Site icon ИА «Диалог»

«В укрытие! На выставку!» Куда отправиться в Петербурге 21-22 октября

открытие выставки арт-группы ГрОМ «Жилище будущего», Русский музей

фото пресс-службы Русского музея

Осень, мёртвые дожди, как поётся в песне… с наступлением неприятного сезона культурные события, разумеется, полностью переместились в крытые пространства. Новых выставок в городе открывается какое-то неимоверное количество, поэтому в нашей культурной подборке на выходные (которая снова с вами после некоторого перерыва…) мы рассказываем преимущественно – но не исключительно – о них.

***

Начнём сразу с самых верхов: в Эрмитаже открылась экспозиция «Художественное наследие староверов Поморья», приуроченная к 330-летию Выговской старообрядческой пустыни – крупнейшего духовного и культурного центра Поморья в XVIII веке и первой половине XIX века. На выставке представлены все основные виды выговского искусства: иконопись, рукописная книга, рисованный лубок, меднолитая пластика и резные изделия по дереву.

«Выставка содержит 200 произведений XVII-XIX веков из фондов музея, которые прошли реставрацию в научных лабораториях Эрмитажа. Ядро экспозиции составляют почти 60 икон, созданных мастерами Выга. Обширная коллекция Эрмитажа позволяет проследить всю полуторавековую историю развития выговского иконописания, в том числе «золотой эпохи» первой половины XVIII века, когда были заложены основные черты уникального художественного стиля – «поморского пошиба», – рассказали в Эрмитаже.

Большая часть предметов широкой публике показана впервые. Выставка проходит в манеже Малого Эрмитажа вплоть до 31 марта 2024 года. Посетить её можно по входному билету в Главный музейный комплекс.

***

Также в Эрмитаже в субботу открывается – и проработает до 28 января будущего года – выставка «Рисунки старонидерландской школы». Увидеть её можно будет в галерее графики (залы №324-328) Зимнего дворца.

«Галерея графики была открыта в Зимнем дворце летом 2023 года. Это новое выставочное пространство призвано познакомить зрителя с богатейшим собранием западноевропейских гравюр и рисунков XV-XX веков. Первая экспозиция в Галерее рассказывала о взаимосвязи гравюры и рисунка: на ней Эрмитаж представил шедевры мастеров, активно работавших в обоих видах искусства: Дюрера, Пармиджанино, Голциуса, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других. Вторая экспозиция посвящена рисункам старонидерландской школы. Она включает в себя 72 листа и хронологически охватывает приблизительно полтора столетия – с 1430-х до 1580-х годов. То есть с того времени, когда бургундский герцог Филипп Добрый объединил под своей властью существовавшие на этих землях феодальные владения и до тех пор, когда Старые Нидерланды фактически распались в ходе гражданской войны на протестантскую Голландию и католическую Фландрию, оставшуюся под властью испанских королей», – пояснили в Эрмитаже.

Представленные на выставке рисунки, многие из которых в музее называют подлинными шедеврами графического искусства, разнообразны по сюжетам, назначению и технике исполнения. Среди экспонатов выставки – работы Петруса Кристуса, Яна Госсарта, Мартена Ван Хемскерка, Питера Кука ван Альста, Корнелиса Массейса, Гиллиса Мостарта, Ханса Бола и других мастеров. Многие листы никогда прежде не выставлялись и не воспроизводились в печати.

«В хранилищах рисунков идёт огромная и непрерывная исследовательская работа, время от времени, предстающая перед публикой удивительными и редкостными открытиями, радующими глаз и ум. Это – очередной красноречивый пример», – говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Посетить выставку можно по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа.

***

Русский музей не отстаёт от коллег. Так, 19 октября в Мраморном дворце состоялось торжественное открытие выставки арт-группы ГрОМ «Жилище будущего». В экспозиции представлены 24 произведения – цифровые крупномасштабные (шириной до 4,5 метров) картины, часть из которых создана при помощи искусственного интеллекта.

Арт-группа ГрОМ – это объединение фотохудожника Ольги Мичи, историка фотографии Алексея Логинова и искусствоведа Артёма Логинова.

«Выставка «Жилище будущего» в Русском музее посвящена архитектурно-футуристической теме – одной из самых излюбленных в отечественном искусстве. Она – со времён архитектурно-социальных утопий Николая Чернышевского – вбирала в себя идеи позитивного, гармоничного жизнестроительства. Почти в каждом поколении в представления о жилище будущего вводятся новые параметры, меняются и хронологические рамки самого будущего. Однако настоящий проект – не только и не столько про архитектуру: он посвящён эволюции и перспективам восприятия окружающего мира. Проект, вдохновленный идеями авангарда, литературными произведениями и фильмами фантастического жанра, традициями дюссельдорфской школы фотографии, поднимает вопросы будущего среды обитания и одновременно будущего искусства фотографии», – рассказали в Русском музее.

Работы напечатаны на фотобумаге и накатаны на крупноформатные прямоугольные алюминиевые панели. Зрителю предлагаются образы жилища будущего: они выполнены согласно традициям и стереотипам наиболее распространенных культур. Картины знакомят посетителей с авторскими взглядами и проблемами, которые, возможно, ждут человечество в будущем. Выставка продлится до 8 января 2024 года.

***

Пространств у Русского музея немало, и новых выставок можно разместить тоже много. В корпусе Бенуа, например, тем временем заработала экспозиция «Борис Ермолаев. К 120-летию со дня рождения».

«Борис Николаевич Ермолаев (1903–1982) – известнейший мастер советского изобразительного искусства, график, иллюстратор книг, газет и журналов, литограф, живописец. В собрании Русского музея хранятся более тысячи произведений Ермолаева. На протяжении долгого творческого пути художник не раз менял манеру своего письма, обращался к разным техникам. Для выставки, посвященной 120-летию со дня рождения художника, отобраны работы 1930-х годов, в которых Ермолаев увековечил улицы Володарского (ныне Невского) района, быт и отдых ленинградских жителей того времени на задворках большого города», – пояснили в музее.

Выставка проходит в зале № 80 второго этажа Корпуса Бенуа и продлится до 9 января 2024 года.

***

А в Михайловском дворце открылась первая в Русском музее выставка художника-жанриста Ивана Творожникова, творчество которого относится ко второй половине XIX века и началу двадцатого… и очень мало известно широкой публике.

«Имя мастера практически неизвестно современным любителям искусства, поэтому знакомство с его лучшими живописными произведениями позволит не только насладиться жанровой живописью, но и вернуть память о творце. Экспозицию составят более 15 работ Творожникова из собрания Русского музея. Среди них особое значение имеют картины, реалистично отражающие нелегкую крестьянскую жизнь», – пояснили в ГРМ.

Иван Творожников (1848-1919) – один из ярких представителей жанровой живописи второй половины XIX-начала XX веков. В Русском музее хранится самая значительная коллекция его произведений, среди которых 26 живописных полотен и 30 рисунков. Часть их и будет представлена впервые на новой выставке в Садовом вестибюле Михайловского дворца.

Выставка продлится до 18 декабря 2023 года.

***

Ещё в корпусе Бенуа на днях открылась выставка «Павел Варфоломеевич Кузнецов. 1878-1968». Павел Кузнецов – один из самых известных художников начала ХХ века, ученик Валентина Серова и Константина Коровина, видный деятель художественного объединения «Голубая роза».

На выставке, приуроченной к 145-летию мастера, представлено около 80 живописных и графических произведений разных периодов его творчества из коллекции Русского музея и частных собраний.

«В своих поездках в заволжские степи, в Бухару и Самарканд художник нашел мудрый смысл жизни, гармоничное слияние с природой, утраченные европейской цивилизацией. На выставке Кузнецов раскрывается и как мастер радостных и оптимистичных произведений на темы нового колхозного и индустриального строительства в 1920-е – 1930-е годы», – отметили в Русском музее.

***

Наконец, с прошлой недели в Михайловском замке можно увидеть выставку рисунка и акварели начала XIX века «От Ореста Кипренского до Павла Федотова». Она продлится до 12 февраля 2024 года.

«Посетители могут познакомиться с лучшими образцами рисунка и акварели первой половины XIX века из собрания Русского музея, которые редко демонстрируются в музейных экспозициях. На выставке представлены около 100 произведений, созданных Алексеем Егоровым, Орестом Кипренским, Александром Орловским, братьями Александром и Карлом Брюлловыми, Александром Ивановым, Павлом Федотовым и другими мастерами», – пояснили в ГРМ.

1800-е и 1810-е годы – время расцвета карандашного рисунка. Представлены рисунки Алексея Егорова, Андрея Иванова, Ореста Кипренского, Александра Витберга и Василия Шебуева – от натурных штудий и беглых набросков до библейских и исторических композиций. Эти образцы русского рисунка позволят посетителям составить более полное представление о творческом пути и наследии многих известных художников того времени.

***

В музее-квартире Исаака Бродского открывается выставка «Анатолий Давыдов. К 100-летию со дня рождения». Анатолий Захарович Давыдов (1923-2009) – живописец, рисовальщик, график, мастер портрета, натюрморта и пейзажа, заслуженный художник РФ, член Союза художников России, член Союза журналистов России. Родился в Петрограде.

«В 1941 году началась война, блокада Ленинграда. В сентябре 1941 года Анатолий рыл окопы под Лугой. С Малого проспекта с котелком ходил за баландой в столовую Академии художеств. Это время описано в книге художника «Острова былого». В марте 1942 года по льду Ладожского озера вместе с Академией художеств СХШ была эвакуирована в город Самарканд. В 1943 году Давыдов окончил Ташкентское пулемётное училище и с 1943 по 1945 год в звании младшего лейтенанта участвовал в Великой Отечественной войне. В 1946 году вернулся в Ленинград, где завершил учебу в СХШ. В 1948 году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который окончил в 1954 году с отличием», – отметили в музее Академии художеств.

Долгое время (с 1957 по 1970-е годы) Давыдов состоял в коллективе «Боевой карандаш». Является автором многих плакатов. Давыдов работал в станковой графике, занимался монотипией, много рисовал, работал в технике офорта и литографии, писал маслом. Он принимал активное участие в общественной жизни Союза художников (как председатель правления художественного фонда, член бюро-секции графики, член правления и президиума Ленинградской организации Союза художников РСФСР и СССР).

***

В особняке Румянцева (Английская набережная, 44) заработала выставка «С той стороны зеркального стекла…» Она посвящена теме зеркал в искусстве, литературе, кино, моде и интерьере.

«Зеркало – самый привычный предмет в быту человека, но его функции выходят далеко за чисто утилитарные рамки. Был ли это отполированный камень, металл или стеклянное зеркало, человек всегда считал его волшебством. Музей истории Санкт-Петербурга располагает большим количеством экспонатов, так или иначе связанных с зеркалом. На выставке в шести парадных залах Особняка Румянцева представлены более ста художественных произведений и предметов декоративно-прикладного искусства XVIII-XX вв. Они раскрывают тему зеркала во всех его аспектах: зеркало в литературе, в кино, в науке и в суевериях, в женской моде, в интерьере. Отдельный раздел экспозиции посвящен истории создания и производства зеркал», – пояснили в Музее истории Санкт-Петербурга.

Экспозицию открывает самое большое сохранившееся историческое зеркало северной столицы. Его площадь – 18 м², оно располагается в парадном зале Особняка Румянцева и выполнено единым листом. Многие музейные предметы экспонируется на выставке впервые: например, золочёный стол с зеркальной столешницей, выполненный по проекту Огюста Монферрана, и акварели известной представительницы авангардного течения в искусстве XX века Татьяны Глебовой. Специально к открытию выставки в восточной анфиладе особняка будут раскрыты еще два «родных» зеркала, долгие годы скрывавшиеся за фальшстенами.

***

Музей «Эрарта» представляет новую выставку бельгийско-американского фотохудожника Йонаса Лериша, названную «Трансгуманизм». Она будет работать с 20 октября по 18 февраля будущего года.

«Йонас Лериш – самобытная и яркая фигура на современной мировой арт-сцене. Его работы выходят за рамки общепринятых условностей и приглашают зрителя в мир потрясающей красоты, где гармонично сосуществуют природа и новейшие технологии. В своей художественной практике Лериш пристально наблюдает за глобальными процессами трансформации, совмещая объективность ученого-естествоиспытателя и увлеченность истинного художника. Произведения автора отражают глубинную смену парадигм восприятия человеческой природы, знаменуя начало эпохи трансгуманизма. В работах Лериша природа и технологии перестают быть антагонистами и сливаются в выразительном единстве, отражая текущий этап человеческой эволюции», – рассказывают о предмете выставки в музее «Эрарта».

Работы Лериша также заставляют задуматься о степени нашей зависимости от природных ресурсов и проблемах, вызванных их истощением и глобальными климатическими изменениями.

***

Также с 13 октября в музее современного искусства «Эрарта» действует выставка «Генерируя искусство будущего». Она стала итогом конкурса, который проводился среди непрофессиональных художников сообщества «ВКонтакте с авторами». В этом году экспозиция собрала в Петербурге 74 авторские работы со всех уголков России.

«Выставка – результат коллаборации сообщества «ВКонтакте с авторами» и музея современного искусства «Эрарта». Для создания работ на тему «Генерируя искусство будущего» непрофессиональным художникам было предложено вдохновиться нейросетями: выйти за привычные рамки, смешать разные техники и добавить необычные элементы в произведения. Организаторы сделали упор на междисциплинарный подход к творчеству. Благодаря этому на выставке представлена не только живопись, но и скульптура, фотография, анимация, арт-объекты с элементами сюрреализма и работы в технике ковровой вышивки», – пояснили в музее.

Участниками выставки стали более 70 авторов из разных регионов России. Победители конкурса прошли тщательный отбор: организаторы отсмотрели более 1000 работ в разных техниках. Выставка продлится до 12 ноября 2023 года.

***

На киностудии «Ленфильм» открылась… вы угадали… выставка, посвящённая памяти выдающегося художника кино Владимира Светозарова. Она называется «Другие могут быть другими».

За полвека работы на «Ленфильме» мастер создал визуальный ряд лучших кинокартин своего времени: в его фильмографии – более 40 лент. Гости выставки увидят эскизы Владимира Светозарова к фильмам «Ася», «Собачье сердце», «Объяснение в любви», «Не болит голова у дятла», «Никудышная», «Мастер и Маргарита», «Снегурочку вызывали?», «Ключ без права передачи», «Хрусталев, машину!», «Идиот» и многим другим.

«Мы разделили выставку на три основных части. В первой части у нас будет биографический уголок с семейным альбомом. Далее – самая большая часть посвящена творчеству Светозарова, его фильмам. Последний уголок – итог пути художника – преподавание, передача своего опыта молодым. Это – творческая мастерская Владимира Иосифовича в СПбГУ. Его занятия проходили в необычном формате: Светозарову были чужды лекции, и он собирал ребят в кружок, который он сам называл «засиды». Здесь всегда царили живое обсуждение и дискуссии. Вот такая «засида» будет венчать нашу выставку. Мы хотим, чтобы посетители могли глубже прочувствовать внутренний мир Светозарова, понять, почему его творчество было так любимо, востребовано и остается актуальным и сегодня», – рассказала одна из кураторов выставки, художник Мария Шеметова.

Выставка будет работать до 18 ноября (с 11:00 до 20:00). Вход свободный.

***

А кругом выставки, выставки, выставки… Но не только! В городе открылся – и будет работать до 12 декабря – международный фестиваль искусств Востока DAIRAFEST. Большая часть входящих в него событий состоится в культурном квартале «Брусницын», который находится на Кожевенной линии, 30.

Билеты на все мероприятия продаются на официальном сайте фестиваля и площадках-агрегаторах. На сайте можно найти и подробную программу.

В рамках этого фестиваля уже 22 октября – в воскресенье – на Новой сцене Александринского театра состоится концерт Ансамбля Международного центра мугама под руководством Тайяра Байрамова (Азербайджан). Билеты на это мероприятие можно приобрести также на сайте театра.

«Мугам — классическое музыкально-поэтическое искусство азербайджанского народа. Эти произведения происходят из устной народной традиции и сами стали фундаментом для новых жанров: композиторы создают симфонические мугамы, джаз-мугамы, и даже первые азербайджанские оперы основаны на этой музыке», – поясняют в Александринском театре.

***

В Большом зале Филармонии в субботу вечером можно будет услышать нечасто гостящее в репертуарах академических оркестров произведение – вторую симфонию Густава Малера. Причина её редкого появления на концертных площадках – в необходимости привлекать расширенный состав исполнителей. В этот вечер на сцене – симфонический оркестр и хор московского театра Новая Опера под управлением главного приглашенного дирижёра театра – Яна Латама-Кёнига.

«Вторая симфония получила название «Воскресение» – по названию стихотворения Фридриха Клопштока, фрагменты которого композитор использовал в пятой части цикла. Как любая симфония Малера, эта партитура – безбрежная Вселенная, наполненная философским содержанием. Цикл рождался постепенно: первая часть, названная «Тризной», была написана в 1888 году; в ней, по словам автора, он хоронит героя своей Первой симфонии. В переписке Малера читаем: «Эта часть – великий вопрос: почему ты жил? Почему страдал? Неужели все это — только огромная страшная шутка?.. В чьей жизни хоть однажды раздал­ся этот призыв, — тот должен дать какой-нибудь ответ; и этот ответ я даю в последней части». Вторая часть – воспоминание о давно ушедшем; подчеркивая её «выпадение» из смысловой линии остальных частей цикла, композитор поместил в партитуру ремарку: «выдержать паузу [перед началом части] по крайней мере пять минут». Вторая и третья части появились на свет в 1893 году, а решение для финала возникло в 1894 году, когда Малер услышал на похоронах великого дирижера Ганса фон Бюлова хорал на текст того самого стихотворения Клопштока: «Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого», – рассказывают о произведении в Филармонии.

Билеты доступны на сайте Филармонии. Цены, надо отметить, вполне демократичные по нынешним сложным временам.

***

Наконец, с 20 по 28 октября в городе – на множестве различных площадок – проходит кинофестиваль «Послание к человеку». Это одно из уже традиционных добрых мероприятий, на которое, кажется, неспособны повлиять ни пандемия, ни политика.

«Зрителям покажут почти две сотни картин, отобранных со всего света. В Международном, Национальном и Экспериментальном конкурсе In Silico жюри и зрители оценят 63 картины. В 2023 году на Фестиваль пришло более 2000 заявок из 82 стран мира. В программе 33-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку»: 189 фильмов, 119 сеансов, 44 страны-участника, 144 часа кино – это 6 дней непрерывного кинопоказа!» – рассказывают организаторы.

Программа доступна на сайте мероприятия.