В Эрмитаже стартовала крупнейшая выставка года «Твердыня пламенная». Она посвящена 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха и рассказывает про его творческие и духовные поиски.
В название выставки, которая станет кульминацией празднования юбилейного года Рериха, лёг заголовок одной из его книг, которая так и называлась – «Твердыня пламенная». Сама же экспозиция охватывает творчество Николая Константиновича начиная со времени его обучения в Императорской академии художеств и заканчивая сороковыми годами прошлого века. Увидеть её можно будет вплоть до 2 марта.
20 в 1
За свою жизнь Рерих создал около 7000 произведений искусства, которые сегодня хранятся в музейных и частных коллекциях по всему миру. «Твердыня пламенная» включает более 500 экспонатов, собранных из 20 разных музеев, и рассказывает о бытии и творчестве гения. Проект, разумеется, создан в сотрудничестве с Музеем-институтом семьи Рерихов.
Начало экспозиции – в анфиладе Главного штаба. Первый зал посвящен Древней Руси: ей, как известно, художник очень увлекался. Экспозиция его произведений дополнена уникальными археологическими артефактами: они как бы подтверждают подлинность того, что изображено на полотнах. Среди представленных произведений – известная картина «Восстал род на род», которую Рерих защищал на выпускном экзамене в Академии художеств. Эта работа принесла ему официальное звание художника, а Павел Третьяков вскоре приобрёл её для своей коллекции. Образы художника тесно связаны с русской иконописью. Особенно выделяется знаменитый пермский иконостас, созданный для Успенского женского монастыря – теперь он хранится в музее Перми.
Семейные реликвии
Второй зал открывает перед зрителями мир Востока: зрителю предлагается совершить исследовательскую экспедицию вместе с Рерихом по Центральной Азии и Индии (такую он и его семья провели в середине 20-х годов). Увидеть можно памятники буддийского и индуистского искусства, открыть для себя ранее не выставлявшиеся археологические находки, в том числе тибетскую коллекцию его сына Юрия с иконами-тангка, и работы другого сына – Святослава.
Дополняют экспозицию предметы декоративно-прикладного искусства, памятники письменности, книги, документы, фотографии и личные вещи Николая Рериха. Особое внимание приковывают знаменитые гималайские этюды, созданные во время той Центрально-Азиатской экспедиции 1920-х годов. Работы отражают духовные поиски художника.
Да, Восток и Россия – это два священных для художника пространства. Размышления о них и привели его к созданию первого в истории договора о защите культурных ценностей, который известен во всём мире как «Пакт Рериха».
Пакт Рериха
Третий зал стал пространством, где пересекаются философские, творческие и научные искания живописца. Рерих не только поднимает вопросы охраны культурного наследия как основы человечества, но и активно распространяет идеи своего Пакта.
«Сейчас именно час спешный, когда нужно запастись всем бывшим опытом, чтобы не отступить от твердынь Культуры», – взывает со стен Николай Рерих.
И это «сейчас» относится к любому времени и месту, как и призыв художника, который показывает нам будущее человечества, в котором культура, искусство и другое нематериальное наследие требует защиты со стороны человека – от самого человека.
Роман Деренский / ИА «Диалог»