Во вторник, 13 февраля, в галерее графики Государственного Эрмитажа открылась новая выставка «Мастера старонидерландской гравюры», передаёт корреспондент «Диалога». Она сменила голландские рисунки, которые на протяжении трёх месяцев можно было увидеть в залах № 324 – 328 Зимнего дворца.
Дело в том, что рисунки и графику нельзя экспонировать подолгу, поскольку изображения имеют свойство выцветать, если их продолжительное время держать на свету. Чтобы уберечь их от порчи, в залах соблюдается особый режим освещения, предусматривающий приглушённую иллюминацию.
«Проект призван ознакомить зрителя с нашим богатым собранием гравюр и рисунков. В его рамках сделана большая серия выставок – с поэтапным показом по периодам – графики разных стран. Нынешняя экспозиция дополняет и продолжает прошлую, на которой были показаны старонидерландские рисунки, показывая другую грань графики этой страны – гравюры. Период – примерно тот же, с тем лишь исключением, что мы начинаем с чуть более поздних произведений – с гравюр Луки Лейденского (Лукаса Ван Лейдена), с которого в Нидерландах, собственно, началась полноценная гравюрная жизнь. До него эта страна была в этом плане для Европы периферией, но его работы уже попадают в Италию, Францию, Германию – и нидерландская гравюра становится общеевропейской, а сам он – звездой для своей страны и культовой фигурой на многие века. Потому что это человек, который впервые прославил нидерландскую гравюру», – рассказал куратор выставки Александр Конев, научный сотрудник отделения гравюр Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Лука Лейденский (урождённый Лукас Якобс) родился в 1494 году, а творить начал около 1510 года. Экспозиция охватывает период, начиная с этого времени, и показывает произведения практически за весь XVI век – на ней представлены более ста листов.
«Альбрехт Дюрер и Лукас Ван Лейден – два основных виртуоза гравюры. Лукасу Ван Лейдену посвящён весь первый зал – мы постарались показать разные грани его работы: тематики, жанры, форматы… Дальше структура выставки достаточно проста – в самом большом зале показаны произведения романистов: так назывались художники второй трети XVI века, которые взяли для себя ориентиром классическое искусство Италии. Третий зал показывает произведения того периода, когда нидерландская гравюра окрепла и приобрела репутацию: тогда авторы всё больше обращают внимание на национальные черты искусства, и здесь ключевую роль играет знаменитый Питер Брейгель Старший. Гениальный художник, который создавал рисунки специально для воспроизведения в гравюре, и персональные граверы потом их делали. Там были и сатира, и различные фантасмагории, и пейзаж – последний стал для Нидерландов фактически национальным жанром [в изобразительном искусстве]», – поясняет Конев.
Как указывает специалист, при осмотре выставки нужно учитывать исторический контекст: в 80-е годы старые Нидерланды распались на протестантскую Голландию и католическую Фландрию. Соответственно, к концу исследуемого периода на первый план снова выходит религиозная тематика – это могли быть изображения библейских персонажей, различные аллегории, нравоучительные сюжеты. Наиболее популярными и востребованными тогда стали «истории в картинках»: циклы на сюжеты Ветхого и Нового заветов, апокрифов, житий апостолов и святых. Всему этому и посвящён последний из залов.
Выставка будет работать в этом виде с 14 февраля до 2 июня, а затем экспозицию в залах графики снова сменят. Поэтому приходите в залы графики, и не один раз – есть вероятность, что в каждый ваш визит вы найдёте там нечто новое, что увидеть потом снова будет уже невозможно.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»