В среду, 6 ноября, в залах графики Эрмитажа (324-328) для публики открывается новая выставка. На сей раз зрителям представляют гравюры и рисунки итальянских мастеров эпохи Возрождения и маньеризма – XV и XVI веков.
В Эрмитаже добавили, что эта выставка, названная «Disegno. Итальянские гравюры и рисунки Возрождения и маньеризма», посвящена памяти умершего в прошлом году Аркадия Ипполитова – научного сотрудника Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранителя итальянской гравюры. Цитаты из его научных трудов тоже представлены на выставке – как описания экспонатов.
Встретились как-то Дюрер с Кранахом… В Эрмитаже открылась выставка рисунков и гравюр немецкой школы
«Сменная галерея графики Эрмитажа стала пиром, наслаждением для гурманов и великим пособием для студентов. Эпоха Высокого Возрождения, увенчавшаяся маньеризмом – благодатный материал для любования и рассуждения о глубинной «кухне» искусства. Эту выставку создали трое. Одного мы недавно потеряли, но его коллеги нашли способ сделать его живым соавтором», – говорит Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Всего на новой выставке можно увидеть примерно 150 экспонатов – рисунков, представляющих собой как наброски для более крупных и сложных работ, так и законченные произведения. Как уже не раз подчёркивали устроители выставок графики, рисунок достаточно долго не считался самостоятельным видом искусства, поэтому с такими работами не обращались столь же аккуратно, как с живописью и гравюрой. Это привело к тому, что сохранилась, вероятно, относительно небольшая часть созданных тогдашними художниками графических работ, а имеющиеся зачастую трудно атрибутировать. Тем ценнее то, что дошло до наших дней и хранится в Эрмитаже: в его запасниках имеется порядка 600 тысяч графических работ, а это пятая часть всего фонда!
«Это уже пятая выставка в галерее графики. В название мы вынесли термин Disegno: с одной стороны, оно обозначает просто рисунок, то есть любые следы чернил и карандаша на бумаге, а с другой – это такое теоретическое понятие, которое уходит корнями ещё в начало XVI века и означает замысел. На вопрос о том, почему замысел произведения искусства находится именно в рисунке, мы и пытаемся ответить на нашей выставке», – рассказала Любава Чистова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства и один из двух кураторов выставки.
Темнота – друг художника. В Эрмитаже открылась выставка старонидерландской гравюры
По её словам, вторая тема, которую стремятся раскрыть организаторы выставки – как раз то, каким именно образом графические виды изобразительного искусства, рисунок и гравюра, обрели свой самостоятельный язык.
«Рисунок был лабораторией, где совершался переход к искусству Нового времени: именно он служил исходной точкой для живописи, скульптуры и архитектуры. Творческий поиск, неожиданные озарения и главные открытия сначала совершались на листе бумаги. Гравюра же была проводником новых художественных идей, искусством образца. Сначала примером новых сюжетов или наглядным пособием по анатомии, затем эталоном стиля и, наконец, – образчиком личной манеры, то есть художественной индивидуальности», – отметили в Эрмитаже.
Выставка будет работать до 2 февраля будущего года. Напомним, что экспозиции в галерее графики периодически меняются, потому что произведения этих родов нельзя выставлять подолгу – даже с учётом того, что в залах специально создан полумрак, позволяющий не навредить предметам.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»