91.8$ 98€
19.08 °С

Испанское воссоединение. В Эрмитаже открыли выставку живописи из музея имени Пушкина

06 марта 2024 | 10:45| Культура

В Двенадцатиколонном зале Эрмитажа заработала новая временная выставка, названная «От готики до Гойи». На ней представлена испанская живопись из собрания московского Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина.

«Эта выставка имеет несколько смыслов – и поводов для интереса со стороны посетителей. Коллекция испанской живописи в ГМИИ невелика: эти произведения старых мастеров – максимум, что они могут дать. Особенность этого собрания – в том, что оно было создано ровно сто лет назад: 1924-й – это год, когда был создан Музей имени Пушкина в Москве. Напомню, что в первые годы советской власти политика была такая, что всё находившееся в частных руках было собрано в государственный музейный фонд, и уже оттуда предметы искусства отдавали во вновь создаваемые музеи. Связь между ГМИИ и Эрмитажем такова, что первые два года этот музейный фонд находился здесь, в Зимнем дворце, и сотрудники Эрмитажа активно в этом участвовали, потому что это были крупные специалисты. Потом Эрмитаж начал готовить картины для передачи в Москву, была создана комиссия, и на каждом совете Эрмитажа обсуждался этот вопрос. За всё довоенное время в ГМИИ было передано 546 живописных работ – и в это число входило всего 8 испанских картин», – рассказал куратор выставки Святослав Савватеев, старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа.

Одна из особенностей этой выставки – в том, что часть представленных на ней работ на первый взгляд могут показаться парными… и соответствующим образом размещены в зале. Однако куратор спешит развеять это впечатление – на самом деле это можно сказать с уверенностью только про две картины Бартоломе Эстебана Мурильо, два детских портрета – «Девочка с корзиной фруктов» и «Мальчик с собакой». Вывешенные же симметрично «Бегство в Египет» и «Распятие» – да, два полотна того же Мурильо на библейские сюжеты, да, практически одинакового размера, но… на этом их внешняя связь заканчивается. Однако существует другая, историческая.

«На выставке находятся пять картин, которые раньше находились у нас в Эрмитаже – это две работы Мурильо, один натюрморт Антонио Переды и Веласкес… Но когда сто лет назад отдавали картины, велась большая дискуссия. Об этой атмосфере говорит тот факт, что один из членов комиссии, москвич (а в ней работали представители и Москвы, и Ленинграда), сказал не требующие комментариев слова: «Почему до сих пор Эрмитаж находится не в Москве, а в Ленинграде?» И вещи делили так, что в столицу отдавали по одной картине из пары – а их оказалось очень мало, порядка двадцати, хотя раньше думали, что их больше. Испанских «пар» было четыре, а настоящих – только одна», – пояснил Савватеев.

Впрочем, понимание «пары» было довольно растяжимым – в него могли включить две картины, написанные одним художником на один жанр. Другое дело, что раньше – до того, как попасть в Россию, в Эрмитаж – эти картины были частью других коллекций, и там могла существовать устоявшаяся схема их размещения. Например, так было с упомянутыми работами Мурильо на евангельские сюжеты – они поступили при Екатерине II из английского собрания Уолпола, где висели по обе стороны камина. Теперь же их впервые за сто лет можно видеть вместе, пусть и недолго – выставка будет работать до 7 июля.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!