С 3 июля и до начала лета следующего года в Главном штабе можно будет увидеть «тотальную инсталляцию» московских художников-концептуалистов Ильи и Эмилии Кабаковых. За ней стоит интересная история, рассказывающая о задуманном, но не сделанном.
Началось всё с того, что Кабаковы задумали создать полноценный отдельный музей, в котором они своим языком рассказали бы об истории ушедшей в небытие советской цивилизации (отсюда и название). Проект предполагался масштабным – множество полноразмерных залов, дополнительно организованных в полдюжины тематических «районов». Они были бы посвящены отдельным аспектам бытия: один – пропаганде, другой – коммунальной жизни, ещё иной – миру воспоминаний…
Создать музей не сложилось. Но остался большой объём материала, который уже показывали в разных местах (впервые – в Палермо, в 1999 году, а в России – в 2012 году, в московской галерее «Красный Октябрь»): чертежи, макеты, исходные текстовые и фотографические документы. Всё это было подарено Эрмитажу в 2014 году, а теперь, после долгого хранения и реставрации, размещено в пространстве Главного Штаба как один гигантский арт-объект.
«Он довольно сложен по своему составу, потому что это такая «сверхтотальная инсталляция», которая включает в себя другие «тотальные инсталляции» этих авторов. У них появилась идея – создать подземный город-музей, в котором они воплотили бы весь свой опыт жизни в Советском Союзе. Как писал Илья Кабаков в инструкции к этой инсталляции, основной его мечтой в последние десятилетия было создание такого памятника той цивилизации, в которой он родился, сформировался как личность и вырос – но которая исчезла и больше не существует», – рассказала куратор выставки Марина Шульц.
По её словам, памятник этот изначально задумывался как нечто, состоящее из отдельных небольших историй – и правдивых, и вымышленных. Музей предполагалось создать в Эссене (Германия), и вроде бы в какой-то момент даже нашли финансирование – но потом «что-то пошло не так», и проект остался невоплощённым.
«Это утопический проект, практически невозможный в реальности – но работа была проделана, музей был подробно и детально спроектирован», – пояснила Марина Шульц.
Илья Кабаков умер в прошлом году – и так и не увидел «Памятник…» выставленным в стенах Эрмитажа. Даже на большой ретроспективе его творчества к 85-летию художника (в 2018 году) его не показали – как минимум потому, что не нашли подходящего по размеру пространства.
Сейчас зрители наконец-то могут увидеть это грандиозное произведение воочию, причём всё – и размещение, и окраска стен, и освещение – соответствует авторскому замыслу. Каждой из предполагаемых комнат несвершившегося музея соответствует стенд в залах Главного штаба – с макетом и подобранным бумажным материалом. Всего их 38, и описывать их – занятие неблагодарное. Чтобы хотя бы попытаться понять задумку и ход мысли автора, это нужно увидеть своими глазами и обдумать – желательно в тишине.