Грядущие выходные попадают как раз между годовщинами прорыва блокады Ленинграда (18 января) и полного освобождения города от неё (27 января). Поэтому многое – но не всё – в культурной жизни Петербурга на этот раз связано с этой датой. Подробнее об этом – в нашей подборке.
***
Начнём, однако, традиционно с театральной теме. Ещё остались билеты на гала-концерт звёзд балета «Преемственность традиций», который состоится на сцене Александринского театра 20 января – в рамках фестиваля «Классика и современность».
«Гала-концерт, не случайно так назван: он посвящён выдающимся балетным педагогам Геннадию Наумовичу Селюцкому, Ольге Николаевне Моисеевой и другим. Их ученица, народная артистка России Юлия Махалина, представит на сцене, на примере своей жизни, историю преемственности балетных поколений», – говорят о спектакле в театре.
Билеты ещё доступны на сайте, но их осталось исчезающе мало.
***
В субботу, 20 января, на сцене Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова Московский драматический театр имени А.С. Пушкина представит спектакль «Зойкина квартира» по произведению Михаила Булгакова. Режиссёр постановки – заслуженный артист России Евгений Писарев.
«Это первые гастроли «Зойкиной квартиры» в Санкт-Петербурге, на легендарной сцене БДТ, и мы надеемся, что петербуржцы оценят нашу версию знаменитой пьесы Булгакова. На мой взгляд, драматургия Михаила Афанасьевича остро звучит в современной реальности: его героями часто становятся люди, утратившие почву под ногами, вынужденно простившиеся с прежней жизнью. «Зойкина квартира» была написана Булгаковым во время бума немого кино – поэтому вместе с Зиновием Марголиным и Марией Даниловой мы обратились к жанру нуар-драмы, выросшей из кинематографа», – говорит Писарев.
Зоя Пельц, роль которой исполняет блистательная Александра Урсуляк, мечтает уехать с возлюбленным, бывшим дворянином Обольяниновым, в Париж. Для этого нужны деньги – так появляется знаменитый публичный дом, замаскированный под элитное ателье. Дела идут довольно успешно, ведь в администраторы берут ловкого авантюриста Аметистова. Но в комнатах весёлой квартиры уже зреет печальный финал.
Билеты доступны на сайте театра имени Пушкина.
***
В субботу театралам есть из чего выбрать: в Большом зале Филармонии известный петербургский пианист Олег Вайнштейн даст фортепианный вечер – из блокадных программ Александра Каменского. Так мы плавно переходим к теме 80-летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
«Олег Вайнштейн исполнит в Большом зале сочинения, звучавшие в блокадных программах одного из ярчайших ленинградский исполнителей первой половины XX века, пианиста и композитора Александра Каменского. Наряду с сочинениями Шопена, Листа и Чайковского прозвучит транскрипция Каменского знаменитых Половецких плясок из оперы «Князь Игорь» Бородина», – отметили в Филармонии.
Александр Каменский, дебютировавший с Филармоническим оркестром (ныне – Заслуженный коллектив России) в 1924 году, выступал с самыми видными дирижёрами СССР и мира. Всю блокаду музыкант провел в Ленинграде, не прерывая педагогическую и концертную деятельность.
Начало концерта – в 20:00. Билеты доступны на сайте Филармонии.
***
Концерт из совсем другого жанра состоится в тот же вечер в бывшем газгольдере – помещении планетария № 1 на Обводном канале, 74Ц. Oblivion – это эмбиент-концерт музыканта Александра Яковлева на фоне проекций, которые будут выводиться на внутреннюю сторону купола здания: неземных пейзажей, планет, звёздных скоплений, астероидов и космических кораблей.
Выступление начнётся в 22:30 20 января. Билеты доступны на сайте планетария.
***
В Музее военно-морской славы в Кронштадте открылась выставка «Флот для блокадного Ленинграда».
«Масштабный проект о подвиге моряков открывает череду памятных мероприятий: в эти дни они проходят во всех районах нашего города. Экспозицию создавали при участии ведущих российских военно-морских и исторических музеев, архивов, организаций, занимающихся сохранением военно-морского наследия. В ней представлены документы, настенная графика, арт-объекты, предметы быта и видеоматериалы. Отдельная зона посвящена затонувшим кораблям», – рассказал вице-губернатор Борис Пиотровский.
Выставка будет открыта в Музее военно-морской славы ещё три месяца.
***
Также и в Музее политической истории открылась выставка к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Она называется «Блокадный дневник» и будет работать до 26 июня.
«К юбилейной дате сотрудники учреждения расшифровали и изучили несколько уникальных рукописных дневников, хранящихся в музее. Записи принадлежали людям разных возрастов, профессий и социального положения, а объединяет их общая тема – повседневная жизнь в блокадном городе. Выдержки из четырёх дневников станут смысловой доминантой выставки. Записи из них – ценнейший исторический источник, позволяющий увидеть мир человека в тяжелейших обстоятельствах, а через человека и общую картину блокадной трагедии», – говорят о выставке в комитете по культуре.
На всякий случай напомним, что Музей политической истории находится на улице Куйбышева 2-4: в бывшем особняке Матильды Кшесинской.
***
Русский музей приглашает гостей в Восточный павильон Михайловского замка (ул. Инженерная, д. 10) на выставочный проект «Одним дыханьем с Ленинградом», также посвящённый 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
«На экспозиции представлено более 60 хранящихся в музее произведений из Фонда детского творчества 1960 – 2010-х годов и около 20 современных работ воспитанниц кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации». Большая часть рисунков воспитанниц Пансиона будет представлена впервые», – рассказали в музее о том, что показано на этой выставке.
На первом этаже Восточного павильона Михайловского замка посетители увидят детские рисунки Фонда, созданные детьми от 11 до 16 лет. На них запечатлены виды блокадного Ленинграда, подвиги жителей, защищавших и отстоявших любимый город, спасавших не только жизни, но и наше культурное наследие – шедевры Русского музея и Эрмитажа. На втором этаже – современные работы.
Посещение экспозиции – по сеансам: в четверг – в 14:00, 16:00 и 18:00, в остальные дни (кроме вторника, который является выходным) – в 11:00, 14:00, 16:00. Билеты на выставочный проект доступны по Пушкинской карте. Выставочный проект продлится до 31 января 2024 года.
***
С 17 по 28 января 2024 года в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников (Большая Морская ул., 38) идёт выставка к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от немецко-фашистской блокады «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается».
«Блокада Ленинграда длилась страшные 872 дня – и все это время город, в окружении кольца врагов, продолжал жить. Не останавливали свою работу предприятия, школы, детские сады, театры. Художники Ленинградского союза воевали в армии и на флоте, защищали Ленинград в народном ополчении. Поддерживали боевой дух бойцов и жизненную силу ленинградцев ежедневно появляющимися на улицах города агитплакатами «Окна ТАСС» и «Боевой карандаш». Делали зарисовки архитектурных памятников блокадного города, которые впоследствии помогли реставраторам восстановить утраченные во время бомбежек детали зданий. В годы блокады продолжалась и выставочная деятельность Союза. Умирающие от голода художники проявляли невероятную стойкость и силу духа, создавая произведения, которые вошли в золотой фонд искусства», – рассказывают о выставке в Союзе.
Экспозиция сформирована из лучших произведений прошлых лет и последнего десятилетия. Свои работы на экспозиции представили художники-ветераны, заслуженные художники России: Всеволод Петров-Маслаков, Валентина Анопова, Тамара Дмитриева; постоянные участники выставки: Дмитрий Бучкин, Евгений Коньков, Александр Гордин, Павел Вандышев, Маргарита Изотова.
В экспозицию вошло более 200 работ: живопись, скульптура, графика, художественная фотография, декоративно-прикладное искусство, керамика, искусство театральных художников и художников-иконописцев, публикации искусствоведов.
***
В Каминном зале музея «Царскосельская коллекция» (Пушкин, Магазейная ул., 40/27) показывают детские рисунки из эвакуации. Выставка называется «Емуртла. Дневник в рисунках. 1941-1945»: она посвящена эвакуированным детям художников и архитекторов Ленинграда – и педагогам-воспитателям, самоотверженно защищавшим их жизни.
Емуртла – такое странное на наш слух название носит село в Омской (ныне – в Тюменской) области. Именно туда (после остановки в Ярославской области) доставили из Ленинграда в конце 1941 года детей ленинградских архитекторов (Архфонд) и художников (Худфонд), от самого младшего до старшего возраста. С декабря 1941 по июль 1945 здесь находились детские базы Архитектурного и Художественного Фондов СССР, или лагеря-интернаты № 183 и № 184 – и их подопечные всё это время продолжали творить.
«На время войны интернат худфонда в Емуртле стал домом для более чем 140 детей ленинградских художников. Сопровождавшие их взрослые – в основном матери, ставшие на время эвакуации сотрудниками интерната – своими силами сохранили здоровье детей, наладили учебу, быт, подсобное хозяйство. Семейных подселили в сельские дома, для малышей устроили ясли, для дошкольников детский сад – очаг, как его тогда называли. Ребята постарше проживали и учились в школьном доме», – рассказали в музее.
Выставка открыта до 4 февраля.
***
В Государственном музее истории религии (Почтамтская улица, 14) до 13 февраля можно увидеть выставку «Китайский ритуальный сосуд». Она посвящена значению бронзовых ритуальных сосудов в культуре Поднебесной; посетители увидят более 50 традиционных сосудов (не только китайских, но и тибетских, и японских) – вазы, курильницы, сосуды для жертвенной еды – дополненные гравюрами, акварелями, скульптурными изображениями, амулетами.
«Бронза занимает важнейшее место в культуре Китая. Этот металл считался символом достатка и власти, определял положение в социуме, регулировал государственные и религиозные отношения. Считалось, что правитель, как верховный посредник между небом и землёй, владел и самым ценным ресурсом страны – металлом, и бронзовым сосудом, который соединил в себе ценность металла и технологий его обработки», – отмечает куратор выставки, старший научный сотрудник музея, японист Сергей Шандыба.
Отметим, что бронзовые церемониальные сосуды характерной формы, называемые «ding», известны со времён династии Шан – древнейшего из подтверждённых китайских государств, существовавшей в XVII-XI веках до н.э. Однако всю дальнейшую историю Китая изготовление подобных изделий в Поднебесной процветало, достигнув наибольших творческих высот в период правления династии Мин (1368-1644 годы).