С четверга, 26 декабря, посетителям Эрмитажа стала доступна долгожданная вторая часть постоянной экспозиции, посвящённой культуре и искусству Китая. Она охватывает период от древнейших времён до XVII века – до конца династии Мин.
Напомним, что год назад уже открыли первые залы, в которых рассказывается об искусстве периода династии Цин (в первую очередь – о фарфоре). Новая часть экспозиции разместилась в четырёх залах западной части Зимнего дворца (351-354). Первый охватывает времена от древности, от первого исторически зафиксированного китайского царства Шан, до крушения второй из императорских династий – Хань, которая дала Поднебесной нынешнее самоназвание. Второй зал рассказывает о китайском Средневековье – начиная с эры Троецарствия, то есть с середины III века нашей эры, через централизованные империи Суй, Тан и Сун, и до иноземных династий, царивших в XII-XIV веках: Цзинь и Юань. Последние же два зала полностью отданы под повествование о последней национальной династии Китая – Мин, которая правила страной почти три века, а в 1644 году пала под натиском маньчжур, основавших уже упомянутую Цин.
На словах звучит сложно – головокружительный (для стороннего наблюдателя вроде нас, конечно) калейдоскоп сменявших друг друга царств, княжеств и империй, просуществовавших в общей сложности три с половиной тысячи лет. Но хотя бы немного разобраться в этим всем, кто намерен иметь дело с Китаем (хотя бы – как турист), необходимо, считает генеральный директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.
«Теперь перед посетителями открывается вся история китайской культуры. Теперь мы спокойны за то, что не только гости Эрмитажа, но и в целом люди у нас в стране могут узнать китайскую культуру перед тем, как ехать в Китай, смотреть или вести деловые переговоры. Ведь, на самом деле, это одна из наших функций, кроме чистой науки: представлять людям – в нашей, конечно, интерпретации – цивилизации других народов, чтобы они не совершали ошибок. В данном случае это действительно очень важно: мы строим очень серьёзные отношения с Китаем, а китайская цивилизация сложнее, например, чем исламская, с которой мы тоже налаживаем сейчас отношения как страна. Ну а кроме того, мы показываем нашу коллекцию, которая изумительно красива, хороша и полна всяких исторических сюжетов», – говорит он.
Константин Петров, младший научный сотрудник отдела Востока и один из тех, кто непосредственно работал над новой экспозицией, считает, что новые залы – значительно более сложные с точки зрения организации материала и его разнообразия. Китайская история интересна с самого её начала, но, разумеется, чем дальше в глубь веков, тем меньше предметов сохранилось, и тем сложнее бывает их трактовать. Тем не менее, даже от времён Шан (XVI-XI века до нашей эры) в эрмитажном собрании имеется немало артефактов: бронзовые изделия, немного нефритовых… и замечательные гадательные кости – уникальные для этого времени и места.
«В XIV веке столицу этой династии переносят приблизительно в то место, где сейчас находится город Аньян. А в районе 1900 года стали обнаруживать в полях недалеко от города какие-то странные кости с надписями. Сначала люди относились к этому как к «костям дракона»: считалось, что они лечебные, из них делали всевозможные снадобья, но потом кто-то из учёных обратил внимание, что на них есть надписи, и ими стали заниматься. Был раскопан, мы можем условно сказать, архив древних правителей Китая. На этих предметах есть надписи, которые прочитаны нашими коллегами из Китая – мы расшифровываем, что там написано на этих косточках, и как они использовались. Брали лопаточные кости крупного рогатого скота или панцири черепах, и на них создавались надписи. Косточки нагревали, прожигали – и на обратной стороне появлялись трещинки. Это считали ответом небесных духов на тот вопрос, который задавался гадателем: то были специальные люди, которые обращались как бы от имени царя к небесным правителям – и получались такие замечательные символы. Что очень важно: это та же самая письменность, те же самые иероглифы, которые использовались в древности и, по сути, продолжают использоваться до сих пор. Это говорит о том, что китайская культура очень древняя, а письменность – непрерывная. Кроме того, мы благодаря этим надписям имеем письменные свидетельства о древней китайской истории, о тогдашних представлениях, о том, как надо общаться с духами предков, с небесными правителями, и так далее. Это действительно чрезвычайно важные памятники. Как я сказала, за пределами Китая их очень мало; у нас около 200 таких косточек, фрагментов, и они были приобретены в Россию уже в начале XX века, так что китайцы признают их подлинными. Это не подделки», – рассказала старший научный сотрудник отдела Востока Мария Меньшикова.
История Китая знала самые разные периоды взлётов и падений. После недолго просуществовавшей первой империи Цинь (221-208 годы до нашей эры) – два века относительного процветания при династии Западная Хань, за которыми – три десятка лет смуты и восстановление государства уже как Восточной Хань. Потом – более 300 лет (с небольшим перерывом) раздробленности, «тёмных веков»: несколько поколений прошли, пока единый Китай не восстановился! Самая известная из средневековых китайских империй, Тан, тоже закончилась в огне внутреннего конфликта и нашествий извне. Империи постоянно – и чем дальше, тем серьёзнее – угрожали племена с севера: тангуты, чжурчжэни, монголы; с XII века они периодически захватывали Китай и создавали там свои династии. Культура, однако, продолжала развиваться – в немалой степени как неосознанный ответ образованной части общества на внешние превратности.
«В следующих залах представлены самые разные предметы – и здесь, наверное, стоит обратить внимание даже не столько на конкретные вещи, сколько на эволюцию технологии в целом, на эволюцию форм китайского искусства. В зале, посвящённом искусству традиционного Китая, будут очень интересны керамические предметы из захоронений. Это погребальная пластика танского времени – периода расцвета средневековой китайской культуры; керамика, которая даёт очень много информации не только об уровне развития искусства в тогдашнем Китае, но и просто о материальной культуре того времени, поскольку это фигурки животных, слуг, музыкантов, воинов, которые помещались в погребения», – поясняет Петров.
В 1368 году была свергнута монгольская империя Юань, и Китай объединила династия Мин, просуществовавшая почти три века. XVII век в истории Китая – период наивысшего развития китайской национальной традиционной культуры, отмечает Петров. Недаром минской эпохе посвящены два новых зала – столько же, сколько всем предшествовавшим периодам, вместе взятым. И дело не только в уже упомянутом принципе, согласно которому, чем ближе к нам эпоха, тем больше от неё остаётся в веках.
«Мы показываем публике два зала искусства эпохи Мин: там представлены предметы, с которыми, наверное, во многом ассоциируется Китай у человека, интересующегося этим вопросом. Это художественный металл, это перегородчатая эмаль – один из самых узнаваемых, наверное, видов китайского искусства – а также резной китайский лак, чёрный и красный. Это и знаменитый минский фарфор, и керамика – и, конечно, живопись всех трёх основных жанров: «цветы и птицы», пейзаж, портретная живопись. Пожалуй, нет такого раздела, нет такой витрины или даже полки на этой витрине, на которой не стояли бы вещи, заслуживающие самого пристального внимания, потому что все они представляют собой зачастую подлинные шедевры китайского искусства XIV-XVII веков», – рассказывает сотрудник Эрмитажа.
Из минских залов зритель может попасть – незаметно для себя – в те помещения, где с прошлого года выставлено цинское искусство (залы 355-357). Незаметно – ещё и потому, что, несмотря на потрясения и завоевание страны чужеземцами, художественная традиция не прерывалась. Да и, как известно из истории, на китайской земле любые покорители очень быстро ассимилировались, принимали традиции новой родины, а основанные ими династии встраивались в долгую линию императорских династий Поднебесной. От Цинь и Хань – через Суй, Тан и Сунн – мимо Цзинь и Юань – к Мин и Цин, за которыми настали уже новые времена… Символом этого движения – разом и поступательного, и кольцевого – служит установленный в первом из новых залов огромный бронзовый треножник периода Цин… в архаическом стиле, подражающем изделиям династии Шан.
«В этом году хронологический раздел нашей экспозиции завершается. Надеемся, что в будущем мы сможем продолжить работу уже над тематическими разделами экспозиции, которые будут посвящены отдельным видам искусства и отдельным темам в китайской культуре и искусстве XVIII-XIX веков. Они тоже будут открываться на третьем этаже – в залах запасной галереи памятников китайского искусства. Это тоже будет постоянная экспозиция, но над ней работу мы ещё не начинали», – рассказал Константин Петров.
И мы будем с нетерпением ждать продолжения этой бесконечно увлекательной истории. Если в душе человека один раз поселился интерес к Востоку – это навсегда.
Добавим, что одновременно в другой части Зимнего – Арапском зале на втором этаже – стартовала другая выставка, тоже посвящённая «восточной» теме: «Образы Востока в советском и современном фарфоре». Там представлены 120 предметов и композиций, созданных за последнее столетие – начиная с 1920-х годов. И все – на «восточную» тему, которая после революции оставалась актуальной в искусстве… но уже в совсем ином разрезе.
«В выставке участвуют 12 современных художников, которые работают на Императорском фарфоровом заводе, который в советское время именовался ЛФЗ. Концепцию можно представить в нескольких частях. Во-первых, это влияние художественных традиций мира дореволюционного искусства. Во-вторых, агитация за освобождение от колониальной зависимости и патриархальных устоев стран Востока. И, конечно, этнография народов советских азиатских республик – Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана. Значительную часть экспозиции занимаются предметы, посвящённые литературному наследию Востока. Также мы включили сюда произведения, выполненные по поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан», потому что это тоже восточная тема», – рассказала автор концепции выставки Ида Шик.
Эта выставка будет работать до 30 марта.