В Государственном Эрмитаже открылась первая очередь обновлённой экспозиции «Культура и искусство Китая». Она будет доступна для публики с 27 декабря в залах № 355, 356 и 357, которые находятся по соседству с другими экспозициями, посвящёнными Азии – в западной части Зимнего дворца.
Как пояснили в Эрмитаже, эта экспозиция была закрыта на протяжении более чем 15 лет, а теперь снова доступна зрителям после такого долгого перерыва.
«Она была закрыта на ремонт и обновление, и в силу разных обстоятельств открыть её возможности не было. Большинство предметов находилось на хранении, а кое-что регулярно направлялось на временные выставки, которые мы устраивали – не только по китайскому искусству, но и смешанные выставки, в организации которых наш отдел принимал участие. Поэтому некоторые вещи, представленные здесь, уже знакомы публике – но в таком виде эта экспозиция ещё не собиралась никогда: для неё была разработана новая концепция и новый экспозиционный план», – рассказал младший научный сотрудник отдела Востока Константин Петров.
По его словам, экспозиция по искусству Китая должна охватывать всю историю Поднебесной – от древности до XVIII века. Она рассчитана на семь залов, из которых сейчас открылись три – первая очередь проекта. Они посвящены в массе своей самому позднему периоду истории имперского Китая – династии Цин, правившей с 1644 по 1911 годы, а точнее – временам её наивысшего расцвета, с последней трети XVII века и до конца XVIII века.
«Вокруг этого периода и строится наша экспозиция. Внутри неё вещи распределены по материалу: в первом зале – живопись и резной камень, во втором – декоративно-прикладное искусство из металла и органических материалов, а третье помещение практически полностью посвящено фарфору. Многие вещи из фарфора представлены публике впервые. Зачастую это вещи очень высокого уровня, исполненные в императорских мастерских для двора и аристократии (или для экспорта, но это всё равно очень качественные изделия). Экспозиции резного камня в том виде, в котором мы её сегодня показываем, у нас тоже не было никогда. Это, наверное, изюминка экспозиции, ведь у нас одна из лучших коллекций камня», – добавил Петров.
Фарфор наверняка станет главным предметом интереса для посетителей новой экспозиции. Здесь представлены изделия «розового» и «зелёного» семейств (сообразно преобладающему оттенку). По представленным образцам можно проследить и эволюцию отрасли в самом Китае на протяжении XVIII века: хотя фарфор изобрели ещё в VII веке, мастерство его изготовления продолжало совершенствоваться.
«В новой экспозиции витрины значительно большего масштаба, и мы смогли выставить много новых предметов – невероятного уровня! – и показать основные группы фарфоровых изделий периода Цин. Если точнее – времён расцвета этой династии, когда правили три великих императора: Канси (правил в 1662-1722 годах – ИА «Диалог»), Юнчжэн (1723-1735 гг. – ИА «Диалог») и Цяньлун (1736-1795 гг. – ИА «Диалог»). В конце XVII века Китай начал экспортировать фарфоровые изделия на Запад и в Россию. Они покорили и Запад, и Россию, их покупали за огромные деньги, и недаром фарфор называли тогда «белым золотом». Многие представленные здесь предметы попали в Эрмитаж потому, что были в числе предметов, которые украшали интерьеры дворцов – Зимнего, Аничкова, Гатчинского», – рассказала Лидия Поточкина, старший научный сотрудник сектора Дальнего Востока отдела Востока, хранитель коллекции дальневосточной керамики и фарфора.
В этом собрании есть экспонаты с примечательной историей, в том числе – связанной с Россией. Помимо фарфоровых предметов, в разные времена подаренных России, есть там даже одна вещь, связанная непосредственно с Петром Великим: это вышитое покрывало, подаренное императором Канси при заключении Нерчинского мирного договора тогдашним российским соправителям, Петру I и Ивану V. Как пояснила старший научный сотрудник отдела Востока Мария Меньшикова, в хранилищах Эрмитажа есть и другие.
«У нас много «петровских» предметов: например, есть две чашечки, историю которых долго не удавалось разгадать – но в 2022 году, к 350-летию со дня рождения Петра I, делала выставку и написала книгу, в которой говорится, что эти чашечки также были подарены при заключении Нерчинского договора», – рассказала она.
Пока точно не известно, когда будут открыты остальные залы, на которых будет представлено искусство более давних периодов китайской истории – династии Мин (1368-1644 годы) и ранее. Однако можно сказать, что эта работа ведётся, и скоро мы сможем увидеть её плоды.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»