Site icon ИА «Диалог»

Восток – дело плёнки. В РОСФОТО открылась выставка старых снимков из экзотических краёв

В пятницу, 23 февраля, в музейно-выставочном центре РОСФОТО начала работу выставка «Путешествие на Восток». В отведённых ей залах представлены редкие снимки, сделанные в конце XIX – начале XX века в странах, которые европейцы традиционно называют «восточными»: от арабского Магриба до Японии.

Эти снимки не имеют единого источника – их создавали и российские, и европейские, и восточные мастера – но все они посвящены жизни, истории, быту «экзотических» для европейца стран, хотя географическая привязка тоже не совсем точна. Вспомним, что тот же Алжир находится «прямо вниз», на юг, от Франции, а Марокко – вообще западнее большинства европейских государств. Объединяется все эти места разве что общее ощущение таинственности, непонятности для европейского – да и русского – человека. Попасть во многие из этих мест век-полтора назад было настоящим приключением… но, с другой стороны, среди представленных работ многие созданы фотографами-европейцами, которые в своё время обосновались в Турции, Египте, Персии или даже Китае, сделав там себе имя и дело… и попутно собрав бесценный историко-этнографический материал.

«Восток для европейского человека – прежде всего загадка. Восток всегда таит в себе много сюрпризов. Многие кадры сегодня ответят на какие-то вопросы, а многие – зададут новые вопросы», – говорит научный консультант РОСФОТО Елена Бархатова.

«Тема пути на Восток, пути к солнцу объединила совершенно разные пласты нашей коллекции. Здесь мы соединяем то, что не могли представить себе вместе, в одних залах. Эту выставку мы собрали по четырём разделам – мы решили показать «экзотический Восток», «романтический Восток», немного коснуться темы Шёлкового пути и его ответвления – Чайного пути. Очень интересный материал – нам удалось обобщить и работы профессиональных фотографов, и частные съёмки», – пояснила Анна Максимова, директор выставочных и издательских программ РОСФОТО.

Она отметила, что выставка открывает широкой публике несколько имён российских фотографов, работавших в дореволюционные времена на условном «Востоке» – и в российской Средней Азии, и в Персии, и в Египте – в те времена. Например, это сын Дмитрия Менделеева Владимир (1865-1898) – офицер Российского императорского флота, участвовавший в путешествии будущего царя Николая II по Азии (в том числе – в Японию, где цесаревич получил знаменитый удар саблей по голове, а Менделеев-младший даже оставил дочь от временной жены-японки). Из поездок он привёз обширный визуальный материал – часть которого и представлена в стенах РОСФОТО. Другой удивительный автор – Антон Севрюгин, проживший 103 года, большую часть жизни проведший в Персии и даже служивший придворный фотографом династии Каджаров.

«Вспомним знаменитый «Туркестанский альбом» – он мало пропагандируется, но это был первый официальный фотопроект, который был сделан властями – с тем, чтобы и правительство, и учёные из Академии наук могли познакомиться с землями, которые были расположены в Средней Азии. Его сделали всего в 6 экземплярах. Здесь есть кадры ташкентского фотографа Николая Нехорошева, который снимал [для этого альбома]», – добавила Елена Бархатова.

На снимках можно увидеть знакомые путешественникам нынешнего времени места – Стамбул, Яффу, Гонконг, Сингапур – и заодно задуматься об изменениях, которые произошли и в жизни людей, и в технической стороне фотографии за истекшее время. То, что сейчас делается в два нажатия, тогда было сродни паломничеству: например, у фотографов в «экзотических» краях существовала постоянная проблема с поиском и доставкой стеклянных пластинок (служивших вместо плёнки, которая тогда ещё не была в ходу), реагентов и материалов для печати.

«На выставке представлено довольно много оригинальных отпечатков (поэтому в залах такой приглушённый свет). То, что мы не смогли показать в таком виде, можно посмотреть в виде цифровых отпечатков, а также почти все альбомы показаны на мониторах», – уточнила Максимова.

«Я очень рад, что наша коллекция – которая постепенно разрастается – позволяет нам собирать самые неожиданные проекты и показывать вам самые неожиданные стороны жизни… и её проекции в фотографии. То, что самые разные путешественники собрали и привезли в Россию, мы смогли собрать, а наши коллеги – систематизировать и представить», – сказал генеральный директор РОСФОТО Захар Коловский.

Выставка будет работать до 14 апреля. Выставочный центр РОСФОТО, напомним, находится на Большой Морской улице, 35.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»