной статьёй доходов страны. Жемчуг — и один из основных материалов для украшения оружия и иных предметов, представленных на нынешней выставке (всего их — более 30, не считая фотографий и мультимедийных материалов).

«Для нас большое удовольствие − снова быть в Эрмитаже, ведь это не первая наша выставка. В прошлом здесь уже проходили выставки Бахрейна, но в основном они были посвящены архитектуре, а в этом году мы представляем осязаемое богатство страны, которое связывает современность с наследием. Мы знаем, что Бахрейн непосредственно связан с добычей жемчуга, и на оружии вы видите инкрустацию жемчугом. На этой выставке мы показываем, как развивалось мастерство оружейников, и как они продолжают вековые традиции. Оружие представлено здесь не в контексте войны − это представление нашего наследия и культуры, нашей гордости», − заявил Шейх Халифа бин Ахмед Аль-Халифа, президент управления по делам культуры и древностей Бахрейна.

Как поясняют специалисты, все эти клинки тоже особенные, отличающиеся от изделий из других арабских стран. Пусть даже для всех ближневосточных народов холодное оружие — это не только и не столько боевое снаряжение, но и важнейший символ.

«На этих предметах действительно использовано много бахрейнского жемчуга. Он отличается тем, что он довольно крупный. Культура Бахрейна − в основе своей арабская, во всех своих проявлениях, но у неё есть свои особенности. Местная разновидность сабли именуется «джаббара», от названия региона Эз-Зубара, откуда происходит нынешняя королевская династия Бахрейна, Аль-Халифа. И это королевское оружие. Это один из видов персидской сабли «шамшир», которая изначально распространилась в XVII веке, и в силу своей прекрасной конструкции, предназначенной для нанесения рубящих ударов, завоевала огромную популярность во всём исламском мире. При этом в каждой стране она приобретала свои отличительные черты − и переставала быть собственно шамширом. «Джаббара» отличается от классического шамшира чуть меньшим изгибом клинка, более компактной крестовиной и некоторыми другими особенностями, которые на первый взгляд могут и не броситься в глаза человеку, не занимающемуся оружием профессионально», − отметил куратор выставки Всеволод Образцов, заведующий сектором оружия отдела «Арсенал».

Другие экспонаты − кинжалы, созданные из золота и украшенные драгоценными камнями. Не все из них − старинные, но все созданы по старинным технологиям и образцам. Сейчас его производство в Бахрейне − одна из поддерживаемых государством отраслей, а это, в свою очередь, мотивирует мастеров на то, чтобы продолжать работу. В отличие, например, от добычи жемчуга, которой на острове больше нет в сколь-нибудь заметных масштабах.

«Когда мы говорим об оружии (и оружии исламского мира в частности), мы просто напрочь убираем понятие «парадное оружие»: его традиционно никогда не существовало. Скорее оружие делилось на украшенное и не украшенное. Вплоть до современной эпохи даже украшенное оружие, которое могли не использовать в бою, полностью сохраняло свои боевые функции − пусть и не для того, чтобы убивать, а в чтобы устрашить или вывести противника из строя как боевую единицу, в чём важнейшее предназначение оружия. При этом оно являлось не только оружием, но и отличительным признаком, служило для привлечения к себе внимания: мужчина, воин, а особенно правитель, в традиционном обществе должен был подчёркивать свой статус не только делами, но и внешними атрибутами. А атрибут должен быть таким, чтобы его было видно издалека − и это проявлялось в первую очередь именно в короткоклинковом оружии. Кинжал на Ближнем Востоке никогда не был предметом исключительно боевым − у него было и хозяйственно-бытовое значение, и, в первую очередь, он являлся главным статусным маркером. Тем и ценна выставка, что очень интересно наблюдать, как явления, которые мы знаем на исторических предметах, отрефлексированы в современном мире. В общем-то, ничего никуда не ушло − и в этом плане человек не меняется», − добавил Образцов.

Выставка будет работать вплоть до 14 сентября в зале №231 здания Главного Штаба. Посетить её можно по обычному входному билету.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»