Site icon ИА «Диалог»

Береги платье смолоду. В эрмитажном хранительском центре открыли выставку дореволюционного костюма

реставрационно-хранительский центр Эрмитажа, выставка Костюмы прекрасной эпохи, историческая одежда

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

В галерее костюма Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа с 24 июля заработала новая экспозиция исторической одежды. На этот раз она посвящена времени, которое принято называть «Прекрасной эпохой».

реставрационно-хранительский центр Эрмитажа, выставка Костюмы прекрасной эпохи, историческая одежда

«Богатая эрмитажная коллекция костюма незаметно превратилась в целый Институт истории костюма со своей программой, уникальной системой показа в специальном выставочном помещении, с исключительными достижениями реставраторов и эффектными новаторскими выставками. Сегодня представляется новый этап этого развития – пора думать о дополнительных помещениях», – сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Галерея костюма в РХЦ «Старая Деревня» – конечно, явление не новое. Однако многое в ней изменилось даже со времён предыдущей временной выставки, посвящённой костюму Петра I. На создание новой экспозиции ушло три с половиной месяца.

«Многое здесь представлено впервые. Для начала – у нас совершенно новая концепция. Пространство галереи разделено на две части: слева идёт так называемая линия времени, составленная из костюмов и охватывающая период с конца XVII века до наших дней. Пространство галереи позволяет выделить какую-нибудь отдельную тему или осветить отдельный период в истории костюма и моды. Вторая часть, которая находится с противоположной стороны – это так называемая зона тематического экспонирования, временная. В постоянной экспозиции будет периодически происходить ротация: отдельные костюмы будут уходить в лаборатории реставрации тканей, отдельные – на выставки, а каким-то придётся «отдохнуть» в закрытом хранении. А с правой стороны, в зоне тематического экспонирования, будут звучать разные темы на протяжении полутора лет: ровно столько нам позволяют держать костюм в открытом пространстве наши реставраторы, без работы которых – кропотливой, виртуозной, ювелирной (можете подбирать любые эпитеты, и они все будут правомерными ) – эта экспозиция была бы невозможной», – рассказала автор экспозиции Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Она пояснила, что тематическая зона галереи сейчас как раз и наполнена экспозицией костюма «прекрасной эпохи». Напомним, что под этим общим термином обычно подразумеваются 1890-е и время до Первой Мировой войны – хотя, как указали в Эрмитаже, в более широком историческом контексте границы этого времени нужно расширить до 70-х годов XIX века. В России культурную часть этого периода принято называть «Серебряным веком».

«Костюмы «прекрасной эпохи» представлены в основном гардеробами последних российских императриц – Марии Фёдоровны (супруга императора Александра III – ИА «Диалог») и Александры Фёдоровны (супруга императора Николая II – ИА «Диалог»), членов императорской фамилии и их окружения. Многие платья – из бальных и визитных – представлены широкой публике впервые. Но нельзя забывать и про нашу современную часть: XX век тоже любопытен, хотя иногда и хочется махнуть на него рукой и сказать, что «это неинтересно». Нет – это тоже интересно, это наша история», – добавила Тарасова.

Действительно, в самом конце галереи можно увидеть несколько нарядов, которые кажутся вполне современными. Будут ли когда-нибудь специалисты изучать их так же тщательно, как сейчас изучают облачения цариц, придворных и священнослужителей времён империи – вопрос дискуссионный, и наш ответ на него, скорее всего, будет предвзятым.