В пятницу, 6 декабря, Государственный Эрмитаж запустил две новые экспозиции в реставрационно-хранительском центре «Старая деревня». Желающие смогут увидеть античное стекло, а выставленное собрание старинных часов и музыкальных механизмов заметно расширилось.
«Мы постарались в процессе экспонирования выставить часы, сгруппировав их по странам, начиная от России; дальше у нас Швеция есть, ну и, конечно, основную часть занимает Франция, потому что французская бронза – «наше всё». Здесь порядка 30 предметов, часть которых мы показываем впервые; мы расширяем то, что было представлено двумя годами ранее. Следовательно, у нас добавилась экспозиция на втором этаже, часть поздних экспонатов мы перенесли сюда – и, конечно, дополнили большим количеством новых предметов. Есть вещи исключительно из запасников, и публика видит их первый раз; некоторые находились, допустим, в бриллиантовой кладовой Зимнего Дворца», – рассказала Анастасия Кудрина, научный сотрудник отдела западноевропейского прикладного искусства.
При этом, по её словам, все часы на выставке – рабочие; все механизмы, нуждавшиеся в реставрации, её прошли. Не получается постоянно заводить только некоторые изделия из драгоценных металлов и камней, потому что они закрыты в витринах.
«Благодаря нашей лаборатории реставрации часов и музыкальных механизмов, конечно, у нас все часы постепенно становятся рабочими», – отмечает специалист.
У каждого свои монстры. В Эрмитаже рассказывают о страхах древних
Есть здесь и абсолютно уникальные образцы: например, совмещённый с часами орган, который играет мелодии в установленное время, причём его реставрация заставила эрмитажных умельцев немало поломать голову, так как часовой и музыкальный механизмы были тесно взаимосвязаны. Зато этот прибор обладает сменным барабаном, на котором записана музыка – к сожалению, запасные «пластинки» не сохранились, но при желании их можно создавать, чтобы заставить старинное устройство играть что-нибудь иное.
А есть здесь ещё и большой планетарий – настольная модель Солнечной системы; не совсем в масштабе, конечно, но очень точная с механической точки зрения. До революции он находился в Зимнем дворце (вероятно, по нему учили астрономию дети из царской семьи), а в прошлом году его отреставрировали.
«Очень интересный прибор: на посеребрённом кольце можно видеть календарные, зодиакальные шкалы. Верхняя часть с планетами, близкими к Солнцу, может сниматься, и вместо неё можно ставить замечательную механическую систему, которая совершенно тончайшим образом демонстрирует нам обращение Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли. Действительно, Земля прекрасно исполнена, нанесены все континенты, основные географические объекты. Более того, Солнце в этой маленькой механической системе тоже может сниматься, а вместо него может быть прикреплена маленькая масляная лампа с резервуаром. Таким образом, установив живой огонь (а электрической лампочки тогда еще не было) и вращая вокруг этого «Солнца» Землю с обращающейся вокруг него Луной, можно буквально живо и наглядно представить себе, как освещается Земля Солнцем, когда между Солнцем и Землей стоит Луна, и как освещается Луна», – рассказал об одном из секретов этого предмета Григорий Ястребинский, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры.
Экспозиция же стекла, которая дополнит комплекс открытого хранения предметов античного мира – это интересный способ заглянуть в не самый очевидный пласт материальной культуры. Про греческую керамику – амфоры, лекифы, пиксиды и иже с ними – знает даже тот, кто не вникал глубоко в тему. Стекло известно намного меньше, но история свидетельствует: уже в VII-VI веках до нашей эры изделия из этого материала не только изготавливались в заметных количествах, но и обладали высокими практическими и художественными достоинствами. Вопреки своей хрупкости, они дошли до нас в достаточном числе – хотя некоторые предметы реставраторам приходилось восстанавливать буквально из крошева.
Привет, Россия, где я не был никогда. В Эрмитаже готовят выставку работ Каспара Давида Фридриха
Большая часть этих вещей была найдена в греческих городах-поселениях в Северном Причерноморье. Напомним, что уже в VII веке до нашей эры греки расселились по берегам Чёрного моря, которое они называли Понтом Эвксинским, создав поселения Пантикапей (нынешняя Керчь), Херсонес (Севастополь), Фанагория (рядом с нынешней Таманью) и другие. В основном уцелевшие предметы – это часть содержимого захоронений, раскопки в которых велись, начиная с 40-х годов XIX века. Как рассказали специалисты, попалась даже одна стеклянная урна с прахом (кому он принадлежал – установить теперь невозможно), хотя в качестве погребальных сосудов обычно использовалась, конечно же, керамика.
«Вы знаете, что умерших в могилу сопровождали всевозможные предметы. Они носили символический или даже утилитарный характер, потому что считалось, что после смерти человек пирует, проводит жизнь в каком-то очень приятном занятии в кругу семьи: все эти сосуды, вполне возможно, ему служили. Их можно увидеть в изображении на надгробных рельефах. Здесь 70 сосудов от VI века до н.э. и до IV века нашей эры, то есть вся античная история Северного Причерноморья. Экспозиция строится так, что можно увидеть этапы античного стеклоделия, различные техники (а они были очень сложные – мозаичные, выдувание в матрице, техника сердечника) и очень разные формы. Всего известных разных формы сосудов 34. В римское время стекло было настолько расхожим материалом, что из него даже делали простые прозрачные сосуды с маслом – как мы сейчас храним в бутылках масло, оливковое или подсолнечное. Но поначалу это была драгоценность, потому что это всё было привозное, из Малой Азии, Сирии. Родиной стеклоделия была Сирия, город Сидон. Потом делали стекло, разумеется, и в Северном Причерноморье: конечно, эти изделия были немножко грубоваты, но местная работа имеет для нас большую ценность, потому это ещё и исторический источник», – поясняет сокуратор выставки Елена Ходза, заведующая сектором Древней Греции и Рима.
Напомним, что эти экспозиции открытого хранения – и, разумеется, многие другие – можно посетить в рамках обзорной экскурсии по РХЦ «Старая Деревня». Находится он рядом с одноименной станцией метро – на Заусадебной улице, 37.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»