Site icon ИА «Диалог»

Город выставок. Куда отправиться в Петербурге 18-19 ноября

Предстоящие выходные опять обещают множество культурных мероприятий, часть из которых проходит под эгидой «Форума объединённых культур» (так теперь называется приснопамятный Международный культурный форум). Выставок на этот раз ожидается какое-то небывалое количество, так что каждый найдёт что-то по себе… в нашей еженедельной подборке.

***

Впрочем, начнём — по традиции — с театра. В воскресенье, 19 ноября, на сцене Мариинского театра состоится вручение VIII Российской национальной оперной премии «Онегин».

«Уже в восьмой раз лучшие исполнители и лучшие премьеры предыдущего театрального сезона получат бронзовых Онегиных за значимые достижения в оперном искусстве. Ежегодно на эту премию номинируются новые постановки, участвующие в них певцы, а также целые театральные коллективы. Во внеконкурсных номинациях бронзовых Онегиных традиционно вручают выдающимся деятелям оперного мира в знак признания и уважения. Награждение лауреатов сопровождается масштабным гала-концертом. На сцену выходят звезды мировой оперы, почетные гости премии», – сообщили в театре.

Перед публикой выступят Хибла Герзмава, Ферруччо Фурланетто, Мария Баракова, Инара Козловская, Игорь Головатенко и Иван Гынгазов. В программе – арии, дуэты, оркестровые фрагменты из опер Римского-Корсакова, Чайковского, Беллини, Бизе, Леонкавалло, Верди, Вагнера, Джордано и Пуччини.

Билеты можно приобрести на сайте театра. Прямая трансляция события будут доступна по ссылке.

***

А до того – в субботу, 18 ноября – Мариинский театр покажет премьеру постановки, созданной его владикавказским филиалом: балет «Парфюмер» по мотивам одноименного романа Патрика Зюскинда.

«Абсолютный бестселлер, эта книга хорошо известна читателям всего мира, однако языком танца рассказать историю о поиске и цене недостижимого идеала берутся немногие. Главный балетмейстер осетинской труппы Валерий Суанов осмелился. Его спектакль – не иллюстрация литературного первоисточника, а размышление над ним, хотя зрители увидят на сцене и парижские улицы, и ателье парфюмера с танцующими ароматами, и рыжеволосую девушку, и убийцу, и разъяренную толпу. Автор либретто, хореограф и режиссер-постановщик балета, Суанов интерпретировал роман как «историю одной любви», а не «историю одного убийцы», написанную Зюскиндом», – рассказывают в театре.

Начало спектакля – в 11:30. Купить билет можно на сайте Мариинского театра.

***

В театре «Балтийский дом» с 18 по 27 ноября проходит III всероссийский театральный фестиваль «Вперёд к Островскому!» Свои постановки представят на этой сцене коллективы из Москвы, Томска, Южно-Сахалинска, Воронежа, Вологды, Ярославля; петербургские театры, в свою очередь, покажут свои спектакли, подготовленные к юбилею драматурга – в нынешнем году исполняется 200 лет со дня рождения Александра Островского – на разных городских площадках.

«Кроме того, пройдёт научно-практическая конференция «Безграничный Островский», которая подведет своеобразный итог 200-летнего юбилея драматурга. Режиссеры фестивальных спектаклей этого года и прошлых лет, театральные критики и актеры обсудят влияние творчества Островского на русскую культуру не только в театральной сфере, но и в других видах искусства – от музыки и живописи до кинематографа», – отметили в городском комитете по культуре.

Фестиваль «Вперед к Островскому!» проходит при поддержке министерства культуры России и комитета по культуре Санкт-Петербурга.

***

Александринский театр на своей Новой сцене представляет в воскресенье, 19 ноября, музыкально-драматический спектакль «Музыка как шанс для человека в целлофане».

«В основе спектакля лежит книга-автобиография питерского музыканта Влада Колчина, которому в девяностых годах диагностировали рассеянный склероз. Со своей болезнью музыкант прожил десять непростых лет до процедуры трансплантации стволовых клеток. У каждого из нас существуют вещи, через которые мы познаем мир, идём к свету и преодолеваем трудности. У главного героя – это музыка. Спектакль для тех, кто хочет вдохновиться и почувствовать жажду жизни. Происходящее на сцене – это осознанный сон из воспоминаний, аллегорий и метаморфоз, в который проваливается герой, находясь на операционном столе. В едином произведении сливается калейдоскоп жанров: здесь и джазовая импровизация, и документальная драма, и комическая фантазия, а порой и фантасмагория по мотивам жизни», – описывают постановку в театре.

Билеты можно приобрести на сайте театра. Начало – в 18:30.

***

В воскресенье, 19 ноября, по всей России и во многих странах мира состоится ежегодной акция Русского географического общества «Географический диктант». В Петербурге – больше ста площадок (например, Центральный военно-морской музей). Узнать больше о диктанте можно на странице РГО.

«В 2023 году все желающие получат возможность принять участие в Географическом диктанте на центральной площадке – в московской штаб-квартире Русского географического общества, физически находясь при этом в любой точке мира. Проверить свои знания по географии удаленно смогут до 10 тысяч человек. Все желающие могут написать диктант в дистанционном формате на базе Центральной площадки РГО. Чтобы стать участником, необходимо предварительно зарегистрироваться до 23:59 17 ноября. Доступ к вопросам диктанта будет осуществляться по персональной ссылке, которую организаторы пришлют всем зарегистрировавшимся пользователям», – отмечают организаторы.

Участникам акции будет предложено проверить уровень своей географической грамотности, анонимно ответив на тематические вопросы, которые были составлены не только профессиональными учеными, но и энтузиастами – участниками ежегодного международного конкурса «Напиши свой вопрос для Географического диктанта», а также серии других конкурсов.

Начало – 19 ноября в 12:00.

***

18 и 19 ноября на Левашовском хлебозаводе (Барочная улица, 4А) пройдёт первый фестиваль искусства книг и книг об искусстве masters х Ad Marginem. Это совместный проект школы masters и издательства Ad Marginem. Вход на фестиваль будет свободным.

«Свои стенды представят десятки издательств, среди которых – издательство Музея современного искусства «Гараж», V-A-C Press, Арка, А+А, Искусство XXI век, Новое литературное обозрение, Книжный магазин «Желтый двор», издательства ГМИИ им. Пушкина, Европейского университета в Санкт-Петербурге, букинистический магазин «Академия» и другие», – указывают организаторы.

Также для зрителей подготовлена насыщенная программа. Кроме ярмарки книг гостей фестиваля ждут рынок винила, выставка графики, а также дискуссии о связи книг и искусства. Фестиваль будет действовать в оба выходных дня с 11 до 20 часов. Подробная информация доступна на сайте.

***

Богатую культурную программу приготовил для своих гостей Государственный Эрмитаж. Например, с 16 ноября в нём работают сразу две выставки, посвящённые столетию со дня образования Турецкой республики – «Аромат Босфора» и «Под сенью султанской тугры».

 

Первая из них уникальна тем, что представляет не только зрительный, но и обонятельный образ – или, по-научному, ольфакторное сопровождение: специально для выставки «Аромат Босфора» специалисты «Гильдии парфюмеров» создали четыре аромата. Один из них воссоздает аромат косметического жиросодержащего средства, следы которого по сей день сохраняются внутри представленной в витрине косметической шкатулки конца XVIII века.

«Чем мог благоухать Стамбул на протяжении XVI–XIX веков? Какие ноты составляли его общий аромат? «Оживить» эти запахи и представить разнообразие восточных ароматов позволяют более 80 памятников искусства Турции из коллекции Государственного Эрмитажа. Среди них – серебряные ароматники и курильницы из собрания Екатерины II, расписная керамика и фрагменты роскошных тканей, предметы, связанные с турецким досугом и стилем жизни – банными традициями, кофейными церемониями и курением табака. Дополняют экспозицию произведения европейских и османских художников XVI–XIX веков», – описывают эту выставку специалисты Эрмитажа. Она находится в Арапском зале Зимнего дворца (Главный музейный комплекс)

«Тугра – сложная каллиграфическая композиция, в которую входит имя правителя и частично его титул. Первые османские тугры появились на заре становления Османской империи в начале XIII века: ими украшали фирманы – указы султанов, ставили их в качестве клейм при пробировании серебряных изделий, чеканили на монетах. А с XIX века тугры стали стилизованно изображать на различных предметах прикладного искусства. На выставке «Под сенью султанской тугры. Османское наследие в памятниках каллиграфии, эпиграфики, сфрагистики и нумизматики» в зале №27 Зимнего дворца будут показаны памятники каллиграфии, эпиграфики, нумизматики и сфрагистики. Османские рукописи, фирманы, резные печати, монеты, вооружение и знамена продемонстрируют развитие искусства письма и каллиграфии в различных материалах и техниках от эпохи Средневековья до начала XX века», – рассказывают в Эрмитаже о предмете второй выставки, которая будет открыта в зале № 27 Зимнего дворца.

Обе выставки работают до 28 января 2024 года.

Третья новая выставка в Эрмитаже называется «Формулы Андреа Мантеньи. Североитальянская графика и возрождение Античности». Она открылась в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа 17 ноября и будет доступна публике вплоть до 18 февраля.

«На этой экспозиции представлено более 250 памятников гравюры и рисунка, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В центре внимания – семь собственноручных гравюр Андреа Мантеньи, одного из самых важных мастеров Раннего Возрождения», – поясняют в музее.

***

В музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты» (Литейный проспект, 26) открылась выставка, посвящённая месту ссылки, которую отбывал поэт в конце 60-х годов. Она называется «Специально отведённая местность. Деревня Норинская 1964–1996–2023».

«В 1964 году по обвинению в тунеядстве Иосифа Бродского сослали в глухую деревню Норинскую в Архангельской области. Там он провел полтора года. «Это был чистый Роберт Фрост или наш Клюев: Север, холод, деревня, земля. Такой абстрактный сельский пейзаж» — из «Диалогов с Иосифом Бродским» Соломона Волкова. В ссылке Бродский работал батраком и писал стихи (за полтора года — больше двухсот стихотворений), и все это — среди обычных крестьян, которые и стали главными героями нашей выставки», – рассказывают организаторы.

Действительно, в 1996 году, после смерти Бродского, Елена Якович и Алексей Шишов (авторы фильма «Прогулки с Бродским») поехали в Норинскую и засняли тех, кто ещё помнил поэта: Таисию Пестереву, у которой он жил первые недели пребывания в ссылке, Марию Жданову, которая работала на почте, Альберта Забалуева, который опубликовал два стихотворения Бродского в газете «Призыв», и других. Их рассказы, а также стихи и рисунки Бродского из ссылки, и легли в основу выставки, которая будет открыта до 15 февраля.

***

В воскресенье, 19 ноября, в Шереметевском дворце – Музее музыки (наб. Фонтанки, 34) представят межрегиональный проект «Кочующий музей», организованный Музеем музыки и фольклора народов Якутии. Начало – в 16:00.

«Впервые в Шереметевском дворце представят интерактивную выставку музыкальных инструментов мастера Владимира Мохначевского и молодого мастера Амантаайя Григорьева «Чарующие звуки предков», состоящую из шумовых, встряхиваемых, ударных инструментов. Каждый инструмент можно будет потрогать, попробовать играть на них и даже создать целый оркестр. На выставке покажут созданные на традиционной якутской основе детские музыкальные инструменты, изготовленные из натуральных материалов: дерева, кожи, рогов, копыт, костей животных», – рассказывают организаторы.

Также в Музее музыки для юных зрителей покажут короткометражные мультфильмы по сказкам и эпосам коренных народов Якутии. И всё это завершится веселой викториной, в которой самые любознательные и внимательные получат памятные сувениры из Якутии.

***

В Невской куртине Петропавловской крепости с 17 ноября работает выставка «Фрагменты археологии Петербурга». Она посвящена находкам, сделанным при раскопках в трёх исторических районах Петербурга: на Васильевском острове, на Петроградской стороне (Колтовская слобода) и в Большой Коломне.

«Исследуя районы старого Петербурга, археологи воссоздают отдельные, зачастую обрывочные свидетельства повседневной городской жизни прошлого. Они шаг за шагом собирают, как мозаику, картины прошлых эпох. Представленные на экспозиции предметы – результат полевых исследований, проведённых Лабораторией археологии, исторической социологии и культурного наследия имени профессора Г. С. Лебедева в 2011-2017 годах» – рассказали в музее истории Санкт-Петербурга.

Выставка будет работать до 27 мая будущего года.

***

В Центре мультимедиа Русского музея открылась новая мультимедийная выставка-проект «Нейроэстетика в Русском музее». Она основана на результатах совместного проекта Государственного Русского музея и Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова Российской академии наук по психофизиологическим исследованиям особенностей восприятия изобразительного искусства.

«Нейроэстетика – новое направление в науке, которое изучает эстетическое восприятие с точки зрения нейрофизиологии, психофизиологии и биохимии. В залах Русского музея проходил научно-культурный эксперимент, в котором участвовали как обычные посетители, так и художники. Сотрудники Института им. Сеченова специальным прибором снимали электрическую активность мозга во время процесса рассматривания картин, и эти данные регистрировались в виде графиков и цифр. Одновременно снимались и треккинговые данные, то есть поведение глаза человека, направление его взгляда во время зрительного изучения произведений изобразительного искусства», – рассказывают в Русском музее об исходном эксперименте.

До 30 ноября выставка «Нейроэстетика в Русском музее» будет открыта для индивидуального посещения, а также в составе группы (по предварительной записи). Продажа билетов осуществляется на сайте Русского музея. Справки по телефону + 7-911-200-12-17 или по электронной почте visit_vrm@rusmuseum.ru.

***

Cразу три новые выставки открылись в музее современного искусства «Эрарта». Первая из них называется «Тёмная призма Матушки Медоуз».

«В своём творчестве современная российская художница и фотограф, известная как Матушка Медоуз, создает параллельные – и, как правило, довольно мрачные – миры. Представленные на выставке серии работ не только отражают интерес автора ко всему жутковатому и сверхъестественному, но и намечают ключевые для неё темы детства, игры и театральности. И хотя вновь и вновь возникающие в её произведениях сквозные персонажи кажутся немного пугающими и нездешними, Матушка Медоуз не делает их откровенно зловещими», – рассказывают об этой экспозиции в музее. Она будет работать до 11 февраля 2024 года.

Вторая выставка – живописи – названа «Союз земли и воды», её автор – Борис Головачёв. Название отсылает к одноименной работе Питера Пауля Рубенса из собрания Государственного Эрмитажа, в залах которого петербургский художник Головачёв проходил исследовательскую практику под руководством художника и педагога Григория Яковлевича Длугача.

«Вокруг Длугача в 1950-х годах образовалась эрмитажная группа, позже выросшая в творческое объединение. Тем не менее, для Бориса Головачева опыт аналитического изучения шедевров не стал определяющим в выборе темы: художник решил обратить внимание на не столь явную, но, как это представляется ему, существенную сторону выставленных работ. Союз земли и воды – едва ли не главенствующий фактор, обеспечивающий то богатство и многообразие форм жизни, которые выделяют нашу планету из бесчисленного сонма других космических объектов», – поясняют в «Эрарте». Эту выставку можно посмотреть до 21 января.

И третья выставка – в совсем ином жанре – называется «Повороты».

«В карикатурах Андрея Попова соединяются философские размышления о поворотах истории и добрая ирония. Это вторая выставка художника в Эрарте: первая прошла в залах музея в 2019 году. Многим зрителям покажутся знакомыми эти произведения, — действительно, карикатуры художника широко известны в Интернете. Чаще всего по просторам Сети они гуляют анонимно, но благодаря выставкам вновь обретают авторство. Произведения Попова сложно назвать карикатурами в привычном смысле этого слова. Художник открыл собственный жанр рисованной притчи, в основе которой — гротеск, смешная нелепость. Автор как будто рассматривает действительность и в микроскоп, и в телескоп одновременно. Пристально вглядываясь в мельчайшие детали, он видит и обрисовывает картину жизни в целом», – описывают представленное в «Эрарте».

Её также можно будет посмотреть до 21 января.

***

В петербургском музее АРТМУЗА заработала выставка Ивана Журавлёва «Alma Mater», посвящённая Академии художеств. На ней представлены множество разнообразных пейзажей, портреты преподавателей, студентов и абитуриентов.

«Иван Журавлёв – молодой петербургский живописец, стажёр творческой мастерской под руководством академика В. А. Мыльниковой Российской академии художеств. На открывающейся выставке представлены его творческие эксперименты последних трёх лет — несколько внушительных по своему размаху живописных серий. Название экспозиции родилось само собой. Ведь она напрямую связана с alma mater автора, с Санкт-Петербургской академией художеств. В этом учебном заведении, имеющем сакральный смысл для многих художников, и создавались произведения, представленные сегодня в АРТМУЗЕ», — говорят об этой выставке в музее.

Выставка «Alma Mater» продлится до 22 января. Вход свободный.

***

«Кто Вы, Арсеньев?» — с этого вопроса начинается новый выставочный проект, объединивший уникальные экспонаты Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова (Дальний Восток) и Российского этнографического музея на площадке Музея мостов в Петербурге (Мучной переулок, 2). Выставка посвящена выдающемуся путешественнику, исследователю Дальнего Востока, военному, учёному, писателю Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву (1872-1930). А родился он, кстати, в Петербурге.

«На выставке представлены материалы из фотодокументального, археологического, этнографического, естественнонаучного собраний Гродековского и Российского этнографического музеев. Эта комплексность призвана дать представление о масштабе работ и самой личности исследователя в эпоху перемен. Ряд уникальных мемориальных предметов впервые будет представлен в Санкт-Петербурге», – говорят организаторы.

Выставка будет работать до 17 февраля 2024 года.

***

К упоминавшемуся уже не раз Культурному форуму Этнографический музей представил выставку «Шелка Евразии», которая будет открыта до 2 июля будущего года.

«Выставка знакомит с региональными особенностями бытования шелковых тканей на территории Центральной Евразии, представляет наиболее характерные образцы изготовляемой/потребляемой в регионе шелковой продукции в контексте историко-культурных связей, отражает знаковые аспекты шелковых предметов – универсальные и специфические для региональных культур. Демонстрируются инструментарий шелководства и шелкоткачества, образцы ниток и тканей, костюмы, предметы одежды, аксессуары, предметы интерьера», – рассказывают в музее об экспозиции.

Здесь представлены 250 подлинных памятников традиционной культуры XIX – XX веков из коллекций Российского этнографического музея.

***

В музее-квартире А.А. Блока (ул. Декабристов, 57) открывается выставка работ участников конкурса визуальных искусств «Улица Блока». Она будет действовать до 17 декабря.

«В Петербурге четвёртый год проходит конкурс визуальных искусств «Улица Блока». Выставочный проект представлен в рамках фестиваля, он ориентирован на актуализацию творческого наследия Александра Блока и интерпретацию образов его поэзии средствами современного искусства. В конкурсе принимают участие художники – профессионалы и любители всех возрастов. Выставка в Музее-квартире Александра Блока представляет рисунки, акварели, коллажи, вышивки участников конкурса. В этом году участники прислали конкурсные работы в номинациях: «Скифы», «Блок о Петербурге», «Стихи, написанные на Офицерской», – рассказали о выставке организаторы.

Также в музее-квартире Блока работает временная выставка «История одной книги. Александр Блок. Роза и крест». Она посвящена первой публикации драмы «Роза и Крест» в альманахе «Сирин» и является продолжением выставочного проекта «История одной книги». Работает экспозиция до 22 декабря.

***

И наконец, радостным (для разнообразия) напоминанием о подступающей зиме служит то, что 18 ноября открывается уже второй большой каток – тот, что расположен в пространстве «Севкабель Порт», на берегу Финского залива. Он вмещает 280 человек. Также в декабре к нему добавится ещё и «Горка у моря» – её построят рядом, а купить билеты и абонементы на катания можно будет в единой кассе. Высота горки предполагается 5 метров, длина – 42.