«Какая жизнь – такие песни, а жизнь нелепа и смешна», пела группа «Ария» примерно в то же время, когда в России (в Свердловске-Екатеринбурге, а какое-то время – и в Петербурге) творил замечательный поэт Борис Рыжий. Какое время – такие и поэты, и даже классики поэзии, поэтому организаторы выставки «Борис Рыжий. Последний классик», которая открылась на минувших выходных в одном из залов пространства «Севкабель-Порт» к 50-летию творца. И проработает до 8 сентября.
«Жизнь нелепа и смешна, дальше – тишина», поётся дальше в той же самой песне «Замкнутый круг», которую мы цитировали в начале материала. Борис Рыжий не прожил полвека, потому что покончил с собой в мае 2001 года, в возрасте 26 лет. Ровно столько, сколько было Лермонтову, когда его настигла пуля Мартынова. Или, возможно, более уместно сравнение с Есениным?..
«Короткой жизни Рыжего хватит на большой роман о парадоксальных связях поэта с наукой, большой литературой и маргинальными слоями рабочих кварталов Екатеринбурга. Ведущий образ выставки — голос. Звучащий, выписанный, овеществлённый ли — он становится ключевым материалом сохранения памяти о поэте», – говорят организаторы.
Ещё нам остались его стихи – больше 1300 работ, из которых были изданы всего 350. Некоторые из них можно увидеть в зале на карточках, или же услышать. А лучше прочитать. Какое время – такие и поэты, и для периода на сломе эпох, да ещё и вдалеке от Москвы с Петербургом, был, наверное, нужен именно такой творец. Жаль только, что его с нами больше нет сейчас – ему точно нашлось бы, что сказать про те странные времена, в которых мы живём без него.