Вечером 31 мая – в необычайно поздний день, но таковы в нынешнем году административно-календарные причуды – на Дворцовой площади состоялся долгожданный и уже традиционный общедоступный концерт. Менять название он, конечно же, не будет, но все, кто посещает его хотя бы последние 3-4 сезона, знали: их ждало представление, выходящее далеко за рамки академического репертуара.
«Каждая «Классика» по-своему уникальна. Меня в этом году необыкновенно радует и переполняет гордостью то, что у нас такой состав исполнителей, много невероятных балетных коллективов, потрясающий оркестр Санкт-Петербургской филармонии… Те певцы, которые заняты в этом концерте, с одной стороны, невероятные звёзды, а с другой – несмотря на занятость, они подготовили специально для этого концерта свои подарки: песни, которые они выучили специально для этой программы… И это не классика. Ведь мы поём не только классический репертуар, но и неаполитанские песни, и эстраду, и даже рок. Мы постарались, чтобы каждый номер сам стал настоящим мини-спектаклем – ярким, красочным и абсолютно не похожим на предыдущий», – рассказала режиссёр-постановщик и продюсер проекта Екатерина Галанова.
Действительно, «Классика на Дворцовой», как думается нашему корреспонденту, похожа на некогда популярное датское печенье в огромных жестяных коробках. Купившие такую ёмкость знают, что печенья внутри много, и оно будет вкусным – но что именно удастся добыть (и съесть) следующим, неизвестно, пока не извлечёшь коррекс с очередным слоем. Так и концерт – организаторы держат сет-лист в секрете до начала самого действа (и правильно, зачем раскрывать все карты?) Но поскольку каждый исполнитель всякий раз приносит с собой частичку своего репертуара, догадки можно начинать делать с того момента, как объявлен состав.
Знакомый персонаж на этот раз в нём имелся – Витторио Григоло, итальянский тенор, уже выходивший на эту сцену два года назад (в непростой для проекта год, когда поток западных академических звёзд, желающих выступить в России, по известным причинам резко иссох). Он известен тем, что активно скрещивает классику с более «легковесными» жанрами: в 2022-м он без предупреждения совместил арию Марио Каварадосси из оперы «Тоска» с мега-хитом Queen “Show Must Go On”. Вот новое лицо: Майя Гоур – израильское меццо-сопрано, но с джазовым, как нынче модно говорить, бэкграундом. Значит, ждём чего-то из классики… но классики уже того, чёрного жанра.
«Очень приятно исполнять оперу на открытом воздухе – это нам удаётся не так часто, потому что обычно мы поём всё же в концертных залах. А тут – особое впечатление: прекрасный город, великолепная публика… и это публика, которая ходит не только на оперу, но и на музыку других жанров. Для этого концерта меня попросили, кроме двух оперных композиций, исполнить одну джазовую – и мне это было приятно», – поделилась своими мыслями перед концертом Майя Гоур.
Листаем список исполнителей далее… Южноафриканская певица Пумеза Матшикиза (сопрано) и бразильский бас Матеус Франса – соответственно, неизбежно появление экзотических мотивов из южного полушария… А кстати, как им вообще идея выступать на свежем воздухе – тем более что погода установилась скорее южная, чем северная?
«Что касается концерта на воздухе, то нужно учесть две вещи. Во-первых, когда поёшь в театре, слушателей не видно: зрительный зал со сцены – просто темнота. А на площади видишь всю аудиторию, каждое лицо, видишь, как люди улыбаются – и они передают тебе свою энергию. Это невероятно воодушевляет и даёт эмоции. И да, исполнять я буду арию из «Севильского цирюльника» Россини. Потом – композицию “I got plenty o’ nuttin’” из «Порги и Бесс» Гершвина: она отлично подходит к концерту, потому что там есть слова про то, что у героя нет в жизни ничего, кроме самой жизни – но он счастлив именно потому, что она у него есть. И мы будем радоваться этой музыке в такую погоду – я знаю, что для многих она слишком жаркая, но мне она нравится, потому что я же из Бразилии! И да, я исполню песню “Aquarela do Brasil” – она про мою страну, и исполнять её для вас – большая радость! Тем более что она будет с русским колоритом, потому что русский оркестр будет играть бразильскую музыку», – сказал Матеус Франса.
Звучало многообещающе. Оставалось узнать, как это всё воплотится на практике…
На самом деле, так далеко от академической традиции «Классика», наверное, ещё не забиралась. Этот процесс начался давно, а в полную силу проявился как раз в 22-м. Те, кто был этим преображением недоволен, уже давно всё поняли (и, возможно, перестали ходить на Дворцовую); другие же – и, судя по тому, что площадь к кульминационному моменту концерта была забита людьми практически полностью, их подавляющее большинство – процессом наслаждаются. И правда, «стандарты» повторяются (к этому тоже можно относиться по-разному, но и упомянутую арию Каварадосси – пусть на этот раз она была без «двойного дна» – и «Цветочный дуэт» из оперы Лео Делиба «Лакме», и финальную “Nel blu, dipinto di blu” мы уже недавно слышали…) А вот «этнические» номера каждый исполнитель приносит – и уносит – с собой.
Так что когда на экранах вокруг сцены петербургской «Классики» возникают громадные африканские маски, а Пумеза Матшикиза заводит африканскую танцевальную песню «Пата Пата», это не может не заставить взбодриться – и внимать с удивлением. Матеус Франса тоже добавил южного колорита, исполнив уже упомянутую песню “Aquarela do Brasil” в сопровождении весьма «горячих» танцовщиц. Мы ведь все помним про тамошние карнавалы – правда, кроме композиций оттуда, которые мелькают фрагментарно в выпусках новостей «на тему», из бразильской музыки мы в большинстве своём знаем разве что группу Sepultura… а теперь ещё и «Акварель»! Витторио Григоло опять взялся за репертуар Queen, исполнив «Богемскую рапсодию» при поддержке виолончелиста Борислава Струлёва… инструмент которого поражал воображение и тем, что был полностью усыпан стразами, и тем, что издавал вполне похожие на электрогитару звуки. Завершилось всё исполнением “Nel blu, dipinto di blu” (больше известной просто как “Volare”), только теперь с выходом абсолютно всех исполнителей, которые разделили строки между собой – и этот финал вышел куда более драйвовым, чем в некоторые годы, оставив после себя зрителям мощный заряд невидимой энергии.
В общем, эта «Классика» прошла успешно. Ни проливного дождя, ни холода, как в некоторые прошлые годы – а жара для зарубежных гостей, представлявших сплошь южные страны, не помеха, как заметил Матеус Франса. Кстати, по ходу подготовки куда-то исчезла одна из заявленных исполнительниц – Джулиана Григорян из Армении – интересно, что с ней случилось?..
Так что собираем фотографии, пересматриваем видеозаписи – и ждём следующего мая, чтобы гадать, куда двинется в своём развитии фестиваль, и какие ещё сюрпризы подготовят для нас неистощимые на выдумку организаторы.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»