С 15 по 20 августа в Калининграде проходил смотр короткометражного и дебютного кино «Короче». Фестиваль состоялся уже в одиннадцатый раз — и, кстати, если раньше на нём смотрели только короткий метр, то сейчас мероприятие увеличило свой хронометраж за счёт того, что организаторы добавили в программу конкурс полнометражных фильмов, но только дебютных. Мы редко пишем о «внепетербургских» мероприятиях, но фестиваль «Короче» — это тот случай, когда от традиций можно отойти.
Дело в том, что «Короче» часто знакомит нас с фильмами, которые впоследствии становятся успешными и обсуждаемыми. Например, пару лет назад на «Короче» показывали анимационную короткометражку «БоксБалет», которая в прошлом году вошла в лонг-лист «Оскара».
На фестивале этого года анимационных фильмов было немного, однако лучший из них (так решило жюри) действительно заслуживает внимания. Лента называется «Расцветшая зима», снял её Александр Бруньковский, а в основу сценария лёг рассказ легендарного итальянского писателя и сценариста Тонино Гуэрры. Кино сделано сложно, выглядит красиво, а чувствуется трогательно. «Расцветшая зима» — это фильм о расставании, здесь смешивается серьёзное и смешное, а ещё картина полна интересных образов, запоминающихся диалогов и символизма — как на уровне картинки, так и на уровне идеи.
Ещё один фильм-победитель, лауреат сразу двух призов — лента «Здесь и сейчас» Павла Королько. Короткометражка завоевала приз за лучшую режиссуру и специальную награду от журнала «Искусство кино». Это действительно очень смелый фильм, а ещё — притча о дружбе и непростом жизненном пути, который нужно проходить, улыбаясь, пока ноги идут, глаза боятся, а руки делают.
Другие фильмы победители в конкурсе короткого метра это:
- «Бернаки» — лучший сценарий
- «БИГ» — лучшая операторская работа
- «Мне надо вам что-то сказать» — лучший фильм
- «Друг, эпизод 7» — специальный приз
К сожалению, о некоторых фильмах конкурса трудно что-либо написать, потому что их сложно вспомнить. А в случае с коротким метром и дебютом это не очень хороший расклад: ведь и короткометражки, и дебютные фильмы должны чётко попадать зрителю в глаз, а не в бровь.
А теперь – о фильмах, которые наград не получили. Однако это тот случай, когда кино попадает даже не в глаз, а прямо в сердце. Сложно, например, представить, что фильм Кирилла Логинова «9 сантиметров» кому-то может «не откликнуться», ведь это кино о многом и многих: о вере в мечты и внутреннем свете, а может, и об одном себе: о поиске собственного места и важности быть таким, какой ты есть. А по сюжету — это история клоуна, который умеет летать, человека, вся жизнь которого — даже не театр, а цирк. Фильм хорош не только прямолинейностью доброго посыла, его также делают цельным сильный сюжет и чудесная актёрская игра.
Ещё один фильм, бьющий точно в цель — это «По-человечески» Ярослава Лебедева. Возможно, самый мощный короткий метр фестиваля: по-настоящему мрачная и по-доброму злая чёрная комедия (смешная!) о двух друзьях, пытающихся похоронить друга меньшего — кота. Фильм, который действительно интересно смотреть: есть ощущение, что Ярослав мог бы снять полный метр на основе этого сценария, и на то, чтобы сохранить работу увлекательной, таланта бы ему хватило с головой.
Что касается конкурса полнометражного кино, то там победители такие:
- «Бери да помни» – главный приз;
- «Чайка» – специальный приз жюри;
- «Аквариум» – ещё один специальный приз;
- «Сказки Гофмана» – специальный приз телеканала «Россия 1» (режиссер Тина Баркалая будет поддержана телеканалом в выпуске фильма).
Из не отмеченных жюри работ хочется выделить два ярких дебюта – «Крецул» Александры Лихачёвой и «Летом асфальт теплый» Ирины Бас. Первый фильм – трогательная спортивная драма о мужской дружбе с молдавским темпераментом, второй – душещипательная семейная драма с яркой актёрской игрой знаменитой Виктории Исаковой и начинающей Марии Мацель.
Жюри секции полнометражного кино в этом году возглавляли Борис Хлебников и Наталья Мещанинова, а председателем жюри короткого метра выступил Алексей Герман-младший.
Роман Деренский / ИА «Диалог»