Site icon ИА «Диалог»

«Мы должны раскрашивать мир детей»: директор новой школы на Парнасе — об учениках и профессии

Первого сентября на Парнасе в МО Парголово для учеников открыла свои двери абсолютно новая 142-я школа. Учебное заведение построили с нуля, а его открытия жители района ждали давно. Новая школа способна вместить в своих стенах более тысячи учеников, а ещё она оснащена новейшим оборудованием: тут целых два бассейна, есть даже собственный скалодром!

Примерно половина преподавательского состава – это молодые специалисты. Глава учебного учреждения Алексей Сергеевич Козлов в прошлом работал учителем информатики и заместителем директора 120-й школы. Он любезно согласился провести нам экскурсию по широким коридорам, специализированным кабинетам и другим помещениям школы, а также поговорил с нами о детях, коллективе, гендерном равноправии за школьной партой и роли учителя в жизни ребенка.

— Расскажите, как прошло открытие школы?

— Раз мы сейчас здесь, а ученики пришли на линейку первого сентября в новую школу – значит, открытие прошло успешно. На самом деле мы всё успели, и в день знаний встретили здесь почти тысячу детей.

— Мы беседуем в преддверии Дня учителя. Скажите, Вы сами преподаете?

— Я учитель информатики, хотя учился изначально на инженера космического приборостроения в ГУАПе. Уже на первом курсе университета я начал работать в отделении социально-культурного развития вуза. А потом прошел переподготовку и вернулся в школу, в которой учился. Работал педагогом-организатором, потом учителем информатики, а в 2015 году стал заместителем директора 120-й школы. В этом году меня назначили руководителем сюда.

— Почему решили пойти работать в родную школу учителем?

— Хотелось продолжать педагогическую династию. Моя мама – учитель физики, тоже была замдиректора, брат также преподает информатику. Но мама не настаивала – это была наше желание.

— Изменилась ли, по-вашему, профессия? У вас перед глазами был пример мамы-учителя.

— Все меняется, ведь мы находимся в инертном мире: меняются обстоятельства, система образования, дети и родители меняются. Сложно сравнивать, стало труднее или легче. Но могу сказать точно, что труд педагога был непростым и таким же остается.

— Что вы имели в виду, когда сказали, что меняются дети?

— У детей стало больше источников информации. Раньше таким источником был первый учитель, сейчас их множество: гаджеты, Интернет. Загруженность информационного поля сказывается на мыслительной деятельности. У современных детей энергия истощаются быстрее из-за этого.

— У вас ведь даже есть классы для особенных детей?

— Да, школа предусматривает исполнение нескольких адаптированных образовательных программ по разным направлениям. В этом году мы открыли адаптированную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи. С ребятами работают логопеды, учебные специалисты в своей области. У таких детей немного другой учебный план, у них пять начальных классов. Затем они проходят специальную комиссию и идут либо на общеобразовательные программы, либо продолжают обучение по адаптированной программе. В итоге такие дети получают такое же образование, идут учиться и получают профессии.

— Пока мы искали ваш кабинет, увидели много интересных классов. Расскажите о том, что особенного есть в школе?

— Школа оснащена полностью. Есть специальные кабинеты физики и химии, четыре лингафонных класса по английскому языку для того, чтобы заниматься разговорным языком с ребятами. В будущем собираемся вводить второй иностранный язык. Также у нас есть два мобильных компьютерных класса, театральная студия и студия вокала, а ещё – зал для хореографии со станками. В школе два больших спортзала, стадион, большой и маленький бассейны. Скоро будем открывать туристическое направление, так как рядом у нас Шуваловский парк. Сейчас ищем педагога для этого с образованием скалолаза, ведь у нас есть свой скалодром, чтобы дети могли развивать координацию и физическую подготовку. Ещё отмечу всё необходимое для технологии: мастерские по обработке материалов, станки, студию текстиля.

— А гендерное разделение в этом вопросе ещё существует?

— Есть принцип, согласно которому девочки должны учиться с девочками, а мальчишки – с мальчишками, но при желании можно перейти, куда хочется. Например, если мальчик хочет готовить, он может пойти в студию кулинарии. Поэтому если будет изъявлено желание девочки обрабатывать дерево или металл, то она также может пойти этим заниматься. Мы поддерживаем это, ведь мальчик, который еще в школе понял, что хочет быть дизайнером, пойдёт потом в профильный университет, а затем может открыть какой-нибудь бренд собственного производства. И школа будет этим гордиться.

— Как Вы считаете, что самое важное в профессии учителя?

— Я думаю, это способность найти взаимопонимание с классом и отдельным ребёнком. Для учителя начальных классов – дать старт, увлечь. Детям должно быть интересно слушать педагога. Мы должны раскрашивать мир детей, чтобы он открывался для них в новых красках. Очень важно как раз видеть и понимать, какой интерес проявляется у ребёнка, в чем он особенный. Учителю нужно научиться быть наставником, чтобы выбор будущей профессии ребёнка был максимально осознанным.

— У вас ведь работает много молодых учителей?

— Да, только что окончивших университет – 12 человек. Это учителя, для которых наша школа – первая полноценная работа. А в целом педагогов со стажем работы до трёх лет у нас около 50 %. В школе хорошо развита система наставничества и методического сопровождения молодых специалистов, поэтому они быстро «вливаются» в рабочий процесс.

— Вы сейчас не преподаёте, но хотели бы вернуться к учебной деятельности?

— Конечно. Я вообще считаю, что нельзя отрываться от образовательного процесса, от педагогики. Директор должен чувствовать и знать современное поколение детей, с которым работают в школе. Хоть какие-то учебные часы у него должны быть. Может быть, всегда в разных классах, а может, в одних и тех же, чтобы посмотреть динамику. Я хочу, чтобы у меня не было отрыва от моих учеников.

Беседовал Роман Деренский / ИА «Диалог»

Фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»