Site icon ИА «Диалог»

«Письма из Ленинграда» расскажут историю блокады на страницах «Парламентской газеты»

Музей обороны и блокады Ленинграда Соляной переулок

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

В Петербурге представили совместный проект Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда и «Парламентской газеты», названный «Письма из Ленинграда». По словам директора музея Елены Лезик, эта инициатива, среди прочего, позволяет формировать «доказательную базу» по истории войны и осады города.

Проект приурочен к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, которое будет отмечаться 27 января 2024 года. Он был поддержан Президентским фондом культурных инициатив.

«Понятно, что дату, которую мы будем праздновать в январе (надеюсь – масштабно, всей страной), нельзя было обойти вниманием ни с журналистской, ни с человеческой точки зрения. Мы думали: что ещё можно сказать о блокаде, ведь сказано, написано, снято уже огромное количество материалов. Но когда я стал анализировать – а что такое блокада для нас сегодняшних, для школьников, молодых людей, не ленинградцев? – я стал ловить себя на мысли, что для новых поколений война и блокада становятся чем-то не личным, а, к сожалению, во многом уже абстрактным. Это глава из учебника истории, сюжет художественного фильма, какие-то случайные исторические (а зачастую, к сожалению, псевдоисторические) статьи. Поэтому я подумал: у меня дома – как у многих людей – хранятся какие-то документы, артефакты наших родственников, которые пережили войну и блокаду. Надо сделать максимум возможного, чтобы через эти предметы и письма протянуть от поколения к поколению память о блокаде. Чтобы она не переставала быть для нас чем-то личным», – рассказал главный редактор «Парламентской газеты» Александр Коренников.

По его словам, его дедушка и бабушка не просто пережили блокаду, а именно в это время встретились и создали семью. Подобных эпизодов в истории Ленинграда много. Поэтому перед собкором «Парламентской газеты» по Петербургу и Северо-Западному федеральному округу Александрой Медведевой была поставлена задача – отыскать в первую очередь письма: в Ленинград и из Ленинграда.

«Ведь, насколько это возможно, город и в блокаде не переставал жить нормальной жизнью – люди ходили на работу, учились, работали больницы и учреждения культуры? О чём люди писали? О чём они думали? Только ли всё время о бомбёжках и нехватке чего-то? Или были всё же эпизоды нормальной жизни?» – размышляет Коренников.

Идею во время ПМЭФ изложили директору музея обороны и блокады Ленинграда Елене Лезик; она выделила специалистов, которые помогали отбирать материал. С 8 сентября началась публикация «Писем из Ленинграда» в печатной версии и на сайте «Парламентской газеты». На сайте можно не только прочитать сами письма, но и увидеть различные сопроводительные материалы – например, фотографии, открытки и плакаты из собрания музея, а также историю семей, из которых получена эти корреспонденция. Также у проекта есть собственные каналы в социальных сетях – Telegram и «Дзен»: через какое-то время будет открыта возможность для предоставления обратной связи, в том числе – для получения новых материалов.

«Проект получился – и получился очень интересным. Мы уже были задействованы в целом ряде инициатив, приуроченных к юбилею – как говорится, от Южно-Сахалинска до Калининграда – и очень переживали, не переоценили ли мы свои силы. Но наш творческий альянс с «Парламентской газетой» дал совершенно замечательный, на мой взгляд, результат. Наш музей по типу формирования фондов может вполне справедливо называться народным, потому что большинство предметов – в том числе письма, которые находятся в фокусе нашего внимания – принесены жителями города, их родными и теми, кому небезразлична судьба переживших блокаду ленинградцев. Иногда связки писем и дневники приносят из расселяемых квартир, иногда их находят при ремонте. А бывает, что письма хранятся десятилетиями в семейных архивах и никуда не двигаются, потому что расстаться с ними людям очень тяжело», – отметила генеральный директор музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик.

По её словам, такая разная судьба писем, которые попадают в итоге в фонды музея – и людей, которые оставили свой след в истории – и является тем самым главным предметом интереса для тех, кто будет изучать плоды работы проекта.

«Переписка и дневниковые записи создавались, скорее всего, не для того, чтобы быть потом обнародованными. Поэтому сегодня у нас есть возможность заглянуть за завесу тайны жизни каждого конкретного человека в блокадном Ленинграде. Конечно, это может вызывать у нас человеческое смущение… Но в этом есть и абсолютно чёткое поле для нашей профессиональной деятельности, потому что мы собираем историю блокады по крупицам, и нам очень важно, чтобы эти крупицы, которые мы находим в письменных свидетельствах, укладывались в нужные уголки этой большой, во многом трагической картины. […] Сегодня молодежь, в том числе и приходя в наш музей, требует доказательств. Я даже изобрела такое понятие: «доказательная история», и наш проект – как раз воплощение такой доказательной истории», – добавила Елена Лезик.

Изучение писем ведётся в музее постоянно, однако появление специалистов со стороны позволило понять показать этот материал иначе – как отражение живой жизни людей, а не архивный материал, говорит она.

«Со страниц на нас смотрели люди, которые это писали. У нас есть уникальное письмо, о котором я не устаю говорить. Это письмо девочки, Гали Кабановой, которое является практически полным аналогом дневника Тани Савичевой: в последних строках она описывает, как день за днём, неделя за неделей уходили из жизни её родные, а последняя фраза в её письме такая же, как в дневнике Тани Савичевой: «Я осталась одна». Но эта девочка выжила, её эвакуировали – и она сама в 1989 году принесла это письмо в фонды музея после того, как он был восстановлен», – вспоминает директор музея обороны и блокады Ленинграда.

Она призвала жителей Петербурга – и других регионов – приносить свои воспоминания и свидетельства жизни в блокадном Ленинграде в музей, если этого до сих пор не было сделано. Это позволит сохранить материалы для последующих поколений, а также сделать их доступными для общественности.

«Я считаю, что этот проект очень необходим – в первую очередь, нашему городу. Блокадников осталось у нас очень мало – около 45 тысяч, а их было около миллиона: тех, кто пережил все 900 дней. Сейчас блокадники уходят – и пока они не ушли совсем, нужно работать с их потомками… и с ними самими. Мы сами тоже собираем материалы: на той неделе я просмотрела два ящика воспоминаний, которые собирались передать в наш музей. Это нужно дело, в первую очередь – для нашего юного поколения. Ведь одно поколение – в начале 90-х – мы уже потеряли: они тоже ничего не знают о блокаде, а ведь сейчас это отцы и матери. Те, у кого в семье сохранялись воспоминания об этом, передавали знание своим детям, но школы этим тогда не занимались. Нужно, чтобы во всём мире знали о том, что здесь было – и не из скупых фраз и цифр, которыми всегда оперируют, а из голоса людей, это переживших», – добавила председатель правления общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова. Она была одной из первых, кто поддержал этот проект.

Процесс публикации материалов будет длиться как минимум до 27 января – возможно, и дольше. Елена Лезик, по её словам, уверена, что проект будет иметь продолжение.