Незадолго до Дня учителя мы побеседовали с директором новой школы №161 Ольгой Клекоцюк о современных учителях и планах на будущее. Учебное заведение — одно из двух, что были торжественно запущены 2 сентября в МО Парголово. Об открытии второй из этих школ — №163 — вы можете почитать в нашем фоторепортаже, опубликованном ранее.
Тогда почётными гостями на праздничной линейке стали вице-губернатор Санкт-Петербурга Валерий Москаленко и глава администрации Выборгского района Виктор Полунин. Вице-губернатор поздравил школьников, учителей и родителей с праздничным днём, пожелал усердия, сил и новых свершений. А также подчеркнул, что новое учреждение построено по «петербургскому» стандарту качества — здесь есть актовый зал, два бассейна, современные спортивные залы и площадки, предметные кабинеты и мастерские, лаборатории, школьный музей и центр детских инициатив. Теперь маленьким жителям МО Парголово доступно современное общеобразовательное учреждение площадью 27 тысяч квадратных метров с проектной мощностью в 1125 человек.
«Золотой ключик» на торжественной церемонии передали директору школы Ольге Александровне Клекоцюк. После первых учебных недель мы побеседовали с ней и попытались выяснить, действительно ли современные ученики отличаются от школьников прошлых лет. Поговорили и о том, как изменились учителя и выяснили, какие у школы и руководителя планы на будущее.
— Ольга Александровна, давайте начнем с вас. Расскажите о вашем профессиональном становлении.
— В профессию учителя я попала в 2003 году. А начинала свой профессиональный путь с переводчика иностранного языка, но после университета пошла на практику в одну из гимназий Санкт-Петербурга, а затем осталось там работать учителем. Меня полностью поглотила эта профессия, и с тех пор я очень активно развиваюсь в этой сфере. Я работала методистом, руководителем кафедры иностранных языков в ведущих школах Санкт-Петербурга, затем достигла уровня заместителя директора по учебно-воспитательной работе в одной из школ. С 2020 года я занимала должность завуча и курировала иностранные языки в школе с его углубленным изучением. Мне хотелось постоянно расти: я занималась развитием школы, грантовой политикой, принимала участие в конкурсах от комитета по образованию и продолжала развиваться как профессионал.
— Вы давно работаете в Выборгском районе?
— С 2022 года. В Выборгском районе я стала заниматься научно-исследовательской деятельностью и непосредственно курировать научно-экспериментальную деятельность одной из школ. Тут я поняла, что готова расти дальше: хотелось заниматься не только педагогической деятельностью, я уже видела себя руководителем. Когда мне предложили возглавить школу, я, долго не раздумывая, согласилась.
— И когда вы стали директором?
— В декабря 2023 года. С прошлого года был утверждён устав и зарегистрирована школа, поэтому существует она уже давно. На начальном этапе приходилось заниматься подбором кадров, их комплектацией, даже организацией ремонтных работ, дизайном и многим другим. Учителя у нас в коллективе совершенно разные, из разных регионов страны, разного возраста и опыта, но все они приняли взвешенное решение о том, что хотят работать в нашей школе. Все готовы расти и заниматься развитием школы в дружной, молодой, перспективной команде.
— Много ли у вас молодых учителей?
— Да, однако наша команда представлена не только молодыми педагогами, но и учителями среднего возраста и мудрыми взрослыми специалистами. Таким образом у нас происходит взаимообогащение: молодые кадры делятся с нами своими возможностями, своим новым видением этого мира, а опытные коллеги с удовольствием подключаются к наставничеству. Это называется реверсивным наставничеством – когда мы взаимно обучаем друга. Я как руководитель заинтересована, чтобы у нас образовались еще и творческие команды, проходили не просто педсоветы, но ещё и стратегические сессии, на которых мы можем решать глобальные вопросы, ставить себе высокие цели и задачи, которые будем решать.
— А какой у вас штат учителей? И сколько всего учеников?
— Мощность школы составляет 1125 учащихся, а кадровый состав у нас порядка 70 человек. Школа уже почти на 100% укомплектована учениками.
— У вас ведь очень развита система дополнительного образования.
— Да, это так. У нас шесть основных направлений: физкультурно-оздоровительное, естественно-научное, социально-педагогическое, туристическое, художественное и техническое. Школа имеет все возможности как для профессионального роста учителей, так и для развития скрытых талантов учащихся. А я глубоко уверена, что каждый ребёнок по-своему уникальный и одарённый — нужно просто раскрыть те области, в которых он может проявить себя.
— Какие таланты могут раскрыть дети в вашей школе?
— У детей есть возможность посещать наши цифровые лаборатории, химические лаборатории с современным техническим оборудованием. У нас есть лаборатория дистанционного анализа космических снимков. Ребята могут выходить на крышу и исследовать Землю при помощи специального оборудования, делать снимки и анализировать их на компьютерах, возвращаясь обратно в классы. У нас есть агробиолаборатория, а также кабинет робототехники. Лаборатория нейросетей, а ещё студии для запуска школьного телевидения.
— Ничего себе! У вас есть собственное телевидение?
— Мы только собираемся его запустить. Это очень волнующий для нас момент, мы сейчас подбираем высококвалифицированные кадры для этого: людей с опытом в журналистике и уклоном в телевидение. Запуск школьного ТВ – это очень сложно. Пока мы себе ставим цель делать выпуск один раз в месяц, а потом перейти уже постепенно к более высокой периодичности выхода материалов и новостей школьного телевидения. Вот такие у нас есть интересные творческие задачи.
— И как успехи в поисках таких необычных кадров?
— Пока подключаем своих коллег, педагогов и будем пробовать запускать мини-выпуски новостей, создавать различные рубрики. Рассматриваем кандидатов из области журналистики, которые научат наших учеников быть ведущими и разбираться в этом. Хочу, чтобы у наших учеников были все возможности найти себя и раскрыть свои творческие таланты.
— А спортивные таланты?
— И это тоже. В нашей школе любой может начать практически профессионально заниматься спортом. В отделении физкультурно-спортивной направленности представлен футбол, греко-римская борьба, самбо, синхронное плавание, акробатика, настольный теннис, волейбол и несколько других спортивных направлений на любой вкус. А ещё в перспективе мы планируем открыть шахматный клуб, поскольку понимаем, что этот вид спорта способен раскрыть важные интеллектуальные возможности ребёнка.
— У вас ещё строится второй корпус?
— Да, наша школа представляет собой образовательный комплекс из двух зданий. В одном из корпусов у нас уже представлены классы с первого по девятый. Во втором планируем так же. Когда он заработает, школа выйдет на мощность более двух тысяч человек. Десятые и одиннадцатые классы у нас будут открываться в 2025-26 учебном годах. Мы очень ждём открытия, и уже занимаемся оснащением школы и её дизайном. Но теперь я делаю это не одна, а в команде с коллегами, что гораздо легче и интереснее.
— Как строится учебный процесс в вашей школе?
— Учебный процесс строится на принципах индивидуального подхода и проектного обучения, а это позволяет каждому ученику развивать свои способности и таланты. Я бы сказала, что школа №161 – это не просто школа, а образовательное пространство, где современные технологии и традиционные методы обучения гармонично переплетаются, создавая уникальную атмосферу для успешного обучения и творческого развития. Помимо всего прочего, у нас есть современные классы, оборудованные интерактивными панелями, компьютерами и другими инновационными технологиями, специализированные кабинеты для изучения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, искусств и технологий, библиотека и медиатека с богатым фондом книг и электронных ресурсов, просторные и комфортные зоны отдыха и многое другое. А ещё важно то, что наши учителя идут в ногу со временем и готовы дать ученикам знания и навыки, необходимые для успешной жизни в XXI веке.
— Как Вы считаете, что самое важное в профессии учителя?
— Важно быть наставником, ведь учитель даёт знания, формирует ценности, развивает умения и навыки учащихся. Именно учитель проходит рядом с детьми важные этапы жизни, помогая им раскрывать свои таланты и возможности, найти своё место в обществе. Кроме того, учитель играет существенную роль в социализации подрастающего поколения. Он не только транслирует знания, но и помогает детям развивать навыки коммуникации, учиться работать в коллективе, быть толерантными и открытыми к новым идеям, идти в ногу со временем.
— Преподаете ли вы сами?
— Да, я преподаю английский язык в 5-х и 8-х классах. Любовь к детям и привела меня в школу. Но это только одна из нескольких причин, почему мне так нравится работать здесь. Причина, по которой я с большим удовольствием работаю в школе – это видеть прогресс и результаты учащихся своими глазами. Каждый учитель, я думаю, согласится, что лучшая награда для него или неё – видеть, как дети растут и достигают новых высот. И, наконец, работая в школе, мы не перестаём учиться сами. Ученики любознательны по своей природе, часто задают вопросы, о которых вы даже и не задумывались: это способствует тому, что мы постоянно развиваемся. Среди моих учеников есть те, кто интересуется историей, музыкой, кинематографией, поэтому я тщательно ищу информацию, темы для обсуждения. Недаром говорят, что учитель – это ученик, которого на всю жизнь вызвали к доске. Так и есть, ведь учителю приходится всё время учиться. Я люблю то, что преподаю, и тех, кому преподаю!
— В чем отличие современного учителя от учителя 20 лет назад?
— Современный педагог обладает цифровыми компетенциями, многофункционален и работает в режиме многозадачности. С развитием науки и техники изменился образовательный процесс. Именно учителя сегодня открывают детям мир, дарят истину и принимают первые детские открытия, поэтому современный учитель должен быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого. Он должен быть прежде всего человеком с большой буквы. Великий мыслитель Конфуций писал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
— А чем отличаются современные ученики? И вообще, меняются ли дети?
— У каждого нового поколения шире коммуникационные возможности, свободней взгляды и больше возможностей для самореализации в школе. Однако у детей информационного века есть свои особенности, которые не всегда являются преимуществами перед вчерашними выпускниками. Наши учащиеся порой с пелёнок уже осваивают цифровые технологии, и учителя не могут позволить себе отставать от них. Один из главных минусов – это то, что сейчас у школьников все-таки преобладает клиповое мышление. Из-за этого они фрагментарно усваивают материал; мы не можем полностью контролировать этот процесс, но можем направлять таких учеников. Хорошо, что дети сейчас такие развитые – порой они даже вступают с нами в споры, предлагают выйти из положения необычным образом. Логика учащегося отличается от взрослой логики учителей-педагогов. Современным учащимся важно быть услышанными, поэтому мы активно привлекаем школьников выражать свое мнение. Например, так мы подходили к вопросу выбора школьной формы.
— Всегда ли Вы хотели стать директором школы?
— Я всегда была увлечена образованием и считаю, что именно школа является основой для успешной жизни. Я верю, что каждый ребёнок имеет право на качественное образование и на возможность развиваться в соответствии со своими способностями и интересами. Именно поэтому я стала руководителем школы – чтобы создать такую образовательную среду, где каждый ребёнок сможет раскрыть свой потенциал и стать успешным взрослым.
днако я шла к этому решению постепенно, и это не было моим самым заветным желанием – скорее этапом саморазвития и желанием помочь детям развиваться и стать успешными. Руководитель школы – это не просто должность, это возможность вдохновлять и влиять на жизнь множества детей. Это человек, который несёт ответственность за формирование будущего поколения, за их образование и развитие. Быть руководителем школы – значит иметь возможность влиять на образовательную систему, создавать условия для развития талантов и помогать ученикам достигать своих целей. Это очень трудная задача. Я, к слову, из династии педагогов.
— А что же вы раньше об этом не упомянули?
— Не знаю – так вышло, что сама изначально пошла учиться на переводчика. Мои родители – не учителя. Педагогами работали родители моего мужа, поэтому я тоже стала продолжать династию. А теперь её продолжает мой сын.
— Ваш сын тоже преподает?
— Пока только учится на педагога. Дочь учится в школе, но уже говорит, что хочет стать учителем. Мои дети поддерживают моё любимое дело и очень гордятся мамой, а я горжусь ими.
— Вы бы хотели, чтобы ваши дети продолжили ваше любимое дело?
— Конечно. Но в то же время я понимаю, как это тяжело. Быть учителем непросто, эта профессия требует полной отдачи и занимает всё твоё время. Порой я очень жалею, что в сутках всего 24 часа, ведь их не хватает, чтобы реализовать все свои идеи – а идей у директора и любого учителя очень много.
Беседовал Роман Деренский / ИА «Диалог»