Site icon ИА «Диалог»

Курс зюйд-зюйд-вест. «Классика на Дворцовой» углубилась в «пограничные» жанры

Пумеза Матшикиза, Классика на Дворцовой

Пумеза Матшикиза. Фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

Вечером 31 мая – в необычайно поздний день, но таковы в нынешнем году административно-календарные причуды – на Дворцовой площади состоялся долгожданный и уже традиционный общедоступный концерт. Менять название он, конечно же, не будет, но все, кто посещает его хотя бы последние 3-4 сезона, знали: их ждало представление, выходящее далеко за рамки академического репертуара.

«Каждая «Классика» по-своему уникальна. Меня в этом году необыкновенно радует и переполняет гордостью то, что у нас такой состав исполнителей, много невероятных балетных коллективов, потрясающий оркестр Санкт-Петербургской филармонии… Те певцы, которые заняты в этом концерте, с одной стороны, невероятные звёзды, а с другой – несмотря на занятость, они подготовили специально для этого концерта свои подарки: песни, которые они выучили специально для этой программы… И это не классика. Ведь мы поём не только классический репертуар, но и неаполитанские песни, и эстраду, и даже рок. Мы постарались, чтобы каждый номер сам стал настоящим мини-спектаклем – ярким, красочным и абсолютно не похожим на предыдущий», – рассказала режиссёр-постановщик и продюсер проекта Екатерина Галанова.

Действительно, «Классика на Дворцовой», как думается нашему корреспонденту, похожа на некогда популярное датское печенье в огромных жестяных коробках. Купившие такую ёмкость знают, что печенья внутри много, и оно будет вкусным – но что именно удастся добыть (и съесть) следующим, неизвестно, пока не извлечёшь коррекс с очередным слоем. Так и концерт – организаторы держат сет-лист в секрете до начала самого действа (и правильно, зачем раскрывать все карты?) Но поскольку каждый исполнитель всякий раз приносит с собой частичку своего репертуара, догадки можно начинать делать с того момента, как объявлен состав.

Знакомый персонаж на этот раз в нём имелся – Витторио Григоло, итальянский тенор, уже выходивший на эту сцену два года назад (в непростой для проекта год, когда поток западных академических звёзд, желающих выступить в России, по известным причинам резко иссох). Он известен тем, что активно скрещивает классику с более «легковесными» жанрами: в 2022-м он без предупреждения совместил арию Марио Каварадосси из оперы «Тоска» с мега-хитом Queen “Show Must Go On”. Вот новое лицо: Майя Гоур – израильское меццо-сопрано, но с джазовым, как нынче модно говорить, бэкграундом. Значит, ждём чего-то из классики… но классики уже того, чёрного жанра.

«Очень приятно исполнять оперу на открытом воздухе – это нам удаётся не так часто, потому что обычно мы поём всё же в концертных залах. А тут – особое впечатление: прекрасный город, великолепная публика… и это публика, которая ходит не только на оперу, но и на музыку других жанров. Для этого концерта меня попросили, кроме двух оперных композиций, исполнить одну джазовую – и мне это было приятно», – поделилась своими мыслями перед концертом Майя Гоур.

Листаем список исполнителей далее… Южноафриканская певица Пумеза Матшикиза (сопрано) и бразильский бас Матеус Франса – соответственно, неизбежно появление экзотических мотивов из южного полушария… А кстати, как им вообще идея выступать на свежем воздухе – тем более что погода установилась скорее южная, чем северная?

«Что касается концерта на воздухе, то нужно учесть две вещи. Во-первых, когда поёшь в театре, слушателей не видно: зрительный зал со сцены – просто темнота. А на площади видишь всю аудиторию, каждое лицо, видишь, как люди улыбаются – и они передают тебе свою энергию. Это невероятно воодушевляет и даёт эмоции. И да, исполнять я буду арию из «Севильского цирюльника» Россини. Потом – композицию “I got plenty o’ nuttin’” из «Порги и Бесс» Гершвина: она отлично подходит к концерту, потому что там есть слова про то, что у героя нет в жизни ничего, кроме самой жизни – но он счастлив именно потому, что она у него есть. И мы будем радоваться этой музыке в такую погоду – я знаю, что для многих она слишком жаркая, но мне она нравится, потому что я же из Бразилии! И да, я исполню песню “Aquarela do Brasil” – она про мою страну, и исполнять её для вас – большая радость! Тем более что она будет с русским колоритом, потому что русский оркестр будет играть бразильскую музыку», – сказал Матеус Франса.

Звучало многообещающе. Оставалось узнать, как это всё воплотится на практике…

Пумеза Матшикиза, Классика на Дворцовой

На самом деле, так далеко от академической традиции «Классика», наверное, ещё не забиралась. Этот процесс начался давно, а в полную силу проявился как раз в 22-м. Те, кто был этим преображением недоволен, уже давно всё поняли (и, возможно, перестали ходить на Дворцовую); другие же – и, судя по тому, что площадь к кульминационному моменту концерта была забита людьми практически полностью, их подавляющее большинство – процессом наслаждаются. И правда, «стандарты» повторяются (к этому тоже можно относиться по-разному, но и упомянутую арию Каварадосси – пусть на этот раз она была без «двойного дна» – и «Цветочный дуэт» из оперы Лео Делиба «Лакме», и финальную “Nel blu, dipinto di blu” мы уже недавно слышали…) А вот «этнические» номера каждый исполнитель приносит – и уносит – с собой.

Так что когда на экранах вокруг сцены петербургской «Классики» возникают громадные африканские маски, а Пумеза Матшикиза заводит африканскую танцевальную песню «Пата Пата», это не может не заставить взбодриться – и внимать с удивлением. Матеус Франса тоже добавил южного колорита, исполнив уже упомянутую песню “Aquarela do Brasil” в сопровождении весьма «горячих» танцовщиц. Мы ведь все помним про тамошние карнавалы – правда, кроме композиций оттуда, которые мелькают фрагментарно в выпусках новостей «на тему», из бразильской музыки мы в большинстве своём знаем разве что группу Sepultura… а теперь ещё и «Акварель»! Витторио Григоло опять взялся за репертуар Queen, исполнив «Богемскую рапсодию» при поддержке виолончелиста Борислава Струлёва… инструмент которого поражал воображение и тем, что был полностью усыпан стразами, и тем, что издавал вполне похожие на электрогитару звуки. Завершилось всё исполнением “Nel blu, dipinto di blu” (больше известной просто как “Volare”), только теперь с выходом абсолютно всех исполнителей, которые разделили строки между собой – и этот финал вышел куда более драйвовым, чем в некоторые годы, оставив после себя зрителям мощный заряд невидимой энергии.

В общем, эта «Классика» прошла успешно. Ни проливного дождя, ни холода, как в некоторые прошлые годы – а жара для зарубежных гостей, представлявших сплошь южные страны, не помеха, как заметил Матеус Франса. Кстати, по ходу подготовки куда-то исчезла одна из заявленных исполнительниц – Джулиана Григорян из Армении – интересно, что с ней случилось?..

Так что собираем фотографии, пересматриваем видеозаписи – и ждём следующего мая, чтобы гадать, куда двинется в своём развитии фестиваль, и какие ещё сюрпризы подготовят для нас неистощимые на выдумку организаторы.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»