В Зимнем дворце открылась новая выставка из серии, представляющей публике старинную графику разных европейских стран. На сей раз после Германии, Италии и Нидерландов наступила очередь Франции.
Организаторы выставки (у которой в силу сложности и неоднородности материала целых четыре куратора) подчёркивают, что графика Франции за «отчётный период» – XV, XVI века, а также начало XVII-го – совершенно необычна. Дело в том, что Франция тогда, как ни трудно в это поверить, находилась на периферии процесса развития искусства, в отличие от Италии, где проходили самые яркие события Ренессанса. Соответственно, когда король Франциск I в начале XVI века озаботился тем, чтобы оживить художественную сферу своей страны (разумеется, параллельно с решением своих собственных задач, главнейшей из которых была реконструкция резиденции Фонтенбло), он позвал итальянцев… И те прибыли на арену, где ещё не завершилась эпоха готики – на которую и наложили новейшие, прямо-таки авангардные для того времени, веяния с Апеннинского полуострова.
«Эти залы специально выделены Эрмитажем для показа европейской графики, и мы продолжаем большой цикл, марафон выставок. Такой последовательный, хронологический рассказ об истории европейской графики, с начала и до XIX века. В этом цикле уже были выставки о немецкой, нидерландской, итальянской графике XV-XVI веков, то есть об эпохе Возрождения. И вот – последнее в этой части этого цикла: французская графика XV, XVI и самого начала XVII века, то есть эпохи, которую обычно называют Французским Ренессансом. Ренессанс во Франции, как и в других странах – это эпоха перехода от Средневековья к Новому времени, один из главнейших изломов европейской истории и европейской культуры. Это время, когда формировалось новое лицо французского искусства: основы французского искусства нового времени именно в эту эпоху определялись. Наша выставка и показывает эти изменения – как они происходили в разных видах графических искусств», – говорит Василий Успенский, хранитель итальянской графики и главный куратор выставки.
В тех же пяти залах галереи графики представлены сейчас очень разные произведения: и более строгие, формальные придворные портреты (разумеется, в форме рисунков, которые могли быть набросками к живописным полотнам), и гравюры-рисунки школы Фонтенбло. Это, по словам Успенского, наоборот, такое авангардное для своего времени искусство, маньеризм.
«Маньеризм такой очень экстравагантный, такой артистический эксперимент – более свободное, более хаотичное даже в каком-то смысле искусство. Есть Парижская школа – это то, как этот эксперимент был усвоен местными французскими мастерами. Более строгое искусство, более отточенное. Есть книжная иллюстрация, которая существовала и до того, со своими традициями, и она тоже реагировала на меняющуюся моду, но долгое время сохраняла связь с готикой. И есть последний раздел, посвящен отдельному художнику Жаку Шарлю де Белланжу, который вообще отдельный художник для истории искусства: такой последний маньерист, последнее цветение этого течения французского XVI века, уже в начале следующего столетия. Это художник, который, может быть, лучше всех сформировал эту элегантность, которая стала главным отличительным свойством французского искусства в XVI веке и вообще французского искусства потом», – добавил специалист.
Разумеется, на выставке можно увидеть не только эти произведения, но и предметы других, смежных жанров: в первую очередь книги.
«Обычно, если Государственный Эрмитаж представлял свою коллекцию книг, это были отдельные выставки. Теперь мы представляем книжную иллюстрацию именно в рамках, в контексте французской гравировальной школы XVI века и начала XVII века. Если говорить точнее, то первые печатные издания появились в 1478 году, то есть в последней трети XV века. Самые ранние произведения, которые мы здесь видим – это «часословы», «часовники», которые издавались, прежде всего, в Париже: этот город специализировался на выпуске книг такого рода. Самый ранний печатный экспонат на выставке датируется 1498 годом. Это один из сборников молитв, которые были предназначены для чтения мирянами каждый день. Они богато иллюстрировались сюжетами из Ветхого и Нового Завета. Это были удобные маленькие книжечки формата in octavo (1/8 листа, примерно 190×130мм – ИА «Диалог»), то есть маленького формата. При этом гравюры в них уподоблялись миниатюрам в рукописных изданиях, то есть они раскрашивались, расцвечивались различными красками, в том числе богато орнаментировались золотом. Очень часто под такой плотной раскраской даже невозможно было понять, что это гравированное изображение, а не рукописное. Эта позднеготическая традиция рукописной книги продолжала существовать в часословах, которые были очень популярны, и Франция снабжала ими не только себя, но также Испанию, например, и Англию. Она сохранялась до середины XVI века», – пояснила Ирина Кулименева, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа и второй куратор выставки.
Шестнадцатый век в Европе – это время, когда книгопечатание, появившееся незадолго до того, развивалось, оформлялось, искало наиболее удобные формы. Книги постепенно принимали современный вид – на ранних образцах, например, можно видеть оглавления вынесенными на титульные листы, а позже они заняли более привычные для нас места – в конце тома, отмечает специалист.
Всего на выставке представлены более 150 листов из эрмитажного собрания графики. Экспозиция будет работать в таком виде до 13 июля нынешнего года, а затем её снова заменят: не только для того, чтобы дать зрителям увидеть нечто новое и интересное, но и для того, чтобы дать «отдохнуть» экспонатам, которые не могут долго находиться на свету.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»