Память маэстро в Эрмитаже и вне его. Куда отправиться в Петербурге 9-10 декабря
08 декабря 2023 | 19:15| ДосугГрядущие выходные в Петербурге будут проходить в первую очередь под знаком памяти Юрия Темирканова, которому в воскресенье, 10 декабря, исполнилось бы 85 лет. Также особое внимание на этот раз стоит уделить Эрмитажу… впрочем, выбор за вами, читайте нашу еженедельную подборку культурных событий!
***
В «родных» для Юрия Хатуевича Темирканова стенах – в Большом зале Филармонии – в воскресенье, в 20:00, состоится посвящённый ему концерт. Заслуженный коллектив России под управлением главного дирижёра, народного артиста России Николая Алексеева исполнит программу из сочинений Равеля и Шостаковича, в качестве солиста выступит лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского Илья Папоян.
«Юрий Хатуевич неоднократно дирижировал этой музыкой – как в Большом зале Петербургской филармонии, так и на других прославленных сценах. Этот день рождения Юрия Хатуевича – первый, который Петербургская филармония и весь музыкальный мир отметят без него. Данью памяти Маэстро станет и основанный им Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», который соберет в Петербурге выдающихся исполнителей», – говорят в Филармонии о грядущем мероприятии.
Билеты можно приобрести на сайте Филармонии.
***
В тот же день в Гербовом зале Зимнего дворца (№ 195) состоится общедоступный концерт памяти Юрия Темирканова. Симфонический оркестр Санкт-Петербурга под руководством народного артиста России Сергея Стадлера исполнит для посетителей музея произведения Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича и Петра Чайковского.
«Юрий Темирканов пользовался огромным признанием в мировом музыкальном сообществе. Его имя стало одним из символов высших достижений классической культуры», – отметили в Эрмитаже.
Увидеть концерт смогут все посетители Главного музейного комплекса. Билеты можно приобрести в кассах музея в день посещения либо заранее на официальном сайте Эрмитажа. Начало концерта – в 16:00.
***
В субботу, 9 декабря, в 12:00 и 19:00 на исторической сцене Мариинского театра состоится первая балетная премьера сезона – «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина. Сюжет рассказа Антона Чехова «Анна на шее» предстанет в хореографии соавтора балета Владимира Васильева.
«Первое знакомство зрителей с «Анютой» случилось не в театре – уникальность биографии этого балета в том, что он был создан для телевидения, став едва ли не единственным в истории случаем переноса с экрана на сцену, а не наоборот. Автором идеи создания телебалета с музыкой Гаврилина выступил ленинградский режиссер и сценарист Александр Белинский: он предложил Владимиру Васильеву поставить его как хореографу и сорежиссеру. Съемки проходили на «Лентелефильме», постановка создавалась с участием ленинградских артистов – из МАЛЕГОТа, нескольких солистов из Кировского театра, и с удивительной Екатериной Максимовой в главной роли: телебалет ставился на неё и для неё. Он вышел на телеэкраны в 1982 году и сразу завоевал популярность и любовь зрителей, получил множество премий и призов, был показан в разных странах. Когда на итальянском телевидении его увидел директор неаполитанского театра Сан-Карло, он предложил Васильеву перенести телебалет на театральную сцену», – рассказали об истории этого спектакля в Мариинском театре.
В Петербурге этот балет, уже ставший классикой, будет поставлен на сцене впервые – так он вернётся, наконец, на исконную родину. Билеты на дневное и вечернее представление доступны на сайте Мариинского театра.
***
Александринский театр, тем временем, продолжает расширять жанровые рамки: 9 и 10 декабря 2023 года на его Новой сцене пройдёт фотофестиваль «Взгляды. Пространство для жизни». Начало мероприятий 9 декабря – в 12:30; 10 декабря – в 11:00. Вход доступен по регистрации.
«Организаторы фестиваля – коллектив Петербургской ассоциации родителей детей-инвалидов ГАООРДИ и команда Новой сцены – подготовили для гостей содержательную, насыщенную событиями и встречами программу, которая заинтересует всех, кто увлекается искусством, творчеством и постоянно находится в поиске новых идей и вдохновения. Участников ждут лекции и встречи с фотографами, журналистами, писателями и психологами, творческие занятия, экспозиции, представление и обсуждение фотопроектов. В программе фестиваля каждый сможет найти для себя что-то важное и интересное», – рассказали в Александринском театре.
На творческих занятиях и встречах гостей пригласят поразмышлять на тему дома и пространства, его влиянии на настроение и жизнь человека. Ценителей фотоискусства заинтересует возможность пообщаться с мастерами и практикующими фотографами разных жанров, а специалисты некоммерческих организаций и благотворительных проектов смогут познакомиться с представителями волонтёрского движения Петербурга.
***
Также в субботу, 9 декабря, на Новой сцене Александринского театра в программе «Новая электронная музыка» терменвокс объединится с синтезаторами в исполнении дуэта Петра Термена и электронного музыканта Никиты Забелина. Да, Пётр Термен – правнук изобретателя терменвокса.
«Дуэт Петра Термена и Никиты Забелина — это уникальное путешествие в мир звуков и времени, где диалог между эпохами становится музыкальным искусством. Голос терменвокса, первого концертного электро-инструмента в истории и одновременно единственного бесконтактного инструмента на планете, переплетается со звуковыми ландшафтами модульных синтезаторов, созданных десятилетиями спустя. Их звучание ведёт слушателя сквозь индустриальные лабиринты и временные границы, погружая в мир прозрачной эмбиентальной электроники, затем направляя в космическое путешествие с фантастическими саундтреками. И внезапно оно врывается в атмосферу рейва, создавая невероятный музыкальный опыт», – описывают мероприятие в театре.
Начало концерта – в 19:30. Билеты доступны на сайте театра.
***
Вернёмся в Эрмитаж, который как раз на уходящей неделе отмечал дни своего рождения – там на этой неделе открываются сразу три новых выставки. Одна из них стартует во второй половине дня субботы и называется «Оманская империя: Азия и Африка».
Что мы знаем про Оман? Сейчас это не такая уж большая страна на Аравийском полуострове, но так было не всегда. Вот и нынешняя выставка посвящена периоду XVII–XIX веков, когда Оман объединил свои владения на Аравийском полуострове и в Западной Азии с восточным побережьем Африки и её внутренними территориями.
«На выставке представлены предметы из коллекции Национального музея Султаната Оман, созданные во время правления династий ал-Йаруби (1624–1741 годы) и ал-Бусаиди (с 1746 года). Выставка демонстрирует могущество и роскошь империи и показывает, как менялась многогранная оманская культура по мере присоединения территорий Восточной Африки и Занзибара. Особая тема выставки — история принцессы Занзибара Эмили Рюте (1844-1924), первой арабской женщины, написавшей книгу воспоминаний. Помимо самих «Мемуаров арабской принцессы», о необычной судьбе этой выдающейся женщины поведают её личные вещи», – рассказали в Эрмитаже.
***
Кроме того, на уходящей неделе в Эрмитаже открылась выставка «Севрский фарфор и имитации. От преклонения до обмана», где подлинные изделия Севрской мануфактуры представлены рядом с искусными подражаниями и подделками.
«Севр – это явление культуры, которое включает в себя и производство, и подражание, и соревнование (сделать не хуже), и замену разбитой посуды, и подделки, и сознательные фальсификации, и всю историю бренда и стиля, которые называются СЕВР. При таком историко-культурном подходе любая вещь становится интересной. И такими их и делают авторы выставки», – говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Всего публике показывают более полутора сотен предметов: вазы, образцы посуды и фарфоровую пластику. В их числе и те, что, несомненно, выполнены на Севрской мануфактуре в период её расцвета (в XVIII – первой половине XIX века), и предметы, изготовленные мастерами Севра в начале ХХ века по формам XVIII столетия. Есть там и созданные в подражание им работы – в том числе изделия Императорского фарфорового завода и мануфактуры князя Николая Борисовича Юсупова в Архангельском – и фальсификации.
«Среди шедевров – предметы из «Сервиза с камеями», созданного по заказу Екатерины II для князя Григория Потёмкина; сервиз мадам Дюбарри; чашки с портретами короля Франции Людовика XVI и королевы Марии Антуанетты, декорированные эмалью. Главная задача экспозиции – продемонстрировать разницу между шедеврами Севра и подражаниями им», – добавили в Эрмитаже.
Эта выставка будет работать до 22 сентября 2024 года.
***
Третья новая эрмитажная выставка называется «Салоны» Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века». Её можно будет увидеть вплоть до 17 марта.
Совместный проект Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина знакомит с выставками французской Королевской академии живописи и скульптуры, получившими название Салонов – и их критическими обзорами, сделанными знаменитым философом и мыслителем эпохи Просвещения Дени Дидро (1713–1784). Обзоры парижских выставок современного искусства Дидро стали не только образцом блестящей и нелицеприятной критики, но и незаменимым источником для понимания искусства XVIII столетия.
«Оказалось – как того и следовало ожидать – что полноценный рассказ о парижских Салонах удалось построить на материале только российских коллекций французского искусства. Причина этого – сам Дидро, бывший советником и помощником Екатерины Великой в собирании Эрмитажа. Так что, всякая выставка о Дидро – об Эрмитаже тоже», – пояснил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
***
Вплоть до 30 марта 2024 года в памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда, что на площади Победы, можно увидеть выставку «Подвигу твоему, Ленинград. От выставки к музею». Она посвящена знаменитой экспозиции «Героическая оборона Ленинграда» в Соляном переулке, впоследствии ставшей Музеем обороны Ленинграда.
«Работа над выставкой «Героическая оборона Ленинграда» в Соляном городке началась ещё до полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – в декабре 1943 года. В апреле 1944 года музей открылся для посетителей. Представленные в 2 залах образцы военной техники, оружие, предметы блокадного быта, документы, фотографии рассказывали о Битве за Ленинград и блокаде города. В создании выставки принимали участие не только музейщики, но и ведущие ленинградские художники. Благодаря их работе каждый зал получил индивидуальное художественное оформление. В 1945-1946 годах выставка была преобразована в Музей обороны Ленинграда. В 1949 году закрыли музейную экспозицию. А в 1953 году закончилась и история самого музея, он был ликвидирован», – отмечают в Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
На выставке в Памятном зале представлено более 200 экспонатов из собрания закрытого – и возродившегося только в конце века – Музея обороны Ленинграда: скульптура, живопись, офорт, предметы блокадного быта, оружие, детали военной формы и экипировки. Десятки фотографий из Центрального Государственного архива кинофотофонодокументов демонстрируют, как выглядели залы музея в Соляном переулке.
***
В оба выходных, 9 и 10 декабря, на Дворцовой площади горожан и гостей города ждёт показ работ финалистов конкурса «Страна СВЕТА» и мультимедийное шоу на фасаде Главного штаба, посвящённое 320-летию Санкт-Петербурга. Двухчастное мероприятие будет проходить с 18 до 23 часов.
«Одно из ярчайших событий выходных – фестиваль «Страна света» на Дворцовой площади! Главное шоу с использованием передовых визуальных технологий – мэппинга, моушн-дизайна и VR-видео – развернется на фасаде Главного штаба. За 13 минут организаторы в формате 3D-спектакля расскажут историю Петербурга через образы самых значимых мест и людей. Представление будет повторяться каждые 40 минут примерно до 22 часов, после чего до 22:50 на фасад Главного штаба выведут мэппинги прошлых лет. На фасаде Гвардейского корпуса одновременно можно будет увидеть финальные работы конкурса «Страна света». Десять команд через визуал познакомят зрителей с историей своих регионов», – рассказывают организаторы.
Вход на Дворцовую площадь свободный. В социальных сетях пройдёт онлайн-трансляция для тех, кто не сможет прийти.