В культурном центре «Севкабель Порт» работает первая в России масштабная выставка, посвящённая японским графическим рассказам (манга). Фотокорреспондент «Диалога» побывал на этой экспозиции и принёс примечательные подробности об этом искусстве, за которым стоит больше, чем кажется на первый взгляд.
«На выставке показаны не только первые издания культовой манги – например, полное собрание сочинений «Бога манги» Осаму Тэдзуки, насчитывающее более 350 томов, но и оригиналы рукописей тушью, целлулоидные кадры для покадровой анимации, автографы именитых мангак, оригинальные аниме-постеры, журналы манги, как современные, так и работы 1960-1970-х гг., скульптуры с изображением героев аниме и манги, выпущенные ограниченным тиражом, иллюстрированные книги и японские гравюры XVIII–XIX вв. и многое другое», – рассказывали организаторы перед открытием выставки.
Да, экспозиция весьма обширна – двадцать залов, 2500 квадратных метров. Среди представленного там материала – никогда прежде не выставлявшиеся эскизы, наброски и рукописи, а также первые тиражи произведений, считающихся важнейшими для истории манги. Посетители могут узнать, например, что несерьезный на первый взгляд жанр (ну, комиксы, ну, похоже на аниме…) имеет гораздо более глубокую историю, чем может показаться неспециалисту.
«Идея организовать масштабную выставку манги в России появилась в 2019 году, во время проведения выставки City Manga в Британском музее. Крупнейшая выставка манги за пределами Японии вызвала ощутимый резонанс в художественных кругах Лондона и стала поводом для обсуждения вопроса, озадачившего как высоколобых критиков, так и обычных посетителей: манга – это полноценное искусство или индустрия повседневных развлечений? Куратор российской выставки, специалист по культуре Японии Анна Пушакова доказывает, что манга – искусство, прошедшее долгий путь развития и имеющее глубокие корни в традиционной культуре Японии», – рассказали организаторы.
Даже те, кто практически ничего не знает об изобразительном искусстве Японии, наверняка назовут одного художника – Кацусику Хокусая. Его «Большая волна в Канагаве» и «Победный ветер (Красная Фудзи)» – пожалуй, два самых узнаваемых произведения в живописи Страны восходящего солнца. Но у истоков нынешней манги стоял именно он, и экскурсия по выставке начнется с зала, где представлены два тома первого издания (ещё XIX века) его знаменитой «Манги». История раннего периода продолжается изданиями из частных коллекций: газетами, книгами, журналами и приложениями к ним. Многим из этих предметов около ста лет, и они никогда ранее не выставлялись, отмечают устроители выставки.
Разумеется, в дальнейшем на мангу оказала сильное влияние западная (в первую очередь – американская) культура комиксов. Наблюдать за эволюцией этого явления можно в хронологической последовательности, охватывающей весь XX век – путь по выставке завершается залами «Наруто» и «Атаки титанов». Любопытно, что адаптировать к такой изобразительной форме удавалось даже такие классические литературные произведения, как «Отверженные» Виктора Гюго, «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского, «Гамлет», «Король Лир», «Макбет» Уильяма Шекспира. Вот нам и «несерьёзный жанр».
Но выставка – это не только статичные экспонаты, но и обширная сопутствующая программа. Например, уже в это воскресенье, 2 июля, там состоится мастер-класс «Манга-страница: фрейм, содержание, персонажи» (начало – в 14 часов, билеты – по ссылке).
«В планах на выходные – много рисовать и творить. Создадим свои манга-странички, но сначала – разберём по полочкам теорию под руководством художницы Кристины Маключенко, ведущей мастер-классов при Центре манги и комиксов. Узнаем, как правильно расположить объекты, чтобы управлять взглядом читателя, и с какими трудностями могут столкнуться художники при создании своих работ», – обещают организаторы.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»